Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 февраля 2017 г. N 23-АПГ16-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.,
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Магамадова И.З. на решение Верховного Суда Чеченской Республики от 19 сентября 2016 года, которым ему отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим постановления Правительства Чеченской Республики от 29 декабря 2012 года N 235 "Об утверждении положения о порядке предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений на территории Чеченской Республики, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения Магамадова И.З., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
29 декабря 2012 года Правительством Чеченской Республики принято постановление N 235, пунктом 1 которого утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений на территории Чеченской Республики, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (далее - Положение).
Названным Положением установлен порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты в качестве меры социальной поддержки на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений на территории Чеченской Республики, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а также педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, общий стаж преподавательской работы в сельской местности которых составляет не менее десяти лет (далее соответственно - ежемесячная денежная выплата и педагогические работники).
Ежемесячная денежная выплата назначается педагогическим работникам в соответствии с Перечнем должностей педагогических работников и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений Чеченской Республики, которым предоставляются в качестве меры социальной поддержки ежемесячная денежная выплата на оплату жилых помещений, отопления и освещения, а также педагогическим работникам, вышедшим на пенсию по достижении пенсионного возраста и имеющим общий стаж преподавательской работы в сельской местности не менее десяти лет.
Согласно пункту 3 Положения (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела) педагогическим работникам предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 1000 рублей.
Постановлением Правительства Чеченской Республики от 14 июня 2016 года N 106 в оспариваемое Положение внесены изменения, в пункте 3 Положения цифры "1000" заменены цифрами "1200". Данные изменения вступили в силу с 1 января 2017 года.
Магамадов И.З., проработавший учителем истории в селе Закан-Юрт Ачхой-Мартановского района Чеченской Республики 30 лет и в настоящее время находящийся на пенсии, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия вышеназванного постановления Правительства Чеченской Республики от 29 декабря 2012 года N 235 (далее - Постановление), ссылаясь на его противоречие Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" и Закону Чеченской Республики от 14 декабря 2006 года N 52-рз "Об образовании в Чеченской Республике", которыми по его мнению, предусмотрено право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Как педагогический работник, проработавший в сельской местности не менее 10 лет и перешедший на пенсию, он имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, льготы должны ему предоставляться в натуральном виде без каких-либо ограничений. Считает, что субъектам Российской Федерации предоставлено право определять порядок возмещения расходов на льготу по оплате жилья и коммунальных услуг, то есть порядок её финансового обеспечения в рамках межбюджетных отношений, а не сам порядок предоставления такой льготы, который установлен федеральным законодательством и является единым и общеобязательным для применения во всех субъектах Российской Федерации.
Решением Верховного Суда Чеченской Республики от 19 сентября 2016 года в удовлетворении административного иска Магамадова И.З. отказано.
В апелляционной жалобе Магамадов И.З. просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7), устанавливая гарантии социальной защиты, в том числе меры социального обеспечения в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1), и относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение данных вопросов относится к компетенции законодателя.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов. Такие законы и подзаконные акты согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В статье 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", определяя правовой статус педагогических работников, федеральный законодатель предусмотрел для них право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и части коммунальных услуг, если они проживают и работают в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), а также закрепил, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8).
Аналогичное правовое регулирование закреплялось в абзаце третьем статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" (утратил силу с 1 сентября 2013 года).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть третья статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-I
Положениями статьи 21 Закона Чеченской Республики от 30 октября 2014 года N 37-рз "Об образовании в Чеченской Республике" закреплено право педагогических работников государственных и муниципальных организаций, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), а также граждан, находящихся на пенсии, имеющих не менее десяти лет стажа педагогической работы в сельской местности на предоставление возмещения (компенсации) расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения за счет бюджета Чеченской Республики.
При этом в силу абзаца второго названной статьи размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам, устанавливаются Правительством Чеченской Республики, но не ниже размера ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, установленного Правительством Российской Федерации педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
Действуя в рамках предоставленных полномочий, правительством Чеченской Республики издано постановление "Об утверждении положения о порядке предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений на территории Чеченской Республики, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", которое оспаривается административным истцом.
Разрешая настоящее дело, суд установил, что Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" и Закон Чеченской Республики от 14 декабря 2006 года N 52-рз "Об образовании в Чеченской Республике" на соответствие которым административный истец просил проверить оспариваемое постановление, утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
При этом суд, проанализировав приведенное действующее законодательство, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Чеченской Республики в пределах предоставленной ему компетенции, обнародован и введен в действие в установленном законом порядке, законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, права административного истца не нарушает.
Довод апелляционной жалобы о том, что педагогические работники, проработавшие в сельской местности не менее 10 лет и вышедшие на пенсию, имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, данные льготы должны им предоставляться в натуральном виде без каких-либо ограничений, основан на ошибочном толковании норм материального права и противоречит части 8 статьи 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Действующее законодательство предписывает субъекту Российской Федерации для педагогических работников образовательных учреждений вместо ранее предусмотренного федеральным законом натурального предоставления льгот установить иной порядок предоставления мер социальной поддержки - в виде ежемесячной компенсации в твердом размере, направленной на возмещение расходов по оплате жилой площади, отопления и освещения.
Изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение. При этом субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять объем социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в их ведении.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверялись судом первой инстанции и получили правильную оценку в решении. Поэтому оснований для отмены решения суда Судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Чеченской Республики от 19 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Магамадова И.З. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 февраля 2017 г. N 23-АПГ16-4
Текст определения официально опубликован не был