Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 января 2017 г. N 74-КГ16-33
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия)
на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2016 г. по делу по административному исковому заявлению Уарова В.П. о признании незаконным отказа МРЭО ГИБДД МВД России по Республике Саха (Якутия) в восстановлении регистрации транспортного средства, возложении обязанности восстановить регистрацию транспортного средства.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителей Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия) Николаевой С.Л. и Песковой Ю.В., поддержавших доводы жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Уаров В.П. обратился в суд с административным иском о признании незаконными действий МРЭО ГИБДД МВД России по Республике Саха (Якутия) по аннулированию регистрационного учёта транспортного средства.
Свои требования административный истец обосновал тем, что 3 августа 2013 г. приобрёл транспортное средство марки ..., которое постановлено на регистрационный учёт МРЭО ГИБДД ММУ МВД России "Якутское", выдано свидетельство о регистрации транспортного средства и государственные регистрационные знаки. Между тем, 30 октября 2015 г. регистрационные действия незаконно аннулированы в связи с отменой действия сертификата соответствия транспортного средства требованиям экологической безопасности.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2015 г. Уарову В.П. отказано в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2016 г. решение суда первой инстанции отменено, признан незаконным отказ МРЭО ГИБДД МВД России по Республике Саха (Якутия) от 30 октября 2015 г. в восстановлении регистрации транспортного средства ..., 2012 года выпуска, ..., модель, номер двигателя ..., паспорт транспортного средства ..., принадлежащего Уарову В.П.; на МРЭО ГИБДД МВД России по Республике Саха (Якутия) возложена обязанность восстановить регистрацию названного транспортного средства.
Определением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2016 г. Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия) отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 6 декабря 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
В кассационной жалобе, поданной Министерством внутренних дел по Республике Саха (Якутия) в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2016 г., как постановленного с нарушением норм материального права и оставлении в силе решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2015 г., которым Уарову В.П. отказано в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что судом апелляционной инстанции допущено такого характера существенное нарушение норм материального права.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, исходил из того, что прекращено действие сертификата соответствия спорного автомобиля требованиям экологической безопасности N С-1Р.Э023.А.52060, выданного ООО "Сертификационный центр "Дальэлектротест", в связи с чем орган ГИБДД обоснованно аннулировал регистрационные действия на транспортное средство.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции указал, что Уаров В.П. является добросовестным приобретателем автомобиля, причиной прекращения действия сертификата соответствия стала техническая ошибка при его оформлении, в связи с чем отмена сертификата по обстоятельствам, не зависящим от собственника, не является достаточным основанием для ограничения собственника транспортного средства в допуске к участию в дорожном движении и не свидетельствует о несоответствии автомобиля экологическому классу "4", указанному в паспорте транспортного средства, доказательств того, что автомобиль не соответствует требованиям безопасности дорожного движения и не может быть допущен к участию в дорожном движении, не представлено.
Судебная коллегия считает данные выводы ошибочными, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
На территории Российской Федерации допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путём регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
В соответствии с предписаниями пункта 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённых приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001 (далее - Правила N 1001), не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию.
Пунктом 51 названных Правил определено, что при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.
Судом первой инстанции установлено, что сертификат соответствия на спорное транспортное средство Уарова В.П. выдан ООО "Сертификационный центр "Дальэлектротест", в отношении которого при проведении УГИБДЦ МВД по Республике Саха (Якутия) проверочных мероприятий из Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) получена информация о том, что сертификат соответствия С-1Р.ЭО23.А.52060, послуживший основанием для выдачи паспорта транспортного средства, подтверждающего соответствие спорного автомобиля требованиям технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. N 609, прекратил действие по решению органа по сертификации от 25 апреля 2013 г. N 46140.
При таком положении суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, признав законными действия регистрирующего органа, который аннулировал государственную регистрацию автомобиля и снял его с регистрационного учёта.
Оспариваемые действия регистрирующего органа не нарушают прав и законных интересов Уарова В.П., поскольку аннулирование регистрации транспортного средства не влечёт прекращение права собственности на автомобиль, регистрационный учёт может быть восстановлен при условии устранения причин, явившихся основанием для прекращения регистрации, У аров В.П. не лишён возможности вновь поставить на государственный учёт принадлежащее ему транспортное средство после оформления надлежащего документа, подтверждающего проведение сертификации такого транспорта.
Следовательно, у судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) отсутствовали правовые основания для отмены решения суда первой инстанции.
Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного постановления, считает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2016 г., оставить в силе решение суда первой инстанции.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2016 г. отменить, оставить в силе решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2015 г.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 января 2017 г. N 74-КГ16-33
Текст определения официально опубликован не был