Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Федеральной службы
по регулированию алкогольного рынка
от 8 декабря 2016 г. N 429
Концепция
развития системы управления рисками Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на период до 2020 года
1. Общие положения
Концепция развития системы управления рисками Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее также - Росалкогольрегулирование, Федеральная служба, Служба) представляет собой совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов деятельности Службы в рассматриваемой сфере деятельности.
Развитие системы управления рисками Росалкогольрегулирования, включая внедрение в его деятельность риск-ориентированного подхода, осуществляется во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопонина N АХ-П11-6832 от 08.10.2015 г. и распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.04.2016 г. N 559-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы".
Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность Службы.
Осуществление настоящей Концепции создает благоприятные условия для выполнения:
Государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" (в части, касающейся подпрограммы 11 "Государственное регулирование в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции");
Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2128-р;
Плана деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2016-2021 годы, утверждённого Министром финансов Российской Федерации 26 мая 2016 г.
Настоящая Концепция учитывает положения:
Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации";
Плана мероприятий ("дорожная карта") по стабилизации ситуации по развитию конкуренции на алкогольном рынке, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2015 г. N 2413-р в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2016 г. N 643-р;
Плана деятельности Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на 2013-2018 гг., утверждённого Руководителем Росалкогольрегулирования 25 декабря 2015 г. N 17/Пл;
Плана-графика Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы, утверждённого Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р;
Плана противодействия коррупции Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на 2016-2017 годы;
Плана Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по реализации концепции открытости на 2016 год, утверждённого приказом Росалкогольрегулирования от 25 июля 2016 г. N Пл-9/06-01;
Плана информатизации государственного органа на 2016 финансовый год и плановый период 2017 и 2018 годы, утверждённого приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 3 марта 2016 г. N 56;
Публичной декларации целей и задач Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на 2016 год, утверждённой Руководителем Росалкогольрегулирования 31 марта 2016 г.;
Приказа Росалкогольрегулирования от 25.12.2015 N 447 "О показателях деятельности территориальных органов Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на 2016 год";
Плана деятельности Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на 2016 год;
Проекта федерального закона "Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации";
общепризнанных практик, международных и национальных стандартов деятельности в сфере управления рисками.
Положения Концепции соответствуют ожиданиям основных заинтересованных сторон Росалкогольрегулирования и являются основой для конструктивного взаимодействия в процессе развития системы управления рисками:
Минфина России;
Руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка;
членов Коллегии Службы;
работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, ответственных за выполнение закрепленных за ними функций управления рисками;
представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, задействованных в государственном регулировании алкогольного рынка;
руководителей и специалистов организаций, являющихся подконтрольными субъектами алкогольного рынка;
представителей профессиональных объединений (ассоциаций, союзов), в состав которых входят хозяйствующие субъекты алкогольного рынка, а также профильных общественных и экспертных советов;
независимых экспертов, представителей исследовательских центров, научных и образовательных учреждений;
должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, иных уполномоченных органов и организаций, осуществляющих контроль (надзор) за деятельностью Службы;
и других заинтересованных лиц и организаций.
Концепция определяет главную цель, задачи, ожидаемые результаты, принципы реализации, этапы, приоритеты, основные направления развития, необходимые условия, риски и механизм контроля развития системы управления рисками Росалкогольрегулирования.
Настоящая Концепция ориентирована на реализацию преобразований, осуществляемых Росалкогольрегулированием в сфере управления рисками, необходимость проведения которых вызвана усложнением стоящих перед Службой задач и происходящими изменениями условий её функционирования и развития.
Система управления рисками (далее также - СУР) рассматривается как составная часть общей системы управления Федеральной службы. Развитие СУР охватывает всю деятельность Росалкогольрегулирования, которую она осуществляет непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Положения Концепции уточняются и дополняются путем внесения в нее корректив с учетом реализации основных направлений развития системы управления рисками Федеральной службы и изменений социально-экономической ситуации в Российской Федерации.
