Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 февраля 2017 г. N 1-АПГ16-18
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Водоканал" об оспаривании постановления министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 24 ноября 2015 г. N 186-п "Об утверждении плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемых муниципальным унитарным предприятием "Водоканал" на 2016, 2017 и 2018 годы"
по апелляционной жалобе министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Архангельского областного суда от 30 сентября 2016 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя муниципального унитарного предприятия "Водоканал" Ромашечкиной А.Э., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее - министерство ТЭК и ЖКХ АО) 24 ноября 2015 г. принято постановление N 186-п "Об утверждении плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемых муниципальным унитарным предприятием "Водоканал" на 2016, 2017 и 2018 годы" (далее - Постановление N 186-п).
Согласно приложению к названному нормативному правовому акту величина показателя энергетической эффективности используемых ресурсов "доля потерь воды в централизованных системах водоснабжения при транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть" в 2016-2018 годах составляет 26 процентов.
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее - МУП "Водоканал", Предприятие) обратилось в Архангельский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Постановления N 186-п.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на нарушение порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, а также указал, что утвержденные Постановлением N 186-п плановые значения показателя потерь воды при транспортировке занижены и не учитывают фактические значения, а также предусмотренные инвестиционной программой плановые значения названного показателя. По мнению административного истца, оспариваемый акт создает препятствия в осуществлении МУП "Водоканал" деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения и нарушает права и законные интересы Предприятия при тарифном регулировании, поскольку указанные плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности используются для установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Решением Архангельского областного суда от 30 сентября 2016 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе министерство ТЭК и ЖКХ АО, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и неполное исследование судом доказательств по делу, просит отменить указанный судебный акт и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, суд пришел к ошибочным выводам о возможности утверждения плановых значений показателей только в целях контроля за исполнением инвестиционной либо производственной программ по окончании их реализации. Министерство ТЭК и ЖКХ АО также указывает, что суд неверно ссылается на положения Методических указаний по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке, утвержденных приказом Минстроя России от 17 октября 2014 г. N 640/пр (далее - Методические указания N 640/пр), которые не могут применяться при расчете планового показателя потерь воды при транспортировке, так как допускают учет коммерческих потерь воды при определении планового значения названного показателя.
Прокуратурой Архангельской области и МУП "Водоканал" представлены возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Постановление N 186-п издано в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), подпунктом 22 пункта 9, пунктом 11 Положения о министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 3 апреля 2012 г. N 128-пп, частями 2 и 6 статьи 32 Закона Архангельской области от 20 мая 2009 г. N 19-3-ОЗ "О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области" уполномоченным органом в установленной форме. Названное постановление вступило в силу со дня его официального опубликования 26 ноября 2015 г. на официальном интернет-портале администрации Архангельской области (www.dvinaland.ru) и по этим основаниям не оспаривается.
Согласно пункту 18.1 статьи 2 Закона N 416-ФЗ показатели надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения применяются для контроля за исполнением обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, за реализацией инвестиционной программы, производственной программы организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также в целях регулирования тарифов.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела и объяснений представителя административного истца, данных в суде апелляционной инстанции, оспариваемый нормативный правовой акт принят и применяется в целях регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2016 - 2018 годы и контроля за реализацией производственной и инвестиционной программ МУП "Водоканал".
По смыслу частей 1.3, 4 и 6 статьи 39 Закона N 416-ФЗ, плановые значения названных показателей в отношении объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, создание, реконструкция и (или) ремонт которых предусмотрены утвержденной инвестиционной или производственной программами, могут быть установлены отдельно от таких программ самостоятельным решением уполномоченных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях контроля за результатами их реализации и в целях регулирования тарифов. При этом плановые значения показателей устанавливаются на период, следующий за последним годом реализации таких программ, исходя из значений этих показателей, установленных реализованными инвестиционной программой, производственной программой.
Приказом Минстроя России от 4 апреля 2014 г. N 162/пр во исполнение части 2 статьи 39 Закона N 416-ФЗ установлены порядок и правила определения плановых значений и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности (далее - Порядок).
