Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 февраля 2017 г. N 21-АПГ16-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.,
при секретаре Дарькине А.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рампи" об оспаривании распоряжения Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 декабря 2015 г. N 849-рп "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2016 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в части
по апелляционным жалобам Правительства Кабардино-Балкарской Республики и Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики на решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 26 октября 2016 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Правительства Кабардино-Балкарской Республики и Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики по доверенности Лигидова А.К., поддержавшего доводы апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правительство Кабардино-Балкарской Республики распоряжением от 30 декабря 2015 г. N 849-рп "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2016 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - распоряжение N 849-рп) утвердило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2016 год (далее - Перечень).
Распоряжение N 849-рп опубликовано на едином портале органов государственной власти и органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики (www.pravitelstvo.kbr.ru) 31 декабря 2015 г., официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 4 января 2016 и 15 января 2016 г. в издании газеты "Официальная Кабардино-Балкария", N 1.
Общество с ограниченной ответственностью "Рампи" (далее - Общество, ООО "Рампи") обратилось в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 114 Перечня.
В обоснование заявленных требований ООО "Рампи" указало, что в пункт 114 Перечня включено нежилое здание с кадастровым номером 07:09:0100000:22970 общей площадью 1665,3 кв.м по адресу: г. Нальчик, ул. Залиханова, д. 34 (23), принадлежащее Обществу на праве собственности, не обладающее указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признаками объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение данного здания в Перечень неправомерно возлагает на Общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 26 октября 2016 г. административное исковое заявление Общества удовлетворено. Перечень признан недействующим в части включения в пункт 114 указанного объекта недвижимости со дня его принятия.
В апелляционных жалобах Правительство Кабардино-Балкарской Республики и Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики просят отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на то, что судом нарушены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Податели жалоб указывают, что суд неверно оценил вид разрешённого использования земельного участка, на котором находится спорное здание. Кроме того, суд неправильно определил дату, с которой признал нормативный правовой акт недействующим и неправомерно возложил расходы по уплате государственной пошлины на Правительство Кабардино-Балкарской Республики.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, ООО "Рампи" представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 372, 378 НК РФ распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики N 849-рп, которое утвердило Перечень, принято уполномоченным органом в установленной форме и официально опубликовано.
На основании пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 НК РФ, статьи 1.2 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 27 ноября 2003 г. N 102-РЗ "О налоге на имущество организаций" установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Данной нормой, введённой Законом Кабардино-Балкарской Республики от 14 ноября 2014 г. N 57-РЗ, предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении объектов недвижимого имущества: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; зданий (строений, сооружений), которые в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предназначены для использования или фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как усматривается из материалов дела, нежилое здание, принадлежащее Обществу, включено в Перечень как торговый центр (комплекс).
Понятие торгового центра (комплекса) приведено в пункте 4 статьи 378.2 НК РФ как отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: расположение нежилого здания (строения, сооружения) на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Объект недвижимости считается для целей статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) по основанию его предназначения в том случае, если в соответствии с документами технического учёта (инвентаризации) или кадастровым паспортом такого объекта назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения названных объектов.
Как установлено судом первой инстанции, спорное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 07:09:0102097:62 общей площадью 2888 кв.м, который имеет вид разрешённого использования "для производственных целей", что не предполагает возможности размещения на нём торговых объектов.
В техническом паспорте Общества содержится информация о том, что назначение указанного объекта недвижимости является административно-производственным. Нежилое здание, общей площадью 1665,3 кв.м, используется для размещения складов и цехов в производственных целях. Судом первой инстанции правомерно отмечено, что содержащиеся в приведённых документах сведения не позволяют с достоверностью прийти к выводу о том, что более 20 процентов общей площади помещений, расположенных в указанном здании, предназначены для размещения торговых объектов.
В соответствии с постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 марта 2015 г. N 53-ПП "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость" мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости на момент его включения в Перечень не производились. Сведений о фактическом использовании здания в целях размещения торговых объектов суду не представлено.
На основе надлежащей оценки указанных доказательств суд пришел к обоснованным выводам, что нежилое здание с кадастровым номером 07:09:0100000:22970 не может быть отнесено к торговому центру (комплексу).
Судебная коллегия считает, что с учётом установленных обстоятельств суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что здание с кадастровым номером 07:09:0100000:22970, включённое в пункт 114 Перечня, не отвечает признакам объекта недвижимого имущества, предназначенного для использования в целях размещения торгового центра (комплекса) по смыслу статьи 378.2 НК РФ и статьи 1.2 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О налоге на имущество организаций" от 27 ноября 2003 г. N 102-РЗ, и правомерно удовлетворил заявление Общества.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что спорное здание правомерно включено в Перечень, поскольку расположено в территориальной зоне "Ж", градостроительный регламент которой предполагает размещение торговых объектов.
Градостроительное законодательство не определяет основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, не регулирует отношений по установлению, введению в действие и прекращению действия ранее введённых налогов субъектов Российской Федерации, в связи с чем не подлежит применению по настоящему делу.
Судебная коллегия полагает, что довод административного ответчика о возмещении судебных расходов за счёт казны публично-правового образования подлежит удовлетворению.
Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
По смыслу главы 10 КАС РФ, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счёт лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Поскольку Правительство Кабардино-Балкарской Республики не является юридическим лицом, то понесённые административным истцом расходы подлежат возмещению Правительством Кабардино-Балкарской Республики за счёт средств казны субъекта Российской Федерации. В связи с этим имеются основания для изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренном статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 26 октября 2016 г. изменить в части.
Взыскать с Правительства Кабардино-Балкарской Республики за счёт казны субъекта Российской Федерации в пользу ООО "Рампи" судебные расходы в размере 4500 рублей (четыре тысячи пятьсот) рублей.
В остальной части решение оставить бед изменения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 февраля 2017 г. N 21-АПГ16-3
Текст определения официально опубликован не был