Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона N 68722-7 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в части предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам), внесенный Законодательным Собранием Амурской области, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить пункт 8 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" новым абзацем вторым, в соответствии с которым земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, установленных законом субъектов Российской Федерации, могут предоставляться в аренду на срок до пяти лет без проведения торгов впервые зарегистрированным крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, его принятие позволит начинающим фермерам заключать договоры аренды по более низкой цене, что будет для них хорошей поддержкой на начальном этапе. Кроме этого, по мнению авторов законопроекта, предлагаемые изменения позволят гражданам, уже получившим "дальневосточный гектар" и планирующим заниматься сельским хозяйством, расширить деятельность и зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (крестьянского (фермерского) хозяйства), что, в свою очередь, приведет к увеличению доходов бюджетов всех уровней и занятости населения на Дальнем Востоке.
По мнению Комитета, в настоящее время земельным законодательством предусмотрено значительное количество возможностей предоставления в аренду земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в целях стимулирования развития и поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств.
Так, в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а также со статьей 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам без проведения торгов в следующих случаях:
1) если земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и выделенные в счет невостребованных земельных долей, передаются использующим эти земельные участки крестьянским (фермерским) хозяйствам;
2) если земельные участки ранее предоставлены для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения и права на которые переоформляются в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";
3) если крестьянское (фермерское) хозяйство является участником программ государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Однако в этом случае предоставление земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанная статья допускает также возможность приобретения крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления его деятельности в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае отсутствия конкуренции и спроса на испрашиваемый земельный участок со стороны других крестьянских (фермерских) хозяйств (пункты 5, 6 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в настоящее время в соответствии с действующим законодательством для крестьянских (фермерских) хозяйств предусмотрен льготный порядок приобретения на праве аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, а торги организуются лишь в случае заинтересованности в таких земельных участках других крестьянских (фермерских) хозяйств, что представляется справедливым и обоснованным.
В этой связи предлагаемое законопроектом наделение впервые зарегистрированных крестьянских (фермерских) хозяйств преимущественным перед другими такими же субъектами земельных отношений правом приобретения на льготных условиях земельных участков требует, по мнению Комитета, дополнительного обоснования. При этом не вполне ясно, что подразумевается законопроектом под "впервые зарегистрированным" крестьянским (фермерским) хозяйством, в частности, в течение какого срока вновь образованное крестьянское фермерское хозяйство может быть причислено к начинающим фермерам и быть однозначно дифференцировано с иными такими же ранее образованными хозяйствами.
В связи с изложенным, Комитет по аграрным вопросам считает, что проект федерального закона N 68722-7 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в части предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам), внесенный Законодательным Собранием Амурской области, нуждается в существенной доработке.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.