Сокращения и понятия, применяемые в настоящей Концепции, приведены в приложениях N 1 и N 2.
2. Характеристика службы и необходимость развития СУР
Служба осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка", и находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Росалкогольрегулирование является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее также - продукция), по надзору и оказанию услуг в этой сфере, в том числе:
государственный контроль за процессом денатурации (введения денатурирующих веществ) этилового спирта и спиртосодержащей непищевой продукции и содержанием в них денатурирующих веществ;
государственный надзор за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
лицензионный контроль за производством и оборотом (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
контроль и надзор за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В целях обеспечения эффективного исполнения возложенных полномочий, Службой осуществляется информационное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с Минфином России, Минэкономразвития России, Минпромторгом России, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной таможенной службой, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по аккредитации, Федеральной антимонопольной службой, Федеральной службой судебных приставов и Федеральной службой по интеллектуальной собственности.
В соответствии с федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ, государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Специфика алкогольного рынка вызывает необходимость активного государственного вмешательства в процессы регулирования производства, оборота и потребления алкогольной продукции, поскольку, данная сфера характеризуется двумя ключевыми особенностями: с одной стороны, удовлетворяет потребности населения в специфичном продукте, чрезмерное употребление которого, в том числе фальсифицированного, приводит к негативным социально-экономическим последствиям, с другой - за счет получаемых доходов от оборота алкогольной продукции государство формирует значительную долю поступлений в бюджет страны.
Противоречия алкогольного рынка порождают риски нанесения ущерба интересам государства, общества и граждан. Вид и содержание данных рисков динамично изменяются в зависимости от влияния объективных и субъективных факторов. Своевременное выявление и нейтрализация критических угроз диктует необходимость применения Службой системного подхода к управлению рисками.
В настоящее время в области управления рисками Федеральной службой делается следующее:
проводится внедрение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорную деятельность;
разработана научно-обоснованная методология определения критериев и контрольных параметров рисков правонарушений на алкогольном рынке;
сформулирован перечень признаков правонарушений, контрольных и межтабличных соотношений в сведениях, содержащихся в банке данных автоматизированных систем Росалкогольрегулирования;
при осуществлении контрольно-надзорных функций формируется реестр рисков правонарушений и определяется порядок оценки рисков правонарушений на алкогольном рынке;
осуществляется управление рисками, связанными с реализацией подпрограммы 11 "Государственное регулирование в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков").
на плановой основе осуществляется предупреждение коррупционных рисков;
оказывается содействие общественному контролю на алкогольном рынке, в том числе посредством Единого социального портала алкогольного рынка (http://public.fsrar.ru/);
обеспечивается функционирование государственных информационных систем (Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС); Государственный реестр лицензий в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции (Реестр лицензий); База данных деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции (База данных деклараций); Федеральный реестр алкогольной продукции (ФРАП); Автоматизированная система контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации (АСКП); Автоматизированная информационная система формирования и ведения электронных паспортов организаций (АИС "Паспорт"));
разработано техническое задание на автоматизацию процессов управления рисками в составе Ситуационного центра Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
Несмотря на достигнутые успехи, система управления рисками Службы находится на начальном уровне развития и обладает значительным потенциалом для улучшения.
Необходимость дальнейшего развития системы управления рисками Росалкогольрегулирования также обосновывается:
высокой степенью значимости алкогольного рынка с точки зрения социально-экономических последствий, в том числе его влияния на здоровье нации, её социальное благополучие, а также формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации;
необходимостью обеспечить эффективный государственный контроль (надзор) в отношении всех участников алкогольного рынка с учетом введения их обязанности по фиксации сведений об объемах оборота алкогольной продукции в ЕГАИС;
быстрым ростом источников данных и объёмов сложной для обработки информации о подконтрольных субъектах алкогольного рынка, находящихся в информационных системах Службы;
поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, ожиданиями иных заинтересованных сторон;
стратегическими целями, задачами и приоритетами в сфере государственного регулирования алкогольного рынка, устанавливаемыми Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации;
ограниченными ресурсами, имеющимися у Службы, в том числе в условиях общей тенденции сокращения расходов федерального бюджета;
сокращением времени для эффективного реагирования на возникающие угрозы;
необходимостью применения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности Службы.
