Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 февраля 2017 г. N 47-АПГ17-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акбаровой Р.Р. о признании не действующим решения Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 11 августа 2015 года N 602 "Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования Оренбургский район" в части утверждения ставок арендной платы для малоэтажной застройки (индивидуального жилищного строительства, размещения дачных домов и садовых домов), установленных в пункте 2.1 приложения к решению, с момента вступления в силу с 1 сентября 2015 года
по апелляционной жалобе Акбаровой Р.Р. на решение Оренбургского областного суда от 21 ноября 2016 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда является законным и обжалованию не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Советом депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области принято решение от 11 августа 2015 года N 602 "Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования Оренбургский район" (далее - Решение N 602).
Акбарова Р.Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с момента вступления в силу Решения N 602 в части утверждения ставок арендной платы для малоэтажной застройки (индивидуального жилищного строительства, размещения дачных домов и садовых домов), установленных в пункте 2.1 приложения к этому решению.
Оспариваемыми положениями базовая ставка арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с видом разрешённого использования "для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства" установлена в размере 15 процентов в год от кадастровой стоимости земельного участка.
Административный истец полагает, что Решение N 602 в оспариваемой части не соответствует принципам недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при установлении арендной платы и учёте необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582) и пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), нарушает его права арендатора в связи с увеличением размера арендной платы.
Решением Оренбургского областного суда от 21 ноября 2016 года административное исковое заявление удовлетворено. Пункт 2.1 приложения к Решению N 602 признан не действующим со дня вступления в законную силу решения суда.
В апелляционной жалобе Акбарова Р.Р., ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и процессуального права, просит изменить решение суда и признать Решение N 602 в оспариваемой части не действующим со дня его принятия. По мнению подателя жалобы, решение суда не обеспечивает эффективного восстановления его прав, нарушенных применением к нему данной ставки арендной платы до вступления в законную силу решения суда.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Советом депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области и прокуратурой Оренбургской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ за пользование землёй взимается плата, одной из форм которой является арендная плата.
На основании и во исполнение названного кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (часть 4 статьи 2 ЗК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 39.7 ЗК РФ и Закона Оренбургской области от 3 июля 2015 года N 3303/903-V-O3 "О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области" органы государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливают порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок определения арендной платы на территории Оренбургской области установлен постановлением Правительства Оренбургской области от 24 февраля 2015 года N 110-п "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов" (далее - Постановление N 110-п).
Пунктом 4 Постановления N 110-п рекомендовано органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области до 1 сентября 2015 года разработать и утвердить в установленном порядке значения ставок арендной платы в соответствии с основными принципами определения арендной платы, утверждёнными Постановлением N 582.
Согласно пункту 5 Постановления N 110-п значения ставок арендной платы (Ст) устанавливаются правовыми актами органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области, на территории которых расположены земельные участки.
Суд перовой инстанции принял во внимание указанные нормативные положения и сделал правильный вывод, что Решение N 602 принято уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением процедуры его принятия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Проверяя доводы административного истца относительно соблюдения утверждённых Постановлением N 582 основных принципов определения арендной платы при принятии Решения N 602, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что значение базовой ставки арендной платы в размере 15 процентов в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства" не отвечает принципу экономической обоснованности, поскольку не имеет экономического обоснования и приводит к взиманию с арендаторов и пользователей земельных участков платы в более высоком размере. Данный вывод суда в апелляционной жалобе не опровергается. Несоответствие оспариваемой ставки арендной платы принципу учёта необходимости поддержки социально значимых видов деятельности было предметом оценки суда первой инстанции, и ему дана надлежащая правовая оценка.
Довод апелляционной жалобы Акбаровой Р.Р. о неправильном определении момента, с которого Решение N 602 подлежало признанию недействующим, Судебной коллегией не принимается на основании следующего.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Вывод суда о признании Решения N 602 не действующим в оспариваемой части с момента вступления в силу решения суда согласуется с положениями части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и является правильным.
Решение суда является законным и обоснованным, основания для его изменения либо отмены в апелляционном порядке, предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Оренбургского областного суда от 21 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Акбаровой Р.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 февраля 2017 г. N 47-АПГ17-1
Текст определения официально опубликован не был