Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 февраля 2017 г. N 53-КГ16-29
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Кириллова В.С. и Фролкиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 февраля 2017 г. гражданское дело по иску Кубарева Д.Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Красноярска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости
по кассационной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Красноярска Студилина М.И. на решение Советского районного суда г. Красноярска от 14 июля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 19 октября 2015 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Кубарев Д.Г. 4 августа 2014 г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Красноярска (далее - ГУ - УПФ РФ в Советском районе г. Красноярска, пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе в назначении трудовой пенсии по старости, о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов работы с 7 июня 1999 г. по 22 декабря 2008 г. в должности бортпроводника ОАО "Красноярские авиалинии", с 19 июля 2010 г. по 7 ноября 2013 г. в должности бортпроводника и старшего бортпроводника ООО "Северный ветер", с 8 ноября 2013 г. по 20 июня 2014 г. в должности старшего бортпроводника авиакомпании "Икар" и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований Кубарев Д.Г. ссылался на то, что 5 марта 2014 г. он обратился с заявлением в ГУ - УПФ РФ в Советском районе г. Красноярска о досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 1 и 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
Решением пенсионного органа от 11 марта 2014 г. Кубареву Д.Г. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ ввиду недостижения соответствующего возраста, а по подпункту 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ - ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на назначение такой пенсии. При этом оценка его пенсионных прав была произведена пенсионным органом на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
По мнению Кубарева Д.Г., при рассмотрении вопроса о возможности досрочного назначения ему трудовой пенсии по старости оценку его пенсионных прав необходимо производить в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ с учетом периодов его работы в должности бортпроводника в ОАО "Красноярские авиалинии" с 7 июня 1999 г. по 22 декабря 2008 г., в должностях бортпроводника и старшего бортпроводника ООО "Северный ветер" с 19 июля 2010 г. по 7 ноября 2013 г., старшего бортпроводника авиакомпании "Икар" с 8 ноября 2013 г. по 20 июня 2014 г. С учетом названных периодов работы он имеет трудовой стаж в летном составе гражданской авиации не менее 25 лет, что дает ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Оценка пенсионным органом пенсионных прав Кубарева Д.Г. в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ без учета приведенных периодов работы на должностях летного состава гражданской авиации, нарушает право истца на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Решением Советского районного суда г. Красноярска от 14 июля 2015 г. исковые требования Кубарева Д.Г. удовлетворены: решение ГУ - УПФ РФ в Советском районе г. Красноярска от 11 марта 2014 г. об отказе Кубареву Д.Г. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости признано незаконным, на ответчика возложена обязанность включить в специальный стаж Кубарева Д.Г. периоды его работы с 7 июня 1999 г. по 22 декабря 2008 г. в ОАО Авиакомпания "Красноярские авиалинии" в должности бортпроводника, с 17 июля 2008 г. по 7 ноября 2013 г. в ООО "Северный ветер" в должности бортпроводника, старшего бортпроводника, с 8 ноября 2013 г. по 28 февраля 2014 г. в ООО "Авиакомпания "Икар" в должности старшего бортпроводника и досрочно назначить трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ с 5 марта 2014 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 19 октября 2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением Советского районного суда г. Красноярска от 9 августа 2016 г. ГУ - УПФ РФ в Советском районе г. Красноярска восстановлен срок на подачу кассационной жалобы на решение Советского районного суда г. Красноярска от 14 июля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 19 октября 2015 г.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе начальника ГУ - УПФ РФ в Советском районе г. Красноярска Студилина М.И. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы начальника ГУ - УПФ РФ в Советском районе г. Красноярска судьёй Верховного Суда Российской Федерации Кирилловым В.С. 21 сентября 2016 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 12 января 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации стороны, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, о причинах неявки не сообщили. На основании статьи 385 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Кубарев Д.Г., 21 февраля 1975 года рождения, работал в ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" в должности бортпроводника службы бортпроводников в период с 7 июня 1999 г. по 22 декабря 2008 г., с 4 июня 2009 г. по 22 июня 2010 г. в ЗАО АК "Заполярье" бортпроводником в службе бортпроводников, с 19 июля 2010 г. по 7 ноября 2013 г. в ООО "Северный ветер" бортпроводником в службе бортпроводников, с 1 марта 2011 г. переведен старшим бортпроводником отделения кабинных экипажей авиационной группы оперативного базирования. С 8 ноября 2013 г. Кубарев Д.Г. работал в ООО "Авиакомпания "Икар" старшим бортпроводником, с 27 мая 2014 г. он был переведен на должность инструктора-проводника бортового, где продолжал работать по день рассмотрения дела в суде первой инстанции.