Ответом на данные вызовы служит настоящая Концепция.
3. Главная цель и задачи
Главной целью реализации Концепции является повышение эффективности деятельности Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка посредством создания системы управления рисками, внедрения риск-ориентированного подхода и минимизации угроз, которые связаны с достижением целей Службы.
Для достижения главной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обеспечение лиц, принимающих управленческие решения по регулированию алкогольного рынка, адекватной и полной информацией о рисках, связанных с деятельности Службы;
2. Обеспечение в пределах компетенции Службы эффективных мер по защите экономических интересов Российской Федерации, здоровья, прав и законных интересов граждан в условиях риска;
3. Предотвращение и профилактика нарушений действующего законодательства и установленных норм и правил в подконтрольной сфере с применением риск-ориентированного подхода;
4. Обеспечение успешного функционирования Службы в условиях риска;
5. Достижение своевременной и эффективной адаптации системы управления рисками Службы к изменяющимся требованиям нормативно-правовой, социально-экономической, технологической, экологической и иной среды.
Решения задач Концепции осуществляется в следующих четырёх областях деятельности Росалкогольрегулирования.
1. Лицензирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
2. Контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, надзор и оказание услуг в данной сфере.
3. Перевозка, хранение, переработка и уничтожение изъятых из незаконного оборота или конфискованных сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок для маркировки алкогольной продукции; утилизация изъятого или конфискованного основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; организация реализации по решению суда изъятого или конфискованного, обращенного в федеральную собственность автомобильного транспорта.
4. Нормативно-правовое, организационное, научно-методическое, информационное, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности Службы.
4. Ожидаемые результаты
Выполнение настоящей Концепции позволит Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка достичь следующих основных результатов:
сформировать систему управления рисками Росалкогольрегулирования, учитывающую специфику алкогольного рынка и требования государственной политики и законодательства в области его регулирования;
перевести систему государственного контроля (надзора) за деятельностью субъектов алкогольного рынка на риск-ориентированную модель;
перейти от широкомасштабного контроля (надзора) к планированию проверок в зависимости от уровня риска причинения вреда государству и обществу, которое позволит уменьшить количество нарушений обязательных требований и одновременно снизить нагрузку на подконтрольные субъекты алкогольного рынка;
проводить контрольные превентивные (проактивные) мероприятия на основе моделирования и прогнозирования вероятности возникновения потенциальных последствий угроз интересам государства и общества;
внедрять и применять наилучшие методологии, стандарты и практики управления рисками;
обеспечить максимальное снижение уровня правонарушений на алкогольном рынке и создать благоприятные условия для сокращения нелегального производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
снизить административное давление, издержки бизнеса и препятствия для развития деловой среды в подконтрольной сфере деятельности;
укрепить доверие к Службе основных заинтересованных сторон, среди которых граждане Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, осуществляющие производство и оборот алкогольной продукции, отраслевые профессиональные объединения и др.;
повысить открытость, результативность и эффективность деятельности Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций.
5. Принципы реализации
Развитие системы управления рисками Службы строится на следующих принципах.
Управление рисками защищает национальные интересы. Система управления рисками способствует достижению целей и улучшению деятельности Службы.
Управление рисками является неотъемлемой частью всех организационных процессов. Управление рисками - это неотъемлемая часть всех организационных процессов Службы, включая контрольно-надзорную деятельность, стратегическое планирование, бюджетирование, проведение государственных закупок, осуществление контроля и оценки эффективности, управление кадрами, управление информационными технологиями и др.
Управление рисками является частью процесса принятия решений. Управление рисками помогает лицам, принимающим решения, делать обоснованный выбор, определять приоритетность действий и проводить различия между альтернативными направлениями действий.
