Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26 января 2017 г. N 2092-АЖ/09
Департамент ценообразования и градостроительного зонирования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с письмом Ассоциации экспертиз строительных проектов от 20 декабря 2016 г. N б/н сообщает следующее.
Согласно части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) сметная стоимость строительства объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства объектов капитального строительства определяется с применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Сметные нормативы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, в установленном им порядке (часть 3 статьи 8.3 ГрК РФ).
Согласно абзацу второму пункта 18 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 427 (далее - Положение, постановление N 427), при отсутствии укрупненных сметных нормативов цены строительства для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, также осуществляется изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, на соответствие предполагаемой (предельной) стоимости строительства, рассчитанной на основе документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах, при этом порядка принятия застройщиком решения о выборе проектов-аналогов, а также перечень и объем сведений, представляемый в органы (организации), уполномоченные на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости законодательством Российской Федерации не установлено.
По вопросу порядка проведения проверки достоверности при отсутствии укрупненных нормативов цены строительства следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 369-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" сметные нормативы, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в целях определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:
1) включение соответствующих сметных нормативов, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 ГрК РФ, в установленном порядке в федеральный реестр сметных нормативов;
2) введение в действие указанных сметных нормативов;
3) размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 ГрК РФ.
До момента утверждения Минстроем России формы заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и порядка оформления такого заключения, предусмотренного подпунктом "д" пункта 4 постановления N 427, рекомендуется руководствоваться приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 354 "Об утверждении формы заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств, федерального бюджета, и порядка оформления такого заключения" в части не противоречащей законодательству Российской Федерации и постановлению.
В соответствии с пунктом 31 Положения, подведомственное Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации федеральное государственное учреждение, являющееся организацией по проведению проверки сметной стоимости, в порядке, установленном Минстроем России, ведет реестр выданных заключений и предоставляет содержащуюся в нем информацию в отношении объектов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 4 Положения. Вместе с тем обязанность вести такой реестр уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственным этим органам государственным учреждениям Положением не предусмотрено.
И.о. директора |
А.П. Жбанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При определении сметной стоимости строительства объектов капстроительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов, юрлиц с госучастием, а также капремонта многоквартирного дома обязательно применяются сметные нормативы, внесенные в федеральный реестр, и сметные цены строительных ресурсов.
В иных случаях сметные нормативы и сметные цены применяются, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
При отсутствии укрупненных сметных нормативов можно использовать документально подтвержденные сведения о проектах-аналогах. При этом законодательно не установлены порядок принятия застройщиком решения о выборе проектов-аналогов, а также перечень и объем сведений, представляемых в органы (организации), уполномоченные на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости.
Также разъяснения касаются порядка проведения проверки достоверности при отсутствии укрупненных нормативов цены строительства.
Согласно изменениям в Градостроительный кодекс РФ сметные нормативы, утвержденные до их вступления в силу, применяются до утверждения новых.
До момента утверждения Минстроем России формы заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капремонта объектов капстроительства рекомендуется руководствоваться формами, определенными Минрегионом России.
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26 января 2017 г. N 2092-АЖ/09
Текст письма опубликован в журнале "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве", апрель 2017 г., N 4