На 20 июня 2014 г. Кубарев Д.Г. имеет определенный налет часов, который зафиксирован в его летной книжке (7 933 часа 28 минут).
5 марта 2014 г. Кубарев Д.Г. обратился в ГУ - УПФ РФ в Советском районе г. Красноярска с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 1 и 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
Решением ГУ - УПФ РФ в Советском районе г. Красноярска от 11 марта 2014 г. Кубареву Д.Г. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости: по подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ - в связи с не достижением требуемого возраста 50 лет; по подпункту 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ - ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на назначение такой пенсии. При этом в стаж не зачтены периоды работы Кубарева Д.Г. бортпроводником в АО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии", бортпроводником в авиакомпании "Северный ветер", в ЗАО "Авиакомпания "Заполярье", так как данные должности не относятся к работе в летном составе гражданской авиации. Оценка пенсионных прав Кубарева Д.Г. произведена пенсионным органом на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, на 4 марта 2014 г. специальный стаж Кубарева Д.Г., дающий право на досрочное назначение пенсии, составил 12 лет 2 месяца 1 день, страховой стаж составил 22 года 4 месяца 22 дня.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Кубарева Д.Г. о признании за ним права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как работнику летного состава гражданской авиации (подпункт 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что пенсионное законодательство, не определяя перечня должностей летного состава гражданской авиации, относит к лицам, приобретшим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, всех членов экипажей воздушных судов и летательных аппаратов независимо от того, на какой должности они работают, поэтому право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с работой в гражданской авиации приобретают члены экипажей воздушных судов гражданской авиации.
При этом суд исходил из того, что Кубарев Д.Г. принимал непосредственное участие в выполнении полетов, являлся бортпроводником, старшим бортпроводником - членом кабинного экипажа, который в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна.
С учетом того, что на момент обращения Кубарева Д.Г. в ГУ - УПФ РФ в Советском районе г. Красноярска с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с работой в гражданской авиации его стаж составил более 25 лет (в соответствии с пунктом 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459), суд признал за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по подпункту 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ с даты обращения в пенсионный орган, а именно с 5 марта 2014 г.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на момент обращения Кубарева Д.Г. в пенсионный орган, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 этого закона, мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в лётном составе гражданской авиации, а при оставлении лётной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Аналогичное правовое регулирование по назначению пенсии работникам лётного состава гражданской авиации закреплено в пункте 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 г.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Такие же положения содержатся в части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Правительством Российской Федерации в рамках предоставленного ему полномочия 18 июля 2002 г. принято постановление N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам лётного состава гражданской авиации в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С 1 января 2015 г. также вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с указанными постановлениями Правительства Российской Федерации при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым, в частности, на работах с вредными условиями труда, применяется Список N 1, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10; в лётном составе гражданской авиации применяется Список должностей работников лётного состава, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459.
Статьёй 79 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утратившего силу с 1 января 2002 г. в связи с введением в действие Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", было определено, что пенсия в связи с работой в лётном и лётно-испытательном составе устанавливается: мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам - не менее 20 лет; при оставлении лётной работы по состоянию здоровья - мужчинам при выслуге не менее 20 лет, женщинам - не менее 15 лет. Пенсия в связи с работой по управлению воздушным движением устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полётами воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полётами воздушных судов. Пенсия в связи с работой в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов.
Списком должностей работников лётного состава, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утверждённым постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, предусмотрен исчерпывающий перечень должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости работникам лётного состава гражданской авиации. К ним отнесены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов; лётно-инструкторский состав; командно-лётный состав: руководители (их заместители), инспекторы и другие специалисты по лётной службе (лётной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее лётное свидетельство и участвующие в полётах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата; парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники-пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъёмы) на специальных спусковых (подъёмных) устройствах с вертолётов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.