Управление рисками является систематическим, структурированным и своевременным. Система управления рисками обеспечивает своевременное и эффективное воздействие на риски как на уровне центрального аппарата, так и в территориальных органах Службы.
СУР является прозрачной и учитывает интересы заинтересованных сторон. Соответствующее и своевременное вовлечение заинтересованных сторон, в том числе лиц, принимающих решения, на всех уровнях Службы гарантирует, что управление рисками остается на надлежащем уровне и отвечает современным требованиям. Это позволяет заинтересованным сторонам быть должным образом представленными и быть уверенными в том, что их мнение принимается во внимание в процессе управления рисками.
СУР является динамичной, итеративной и реагирующей на изменения. Система управления рисками непрерывно отслеживает изменения внутренней и внешней ситуации и оперативно реагирует на них. Как только происходит внешнее или внутреннее событие, контекст или знания работников Службы изменяются, осуществляются мониторинг и пересмотр рисков. При этом появляются новые риски, некоторые старые риски изменяются, другие исчезают.
6. Этапы и приоритеты
Концепцию развития системы управления рисками Росалкогольрегулирования планируется осуществить в три этапа.
Первый этап - 2016-2017 годы
На первом этапе завершается создание системы управления рисками Службы, определяется структурное подразделение центрального аппарата Росалкогольрегулирования, обеспечивающее координацию управления рисками и развитие СУР в Службе, создаются Комиссия по управлению рисками и рабочие группы по развитию СУР, разрабатывается необходимое документарное обеспечение (единый классификатор рисков, реестр рисков, паспорта и карты рисков, регламент управления рисками и др.), разрабатываются методические рекомендации по управлению рисками в территориальном органе Службы, формируются методики расчета ключевых показателей рисков для структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов, проводится обучение по вопросам управления рисками, осуществляются мероприятия, предусмотренные Планом-графиком Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по реализации Плана мероприятий ("дорожная карта") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 года N 559-р, выполняются мероприятия, направленные на противодействие коррупции, создается партнерская сеть, включающая не менее трёх заинтересованных образовательных, научных, консультационных и иных организаций, в структуре вычислительной сети Службы создается специальный форум, обеспечивающий коммуникацию по вопросам управления рисками работников Службы, разрабатывается и вводится в эксплуатацию первая очередь автоматизированной системы управления рисками (с учётом требований методических рекомендаций по информатизации контрольно-надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти, разработанных во исполнение пункта 67 Плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы).
Второй этап - 2018 год
На втором этапе разрабатывается стандарт управления рисками в территориальном органе Службы, СУР интегрируется в систему стратегического и оперативного управления Службы, разрабатываются методические рекомендации по оптимизации проведения контрольных мероприятий с учётом степени риска, выбранных мер его минимизации, ограничений на количество и специализацию инспекторов, территориальное расположение подконтрольных субъектов Службы, разрабатываются методики расчета ключевых показателей рисков для работников, продолжается проведение обучения по вопросам управления рисками, реализуются мероприятия по внедрению риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорную деятельность и мероприятия, направленные на противодействие коррупции, партнерская сеть расширяется до не менее пяти заинтересованных организаций, разрабатывается и вводится в эксплуатацию вторая очередь автоматизированной системы управления рисками.
Третий этап - 2019-2020 годы
Продолжается активная деятельность по развитию и совершенствованию системы управления рисками Службы, осуществляется мониторинг лучших практик управления рисками и внедрение лучшего опыта в деятельность Службы, ведется обучение по вопросам управления рисками, проводятся мероприятия по противодействию коррупции, партнерская сеть охватывает не менее пятнадцати заинтересованных организаций, разрабатывается и вводится в эксплуатацию третья очередь автоматизированной системы управления рисками (в том числе обеспечивающая: управление рисками в режиме реального времени; проведение оптимизационных расчетов по всей совокупности рисков Службы; широкое применение интеллектуальных систем поиска и анализа информации, а также выработку решений, таких как автоматизированная и гибридная (человеко-машинная) экспертиза), проводится внешний аудит эффективности реализации Концепции и готовится итоговый отчёт о достигнутых результатах.
