Апелляционное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 1 марта 2017 г. N 51-АПУ17-2
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Иванова Г.П.
судей Ведерниковой О.Н., Зыкина В.Я.
при секретаре Карпукове А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании материал по апелляционной жалобе Саденко О.В. на постановление Алтайского краевого суда от 27 декабря 2016 года, по которому жалоба
Саденко О.В. ...
на постановление Генеральной прокуратуры РФ от 17 ноября 2016 года о выдаче его правоохранительным органам Республики Казахстан для привлечения к уголовной ответственности за совершенное на территории данного государства преступление, - оставлена без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ведерниковой О.Н., объяснение Саденко О.В. и выступление адвоката Шевченко Е.М., просивших отменить постановление, мнение прокурора Кузнецова С.В. об оставлении постановления без изменения, Судебная коллегия установила:
постановлением Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 17 ноября 2016 года удовлетворен запрос Генеральной прокуратуры Республики Казахстан о выдаче Саденко О.В. правоохранительным органам Республики Казахстан для привлечения к уголовной ответственности за совершенное преступление на территории данного государства.
Не согласившись с данным решением, Саденко О.В. обратился в суд с жалобой, которая постановлением Алтайского краевого суда от 27 декабря 2016 года оставлена без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Саденко О.В. выражает несогласие с принятыми в отношении его решениями о выдаче, считает предъявленное ему заочно правоохранительными органами Республики Казахстан обвинение необоснованным и сфальсифицированным, указывает, что в 1998 году свободно пересек границу Российской Федерации и с тех пор проживает в Алтайском крае, имеет семью и троих дочерей, внука.
Сообщает, что о возбуждении против него уголовного дела узнал от родственников, не знал, что разыскивается в Республике Казахстан за совершение убийства, от правоохранительных органов не скрывался, на его родственников оказывалось давление, чтобы он сдался властям. Также указывает, что за приобретением российского гражданства, политического убежища или статуса беженца не обращался, просит дать ему такую возможность. Опасается за жизнь своих родственников, оставшихся в Казахстане. Просит еще раз рассмотреть материалы, представленные прокуратурой Республики Казахстан.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия находит постановление судьи законным, обоснованным и мотивированным.
Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступлений, является одним из важнейших видов международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, позволяющим обеспечить реализацию общепризнанного принципа неотвратимости уголовного преследования и наказания.
Общепризнано, что в вопросах международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства очень важно соблюдать баланс между осуществлением борьбы с преступностью и обеспечением прав и свобод человека и гражданина. Применительно к выдаче лица для уголовного преследования или исполнения приговора это обеспечение неотвратимости наказания за содеянное и защита прав и свобод запрошенного к выдаче лица
Согласно ч. 1 ст. 61, ч. 2 ст. 63 Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.
Отношения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан в сфере выдачи регулируются Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, согласно ч. 1 ст. 56 которой Договаривающиеся Стороны обязались в соответствии с условиями, предусмотренными данной Конвенцией, по требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.
При проверке судом первой инстанции законности и обоснованности решения о выдаче Саденко судом правильно применены нормы международного и российского права, в том числе, положения ч. 2 ст. 56 указанной выше Конвенции 1993 г. и ст. 462 УПК РФ, определяющие условия выдачи.
Из представленных материалов следует, что Саденко О.В. гражданином Российской Федерации не является, имеет гражданство Республики Казахстан. За приобретением российского гражданства, получением статуса беженца и политического убежища Саденко не обращался, на что указано также в его жалобе.
Органами предварительного расследования Республики Казахстан Саденко О.В. обвиняется в совершении 31 августа 1998 г. преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 96 УК РК - убийства, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 6 до 15 лет. Инкриминируемое Саденко О.В. деяние является уголовно наказуемым также по Уголовному кодексу Российской Федерации и предусмотрено частью 1 статьи 105 УК РФ - убийство, за которое установлено наказание в виде лишения свободы на срок от 6 до 15 лет.
Таким образом, судом правильно установлено, что деяние, за которое Саденко привлекается к уголовной ответственности на территории Республики Казахстан, наказуемо также по УК РФ и соответствует ч. 1 ст. 105 УК РФ, санкция которой предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок не менее 1 года.
