В настоящее время в стадии общественного обсуждения находятся Проект Приказа Министерства финансов РФ "Об установлении максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком либо одной иной кредитной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов" и Проект Постановления Правительства РФ "О максимальных суммах банковских гарантий, представляемых в налоговые органы" (далее - "Проекты").
Согласно нормам действующего законодательства банки могут выдавать налоговые гарантии без ограничений, а таможенные - в зависимости от размера их капитала и норматива достаточности собственных средств. Проектами же предусматриваются новые правила, позволяющие выдавать налоговые и таможенные гарантии в зависимости от включения того или иного банка в определенные перечни:
- банков, находящихся под прямым или косвенным контролем ЦБ или в целом Российской Федерации,
- банков, которые заключили с АСВ специальные договоры,
- системно значимых кредитных организаций,
- банков, попавших под действие международных санкций.
В случае принятия Проектов в текущей редакции они окажут существенное негативное влияние не только на конкуренцию среди банков. Одним из последствий может стать рост концентрации кредитного риска в банковской системе, что прямо противоречит цели, заявленной в пояснительных записках к проектам: стабилизации рынка и увеличению объема выдаваемых гарантий.
Проекты отсекают от бизнеса по выдаче налоговых и таможенных гарантий даже крупные банки с капиталом, составляющим более 5 млрд рублей, имеющие высокий рейтинг, присвоенный ведущими международными рейтинговыми агентствами, и хорошую репутацию на рынке. В данной группе находится много банков с участием иностранного капитала, деятельность которых имеет особо важное значение для крупных российских экспортёров и импортёров.
Предложенные для таких банков критерии об ограничении всех гарантий в 1% от величины собственных средств банка и максимальной суммы одной банковской гарантии в размере 0,1% от величины капитала банка явно недостаточны и не соответствуют нуждам компаний; кроме того, они недостаточны по размеру и для налоговых и таможенных органов, требующих гарантии на крупные суммы.
В связи с изложенным, а также с учетом внедряемой концепции пропорционального банковского регулирования, прошу рассмотреть следующие предложения по критериям, содержащимся в Проектах:
1) Разрешить банкам,
(а) включенным в один из перечней, указанных выше, или
(б) не включенным ни в один из вышеуказанных перечней, однако имеющим рейтинг национального рейтингового агентства на уровне не ниже А- (на переходной период возможно использовать сопоставимый рейтинг международных рейтинговых агентств) и с капиталом более 5 млрд рублей выпускать таможенные и налоговые гарантии в размере 20% от капитала для всех гарантий и 5% от капитала для одной гарантии.
2) Разрешить банкам, не включенным ни в один из вышеуказанных перечней, однако имеющим рейтинг национального рейтингового агентства на уровне не ниже А- (на переходной период возможно использовать сравнимый рейтинг международных рейтинговых агентств) и с капиталом от 1 до 5 млрд рублей, выпускать таможенные и налоговые гарантии в размере 5% от капитала для всех гарантий и 1% от капитала для одной гарантии.
Президент АРБ |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 6 марта 2017 г. N А-01/2-135 "О требованиях к банкам для выдачи налоговых гарантий"
Текст письма официально опубликован не был