Досье на проект федерального закона
В проекте федерального закона предлагается создать единую автоматизированную информационную систему, обеспечивающую поступление и учет информации о проводимых зрелищных мероприятиях.
Наименование законопроекта следует уточнить с учетом его содержания, поскольку законопроект устанавливает не только порядок функционирования единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о проводимых зрелищных мероприятиях, но также права и обязанности физических и юридических лиц, возникающие в связи с организацией и проведением зрелищных мероприятий (см. часть 1 статьи 1 законопроекта).
Согласно пункту 1 статьи 2 законопроекта билетом является "документ, форма которого утверждена в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры и искусства, как бланк строгой отчетности, который удостоверяет право на посещение зрелищного мероприятия с платным входом". В связи с этим обращаем внимание, что согласно определению, изложенному в Федеральном законе от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа", бланк строгой отчетности - первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. Таким образом, бланком строгой отчетности может быть первичный учетный документ, сформированный, в том числе в электронной форме, что требует согласования с проектируемым положением.
Из предлагаемого определения понятия "деятельность по проведению зрелищного мероприятия" (пункт 2 статьи 2 законопроекта) неясно, относится ли к деятельности по проведению зрелищного мероприятия деятельность по реализации билетов и рекламе зрелищного мероприятия, осуществляемая привлеченными лицами по заказу другого лица, поскольку в первом и втором предложениях данного определения содержатся противоречивые указания по данному вопросу. Аналогичное замечание относится и к предлагаемому определению понятия "организатор зрелищного мероприятия", поскольку оно также не позволяет однозначно определить, следует ли указанных выше привлеченных лиц относить к числу организаторов зрелищного мероприятия.
В законопроекте зрелищное мероприятие определяется как "театрально-зрелищное или зрелищно-развлекательное мероприятие, проводимое в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, и сопровождающееся публичным показом или публичным исполнением музыкальных, драматических, музыкально-драматических, сценарных, хореографических, литературных произведений, пантомим, фонограмм и записей исполнений" (пункт 4 статьи 2 законопроекта). В данном определении следует исключить слова "сопровождающееся публичным показом", поскольку музыкальные, драматические, музыкально-драматические, сценарные, хореографические, литературные произведения, пантомимы, фонограммы и записи исполнений представляются путем публичного исполнения, но не публичного показа (посредством публичного показа осуществляется демонстрация материальных объектов (вещей) - произведений живописи, скульптуры и других произведений изобразительного искусства, произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, фотографических произведений и др.) (см. подпункты 3 и 6 пункта 2 статьи 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 10 статьи 2 законопроекта определен "распространитель билетов", из этого определения неясно, может ли организатор зрелищного мероприятия быть и распространителем билетов.
Согласно подпункту "ж" части 1 статьи 4 законопроекта единая информационная система сведений о проводимых зрелищных мероприятиях (далее - информационная система) содержит в том числе сведения "о цене услуг распространителей билетов, которые оплачиваются за счет покупателей билетов на зрелищные мероприятия", в связи с чем неясно, что понимается под "услугами распространителей билетов, которые оплачиваются за счет покупателей билетов на зрелищные мероприятия".
В части 4 статьи 4 законопроекта предусматривается, что Правительство Российской Федерации устанавливает "перечень общедоступной информации и информации, доступ к которой ограничен". Данная формулировка не позволяет однозначно определить значение данного положения, в частности, имеется ли в виду, что Правительство Российской Федерации устанавливает состав информации, подлежащей представлению в информационную систему, или что Правительство Российской Федерации определяет, какая содержащаяся в информационной системе информация является информацией, доступ к которой ограничен. Если имеется в виду, что Правительство Российской Федерации определяет, какая содержащаяся в информационной системе информация является информацией, доступ к которой ограничен, то следует учесть положения статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", согласно которым ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами; обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Последнее замечание относится и к положению пункта 3 части 2 статьи 3 законопроекта, согласно которому к принципам функционирования информационной системы относится в том числе "соблюдение режима конфиденциальности в отношении содержащейся в единой информационной системе информации, доступ к которой в соответствии с настоящим Федеральным законом ограничен". Обращаем внимание, что в самом законопроекте не содержится положений об ограничении доступа к той или иной информации.
Неясна правовая природа закрепляемой в части 1 статьи 5 законопроекта регистрационной пошлины, взимаемой за совершение юридически значимых действий, связанных с регистрацией в информационной системе, размер, порядок и сроки ее уплаты, а также основания для освобождения от уплаты, уменьшения размеров, отсрочки уплаты и возврата будет устанавливаться Правительством Российской Федерации. Исходя из смысла статьи 6 законопроекта определить организационно-правовой статус оператора информационной системы не представляется возможным. При этом следует также учитывать, что в соответствии со статьей 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации сбор, взимаемый с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, является государственной пошлиной. Размер, порядок и сроки уплаты государственных пошлин, а также основания для освобождения от их уплаты, уменьшения размеров, отсрочки уплаты и возврата регулируются исключительно главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, неясно содержание абзаца первого части 1 статьи 5 законопроекта в отношении вопроса о необходимости регистрации в информационной системе организатора зрелищного мероприятия с платным входом и распространителя билетов перед началом каждой реализации входных билетов или в разовом порядке.
Указанный в части 2 статьи 5 законопроекта перечень информации, подлежащей представлению в информационную систему, следует согласовать с перечнем, установленным в части 1 статьи 4 законопроекта.
При этом в законопроекте не раскрывается содержание понятия "регистрационные карты", на основе которых в соответствии с частью 4 статьи 6 законопроекта оператор информационной системы будет проводить регистрацию организаторов зрелищных мероприятий, распространителей билетов и пользователей в информационной системе и предоставлять атрибуты, необходимые для доступа к информационной системе.
Согласно положениям частей 1 и 4 статьи 5 законопроекта на распространителя билетов возлагается безусловная обязанность перед началом реализации входных билетов пройти регистрацию в информационной системе, а также обязанность самостоятельно и за свой счет осуществлять приобретение, установку, подключение и использование оборудования, программно-аппаратных средств, обеспечивающих реализацию билетов и передачу в автоматическом режиме информации, содержащейся в каждом билете, в информационную систему. Данные положения следует соотнести с положениями частей 2 и 6 данной статьи, которые возлагают только на организатора зрелищного мероприятия обязанность представлять в информационную систему предусмотренную законопроектом информацию, при этом предусматривается, что такая информация может представляться в информационную систему распространителем билетов, если такое право распространителя билетов предусмотрено договором с организатором зрелищного мероприятия.
В отношении части 3 статьи 6 законопроекта обращаем внимание, что отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являются предметом регулирования Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с чем указанное положение законопроекта подлежит исключению.
Согласно части 1 статьи 7 законопроекта доступ к сведениям, содержащимся в информационной системе, предоставляется оператором информационной системы в объеме, соответствующем категории пользователя. Однако, в законопроекте не уточняется, что понимается под "категориями пользователей", не устанавливается перечень таких категорий (за исключением выделения в части 3 статьи 7 законопроекта лиц, которым может быть предоставлена содержащаяся в информационной системе информация, доступ к которой ограничен).
Согласно части 4 статьи 7 проекта условия, объем и порядок предоставления пользователям доступа к сведениям, содержащимся в информационной системе, утверждаются Правительством Российской Федерации, в связи с чем отмечаем, что условия и объем предоставления пользователям доступа к сведениям, содержащимся в информационной системе, по нашему мнению, достаточно ясно определены в частях 2 и 3 данной статьи.
Редакция статьи 10 законопроекта нуждается в юридико-технической доработке.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.