Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 февраля 2017 г. N 03-08-05/9269
Вопрос: ООО (далее ООО) заключило лицензионный договор с компанией (Сербия) (далее компания), в соответствии с которым компания, выступая лицензиаром, предоставило ООО выступающему лицензиатом, исключительную лицензию на право использования программы для ЭВМ на территории РФ и неисключительную лицензию на право использования той же программы для ЭВМ на территории других стран СНГ (кроме РФ), а ООО обязалось уплачивать в компанию лицензионное вознаграждение (несколькими платежами).
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы иностранных организаций от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной стоимости облагаются налогом на прибыль организаций у источника выплаты. Учитывая, что Сербия является правопреемницей Югославии (письмо ФНС от 8 августа 2007 г. N ГИ-6-26/635@), к правоотношениям сторон применяется Конвенция от 12 октября 1995 года об избежании двойного налогообложения между РФ и Югославией. Согласно данной Конвенции, ставка налога снижается до 10%.
Следует ли ООО в качестве налогового агента исчислять, удерживать и перечислять в бюджетную систему РФ налог на прибыль организаций с сумм лицензионного вознаграждения, подлежащих перечислению в компанию, и по какой ставке?
Верно ли, что при выплате лицензионного платежа ООО в качестве налогового агента должен удержать и перечислить в бюджетную систему РФ из выплачиваемой суммы налог на доходы иностранных организаций в размере 10% от суммы выплаты (при наличии документа - Подтверждения на фактическое право на доходы от авторских прав и лицензий со стороны компании, или 20% при отсутствии названного документа) или налог в полном объеме должен удерживаться налоговыми органами Сербии?
Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики (далее - Департамент) в связи с письмом в отношении применения положений налогового законодательства Российской Федерации сообщает следующее.
Согласно статье 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.
Согласно статье 1236 ГК РФ лицензионный договор предусматривает предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (неисключительная лицензия), а также предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).
Передача прав российской организации по лицензионным договорам, не подразумевает под собой полного отчуждения прав иностранной организации на такие объекты.
В виду вышеизложенного доходы иностранной организации от передачи прав на объекты интеллектуальной деятельности, рассматриваются как доходы от использования в Российской Федерации прав на данные объекты.
В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.
Согласно статье 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса.
Подпункт 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса устанавливает, что доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности относятся к доходам иностранной организации и подлежат налогообложению в Российской Федерации в соответствии со статьей 284 Кодекса в размере 20 процентов.
Согласно статье 7 Кодекса если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии действует "Конвенция об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" от 12.10.1995 (далее - Конвенция).
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Конвенции "Доходы от авторских прав и лицензий" доходы иностранного предприятия от авторских прав и лицензий подлежат налогообложению в Российской Федерации и взимаемый в таком случае налог не должен превышать 10 процентов валовой суммы доходов.
При этом Федеральным законом от 15.02.2016 г. N 32-ФЗ в пункт 1 статьи 312 Кодекса внесены изменения, согласно которым с 1 января 2017 года при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация помимо подтверждения постоянного местонахождения в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор по вопросам налогообложения, должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.
Предоставление иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанных подтверждений налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, является основанием для освобождения такого дохода от налогообложения у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам.
По нашему мнению, отсутствие в Кодексе упоминания о конкретных документах, необходимых для определения фактического получателя дохода, свидетельствует о том, что законодатель не ограничивает налоговых агентов каким-либо перечнем, отдавая предпочтение содержательной части полученной налоговым агентом информации.
Таким образом, в случае если доходы иностранного предприятия можно квалифицировать как доходы от авторских прав и лицензий, то в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Конвенции "Доходы от авторских прав и лицензий" такой вид дохода иностранного предприятия подлежит налогообложению в Российской Федерации по ставке 10 процентов при условии соблюдения положений статьи 312 Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин России разъяснил, что если доходы иностранного предприятия можно квалифицировать как доходы от авторских прав и лицензий, то в соответствии с Конвенцией об избежании двойного налогообложения такой вид дохода иностранного предприятия подлежит налогообложению в России по ставке 10% в при условии соблюдения положений НК РФ.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 февраля 2017 г. N 03-08-05/9269
Текст письма официально опубликован не был