Согласно пункту 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж пилотируемого воздушного суда состоит из лётного экипажа (командира, других лиц лётного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Пунктом 2.3.3 Наставления по производству полётов в гражданской авиации СССР, утверждённого приказом Министерства гражданской авиации СССР 8 апреля 1985 г. N 77 (действовал с 1 декабря 1985 г. и утратил силу с 9 ноября 2009 г. в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. N 198), к лётному составу экипажа были отнесены лица, имеющие действующее свидетельство лётного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, лётчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа отнесены бортпроводники, бортоператоры транспортных самолётов и другие специалисты, перечень которых определяется МГА.
Пунктом 3.1 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации", утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июля 2008 г. N 108 (утратил силу в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128), было определено, что экипаж воздушного судна состоит из лётного экипажа (командира, других лиц лётного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Пунктом 21 Федеральных авиационных правил производства полётов государственной авиации, утверждённых приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. N 275, к лётному составу отнесены лётчики, штурманы, курсанты (слушатели) лётных учебных заведений и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по медицинскому заключению к лётной работе и выполняющие функциональные обязанности в полёте в составе экипажа в соответствии с руководством по лётной эксплуатации воздушного судна.
Из приведённых нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по подпункту 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") из числа работников гражданской авиации имеют только отдельные категории таких работников, к числу которых относятся работники лётного состава экипажа воздушного судна. Бортпроводники не входят в лётный состав экипажа воздушного судна, относятся к кабинному экипажу, и их пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с правилами подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (с 1 января 2015 г. - пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), со Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утверждённым постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (раздел "Транспорт", подраздел 3 "Гражданская авиация", позиция 12003000-11217), что подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета Кубарева Д.Г. за спорные периоды его работы.
Такое разделение правовых оснований досрочного назначения трудовой пенсии по старости между бортпроводниками и лицами, входящими в лётный экипаж воздушного судна, связано с тем, что их функциональные обязанности различны по своей специфике и характеру, психофизиологические нагрузки, испытываемые ими во время полёта, не идентичны.
Положения указанных выше норм материального права судебными инстанциями при разрешении спора учтены не были, а вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что пенсионное законодательство, не определяя перечня должностей лётного состава гражданской авиации, относит к лицам, приобретшим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, всех членов экипажей воздушных судов и летательных аппаратов независимо от того, на какой должности они работают, основан на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Ссылка судов первой и апелляционной инстанций на пункт 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, в обоснование вывода о наличии у Кубарева Д.Г. необходимого общего налета часов на самолетах, из которого рассчитывается трудовой стаж, и, как следствие, права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как работнику лётного состава гражданской авиации несостоятельна, поскольку данным пунктом установлены правила исчисления срока выслуги только для работников авиации летного, инженерно-технического состава и службы управления воздушным движением, к которым Кубарев Д.Г., работавший в должности бортпроводника, не относится.
Наличие у Кубарева Д.Г. лётной книжки с указанием количества налёта часов, на что указал суд, удовлетворяя иск, само по себе не влечёт возникновения права на досрочное назначение пенсии по подпункту 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
С учётом приведённых обстоятельств обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, применить к спорным отношениям нормы права, их регулирующие, и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Советского районного суда г. Красноярска от 14 июля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 19 октября 2015 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Советский районный суд г. Красноярска.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Кириллов В.С. |
|
Фролкина С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пенсия по старости назначается досрочно мужчинам и женщинам, проработавшим в летном составе гражданской авиации не менее 25 лет и 20 лет соответственно. А при оставлении летной работы по состоянию здоровья - не менее 20 лет и 15 лет.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ подчеркнула, что лишь отдельные категории работников гражданской авиации имеют право на досрочное назначение пенсии по этому основанию.
К их числу относятся работники летного состава экипажа воздушного судна.
Бортпроводники не входят в летный состав экипажа, а относятся к кабинному экипажу. Они подпадают под другое основание, согласно которому пенсия назначается досрочно мужчинам по достижении 50 лет и женщинам по достижении 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7,5 лет на работах с вредными условиями труда и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Наличие у бортпроводника летной книжки, в которой зафиксирован налет часов, само по себе не приводит к возникновению права на досрочную пенсию как у работника летного состава.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 февраля 2017 г. N 53-КГ16-29
Текст определения официально опубликован не был