В соответствии со ст. 78 УК РФ, лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки: пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления. Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. Течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда (части 2 и 3 указанной статьи).
Из представленных материалов следует, что 12 октября 1998 года Саденко О.В., которому 8 сентября 1998 г. заочно было предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 96 УК РК, в связи с невозможностью установить его местонахождение, объявлен в розыск следователем Экибастузского ГОВД, предварительное следствие по делу приостановлено. 6 июля 2013 года Саденко О.В. с санкции прокурора Павлодарской области объявлен в международный розыск.
Из копии листа экспресс-опроса Саденко О.В., задержанного по международному розыску 28 июля 2016 года сотрудниками ОП УМВД России по г. Барнаулу, исследованного в судебном заседании, следует, что Саденко покинул территорию Республики Казахстан в 1998 году, опасаясь привлечения к уголовной ответственности за то, что 31 августа 1998 г. из обреза ружья застрелил Б. (лист 47-48).
Таким образом, Саденко О.В. скрылся и тем самым уклонялся от следствия, в связи с чем, течение срока давности его уголовного преследования за преступление, совершенное в августе 1998 года, было приостановлено с 12 октября 1998 года. В результате, суд пришел к правильному выводу о том, что со дня установления местонахождения Саденко О.В. и его задержания не истекли установленные законом сроки давности привлечения к уголовной ответственности как в Республике Казахстан, так и в Российской Федерации.
Доводы жалобы о невиновности выдаваемого лица в совершении преступления рассматривались судом первой инстанции и правильно оставлены без рассмотрения, поскольку, в соответствии с требованиями п. 6 ст. 463 УПК РФ, суд ограничивается проверкой соответствия решения о выдаче данного лица законодательству и международным договорам РФ.
Судом правильно учтено, что в требовании о выдаче Саденко содержатся письменные гарантии Генеральной прокуратуры Республики Казахстан соблюдения в отношении него положений ст. 66 Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, согласно которым Саденко будет привлечен к ответственности только за то преступление, за которое запрашивается его выдача, и после окончания уголовного преследования либо судебного разбирательства, а в случае вынесения обвинительного приговора - после отбытия наказания, сможет покинуть территорию Республики Казахстан, не будет выдан, выслан или передан третьему государству без согласия компетентных органов России.
Кроме того, иностранное государство гарантировало, что преследование в отношении Саденко О.В. не носит политического характера и какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного или имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, убеждения и отношения к религии он не подвергнется (лист 20-21).
Также, Республика Казахстан гарантировала, что Саденко будут предоставлены все возможности для защиты, в том числе, помощь адвокатов, он не подвергнется пыткам, жестоким, бесчеловечным, унижающих достоинство видам обращения и наказания. В случае необходимости ему будут предоставлены надлежащие медицинское лечение и медицинская помощь.
Из представленных Республикой Казахстан документов следует, что за деяние, инкриминируемое Саденко, смертная казнь не предусмотрена уголовным законодательством запрашивающего государства.
Не доверять предоставленным государственным гарантиям у суда оснований не имелось.
Оснований отказа в выдаче, предусмотренных нормами международного и российского права, суд не установил и по материалам дела не усматривается.
Тот факт, что Саденко длительное время проживает на территории Российской Федерации, препятствием для его выдачи в целях привлечения к уголовной ответственности за убийство, совершенное на территории Республики Казахстан, не является, поскольку тяжесть предъявленного ему обвинения и значимость неотвратимости наказания за столь тяжкое преступление несопоставимы с его правом на поддержание нормальных семейных отношений.
Кроме того, в случае признания Саденко виновным в инкриминируемом преступлении и назначения ему наказания он не лишен возможности обращения с последующим ходатайством о передаче его для отбывания наказания в виде лишения свободы в государство, на территории которого он постоянно проживал. Такая процедура предусмотрена Конвенцией о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания (заключена в г. Москве 06.03.1998), участниками которой являются Российская Федерация и Республика Казахстан.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.15, 389.17, 389.18, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, Судебная коллегия определила:
постановление Алтайского краевого суда от 27 декабря 2016 года в отношении Саденко О.В. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Иванов Г.П. |
Судьи |
Ведерникова О.Н. |
|
Зыкин В.Я. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 1 марта 2017 г. N 51-АПУ17-2
Текст определения официально опубликован не был