Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Коннект" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Федерального агентства по делам молодежи (далее - Аукционная комиссия) при проведении аукционной комиссией, Федеральным агентством по делам молодежи (далее - Заказчик), ЗАО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание комплекса услуг по организации и проведению молодежного фестиваля кино о малой родине (номер извещения 0173100003516000122) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела Комиссией в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента рассмотрение жалобы перенесено с 14.02.2017 на 15.02.2017.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 30.12.2016 (далее - ЕИС);
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 000 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 15 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) победителем Аукциона признано ООО "Фемида-РИДС" с ценой контракта 1 840 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуги должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 03.02.2017 N0173100003516000122-4 (далее - Протокол) участнику закупки с порядковым номером заявки "8" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, в своей заявке не указал конкретные показатели в отношении товаров, указанных в пункте 5 Технического задания, а именно: вида карандаша, в части наличия ластика; вида скотча.
При этом, в соответствии с Техническим заданием документации об Аукционе, участникам закупки необходимо указать следующие характеристики: карандаш простой (должен быть заточенный, профиль карандаша должен быть трехгранный, с ластиком либо без, материал корпуса дерево, вид карандаша: стандартная твердость HB (ТМ), твердость грифеля: HB (ТМ)) -10 шт., скотч прозрачный (тип клейкой ленты: канцелярская, без диспенсера, ширина клейкой ленты: до 20 мм, длина намотки клейкой ленты до 35 м) - 5 штук; скотч прозрачный (тип клейкой ленты: канцелярская, без диспенсера, ширина клейкой ленты: до 55 мм; длина намотки клейкой ленты: до 35 м) - 5 штук.
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что заявка содержит следующую информацию: "карандаш простой (заточенный, профиль карандаша трехгранный, с ластиком либо без, материал корпуса дерево, вид карандаша: стандартная твердость HB (ТМ), твердость грифеля: HB (ТМ)) -10 шт.,", "скотч прозрачный (тип клейкой ленты: канцелярская, без диспенсера, ширина клейкой ленты: 19 мм) - 5 штук", "скотч прозрачный (тип клейкой ленты: канцелярская, без диспенсера, ширина клейкой ленты: 48 мм) - 5 штук".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе, предлог "либо" следует читать, как "или".
Таким образом, характеристики "карандаша простого", представленные в составе заявки Заявителя не соответствуют требованиям, содержащейся в Техническом задании документации об Аукционе.
На основании изложенного, Аукционная комиссия правомерно приняла решение об отклонении заявки Заявителя в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
Вместе с тем, в Техническом задании документации об Аукционе установлено, что участникам закупки в составе заявок необходимо представить: 14) скотч прозрачный (тип клейкой ленты: канцелярская, без диспенсера, ширина клейкой ленты: до 20 мм, длина намотки клейкой ленты до 35 м) - 5 штук; 15) скотч прозрачный (тип клейкой ленты: канцелярская, без диспенсера, ширина клейкой ленты: до 55 мм; длина намотки клейкой ленты: до 35 м) - 5 штук.
Таким образом, заявка Заявителя содержит предложение о поставке двух видов скотча, что не противоречит требованиям документации об Аукционе.
Комиссия, изучив заявки участников закупки, представленные представителями Заказчика, установила, что заявки с порядковыми номерами, в том числе, "9" и "11" отклонены по аналогичному основанию, в связи с тем, что в заявках на участие в Аукционе предложено 2 вида скотча.
Вместе с тем, Комиссия пришла к выводу, что предлагаемые участниками закупки 2 вида скотча не противоречат технической части документации об Аукционе.
В этой связи, действия Аукционной комиссии, принявшей решение о признании заявок с порядковыми номерами "9" и "11" несоответствующими требованиям документации об Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также, в соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе, при указании габаритных размеров в виде А*В*С мм, установленное Заказчиком условие касается только значения, рядом с которым указано требование.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок, в связи с тем, что инструкция содержит двусмысленное толкование.
Также, символ "*" имеет несколько значений: "символ "*" звездочка означает, что крайние значения диапазона должны включаться в предлагаемое значение. В случае наличия при описании товара символа "*" звездочка данный символ имеет приоритетное значение по отношению к иным символам, знакам и условиям" и "символ "*" (звездочка в верхнем регистре) участник должен указать значение, с учетом настоящей инструкции в отношении остальных предлогов и символов, кратное трем".
Комиссия приходит к выводу, что указанное положение инструкции вводит в заблуждение участников закупки, так как символ "*" звездочка и символ "*" звездочка в верхнем регистре схожи до степени смешения и их можно трактовать разными способами.
Также, в соответствии с Техническим заданием документации об Аукционе, участникам для заполнения заявок на участие в Аукционе, необходимо выбрать: 5 (пять) наборов (цвета черный, синий; красный, желтый) маркеров.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе, символ ";" (точка с запятой) следует читать как "или", символ "," (запятая) следует читать как "и".
Таким образом, не представляется возможным установить, каким образом участнику закупки необходимо указать цвета маркеров, а именно: выбрать цвета черный или синий либо выбрать цвет черный, или цвета синий, зеленый, красный.
Также, в соответствии с Техническим заданием документации об Аукционе, участникам закупки в составе заявок на участие в Аукционе необходимо представить процессор эффектов, диапазон рабочих частот должен быть 8 Гц - 22 кГц.
В инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе установлено, что если в требуемом значении присутствуют слова "в диапазоне", то значение нужно указывать в виде диапазона, при этом установленные Заказчиком крайние значения не включаются в диапазон допустимых.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что данный пункт инструкции вводит в заблуждение участников закупки, так как нельзя однозначной прийти к выводу, в каком именно диапазоне нужно указать значение.
При этом, заявка участника с порядковым номером "14" отклонена, в том числе, по указанному показателю.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ООО "Плацебо" обратилось в ФАС России с жалобой на действия Заказчика, при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией Аукциона.
Согласно жалобе ООО "Плацебо" Заказчиком, Аукционной комиссией установлены сокращенные сроки для подачи заявок на участие в Аукционе.
Комиссия, рассмотрев 18.01.2017 Жалобу Заявителя признала ее обоснованной. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 18.01.2017 по делу N К-40/17 (далее - Решение), принятым в результате рассмотрения жалобы ООО "Плацебо", в действиях Заказчика, Аукционной комиссии выявлены нарушения части 2 статьи 63, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся, в установлении сокращенных сроков подачи заявок на участие в Аукционе; в отсутствии в проекте государственного контракта условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в случае, если контракт будет заключен с физическим лицом.
На основании решения от 18.01.2017 по делу N К-40/17 Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе от 18.01.2017 по делу N К-40/17 (далее - Предписание), в соответствии с которым Заказчику, Аукционной комиссии предписано привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 18.01.2017 по делу N К-40/17.
Срок исполнения Предписания - 01.02.2017.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком Предписание не исполнено, поскольку в проекте государственного контракта не установлено положение об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в случае, если контракт будет заключен с физическим лицом.
Таким образом, действия Заказчика, не исполнившего Предписание в установленный срок, нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Коннект" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 15.02.2017 по делу N К-120/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 февраля 2017 г. N К-120/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был