Согласно пункту 6 Порядка названные плановые значения рассчитываются и направляются организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в уполномоченные органы местного самоуправления в составе предложений в техническое задание на разработку инвестиционной программы и в уполномоченный орган в проекте производственной программы.
На основе данных предложений уполномоченные органы устанавливают плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности исходя из совокупной оценки сведений, полученных из перечисленных в пункте 15 Порядка источников данных о плановых и фактических значениях указанных показателей, технического состояния систем водоснабжения и плановых мероприятий по повышению надежности, качества и энергетической эффективности объектов систем водоснабжения и водоотведения.
Кроме того, пунктом 18 Порядка предусмотрено, что плановые значения показателей энергетической эффективности, в том числе уровень потерь воды (тепловой энергии в составе горячей воды), определяются с учетом утвержденных организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение, программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Одним из показателей энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения является эффективность использования ресурсов, в том числе уровень потерь воды (пункт 5 части 1 статьи 39 Закона N 416-ФЗ). Расчет потерь воды при ее транспортировке осуществляется в соответствии с Методическими указаниями N 640/пр.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам, что Постановление N 186-п издано с нарушением установленного законом порядка, расчет плановых показателей потерь воды не соответствует Методическим указаниям N 640/пр.
Так, в нарушение частей 1.3, 4 и 6 статьи 39 Закона N 416-ФЗ, пунктов 3-5 Порядка плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности утверждены не в составе инвестиционной либо производственной программы, а отдельным нормативным правовым актом, который распространяется на все объекты водоснабжения Предприятия и подлежит применению в период действия инвестиционной программы МУП "Водоканал" "Развитие систем водоснабжения и водоотведения города Архангельска на 2015 - 2019 годы", утвержденной распоряжением министерства ТЭК и ЖКХ АО от 28 ноября 2014 г. N 519-р (далее - Инвестиционная программа), а также в период действия производственной программы Предприятия, утвержденной постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 26 ноября 2015 г. N 68-в/9.
При этом установленные Постановлением N 186-п значения планового показателя "доля потерь воды в централизованных системах водоснабжения при транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть" в 26 процентов не соотнесены с Инвестиционной программой, которой предусмотрено снижение потерь питьевой воды в сетях водоснабжения с уровня базового показателя 2013 года (55,4 процента), содержащегося в Схеме водоснабжения и водоотведения муниципального образования "город Архангельск" до 2025 года, утвержденной постановлением мэрии города Архангельска от 31 октября 2014 г. N 906, на 0,657 процента в 2016 году, на 1,353 процента в 2017 году и на 2,002 процента в 2018 году.
Кроме того, значения названного планового показателя определены министерством ТЭК и ЖКХ АО без учета требований пунктов 14 и 15 Порядка и формулы расчета процента потерь при транспортировке воды, содержащейся в пункте 4.2 Методических рекомендаций N 640/пр.
Так, из пояснительной записки к проекту оспариваемого нормативного правового акта и пояснений представителя административного ответчика следует, что министерством ТЭК и ЖКХ АО при оценке данных, представленных МУП "Водоканал", необоснованно уменьшен объем фактических потерь воды при повреждениях и объем скрытых потерь, что не предусмотрено пунктами 3.5 и 4.2 Методических рекомендаций N 640/пр.
Согласно разделу 4.1 отчета, на который административный ответчик ссылается в подтверждение своей позиции как на результат технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, фактические потери воды Предприятия при транспортировке составляют более 26 процентов.
Также судом первой инстанции обоснованно не приняты ссылки министерства ТЭК и ЖКХ АО на результаты сравнения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности с лучшими аналогами, как не подтвержденные соответствующими расчетами.
Таким образом, судом первой инстанции не допущено нарушений, в том числе и перечисленных в апелляционной жалобе, которые в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются безусловными основаниями для отмены решения в апелляционном порядке.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Архангельского областного суда от 30 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 февраля 2017 г. N 1-АПГ16-18
Текст определения официально опубликован не был