7. Основные направления развития
Достижение главной цели и решение задач Концепции будет обеспечено посредством осуществления комплекса мероприятий, реализуемых по следующим направлениям деятельности Росалкогольрегулирования в области управления рисками.
Направление 1. Идентификация рисков в сфере деятельности Службы
В составе первого направления осуществляются мероприятия по установлению критериев и допустимого уровня рисков, связанных с деятельностью Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, составляется единый реестр и профили рисков, осуществляются мероприятия, направленные на выявление всех рисков, возникающих в деятельности Службы.
Направление 2. Анализ рисков в сфере деятельности Службы
В рамках второго направления осуществляются мероприятия по определению перечня условий, причин, источников, последствий и вероятности возникновения рисков Федеральной службы.
Направление 3. Минимизация рисков в сфере деятельности Службы
Третье направление предусматривает мероприятия Федеральной службы, включающие: выбор способа минимизации рисков (принятие данного уровня риска, полное устранение данного риска, снижение вероятности его возникновения, снижение негативных последствий от его наступления, распределение ответственности за его реализацию с другими заинтересованными сторонами), выбор интенсивности (форм, продолжительности, объема и периодичности) мероприятий для каждой категории риска (включая мероприятия по профилактике рисков), оценку рисков, связанных с деятельностью Службы, в том числе при проведении плановых и внеплановых проверок.
Направление 4. Мониторинг и оценка эффективности системы управления рисками в сфере деятельности Службы
Четвертое направление включает мероприятия по оценке вклада системы управления рисками в достижение показателей результативности и эффективности деятельности Федеральной службы, оценке эффективности выбранной интенсивности мероприятий для каждой категории риска, осуществления обмена информацией между всеми заинтересованными лицами относительно эффективности системы управления рисками, анализа и обобщения информации о случаях причинения вреда и практики применения законодательства в сфере регулирования алкогольного рынка, своевременности обнаружения изменений и ранее неизвестных рисков, которые могут повлечь необходимость внесения корректив в СУР.
Направление 5. Совершенствование ведомственной системы управления рисками в сфере деятельности Службы
В рамках пятого направления планируется осуществлять мероприятия по улучшению системы управления рисками, включая: актуализацию нормативно-правового и методического обеспечения деятельности в сфере управления рисками Федеральной службы, оптимизацию и повышение эффективности мероприятий контроля для каждой категории риска, выбор мер по устранению условий, причин и источников рисков, документирование системы управления рисками и обеспечение доступности данной документации для должностных лиц Службы.
8. Необходимые условия
Для достижения главной цели и решения задач Концепции требуется обеспечение следующих условий:
создание организационного и нормативно-правового обеспечения развития СУР;
формирование на уровне Правительства Российской Федерации чётких долгосрочных целей государственного регулирования алкогольного рынка и показателей (индикаторов), обеспечивающих их оценку;
наличие охватывающего основные процессы и направления деятельности Службы системы целей и ключевых показателей эффективности их достижения;
организация проектной деятельности и формирование проектного офиса Службы;
стремление руководства Службы к лидерству в области государственного управления;
налаживание эффективной совместной работы со всеми заинтересованными сторонами Службы;
приведение кадрового потенциала Службы в соответствие с целевыми установками и требованиями Концепции;
поддержание мотивации работников на достижение целей Службы, стимулирование атмосферы сотрудничества и позитивного социально-психологического климата;
выявление, изучение и внедрение в деятельность Службы лучшей отечественной и зарубежной практики управления, включая управление рисками;
превентивность (проактивность) в принятии решений, связанных с развитием СУР;
обеспечение подотчетности и прозрачности деятельности всех участников реализации Концепции;
обеспечение согласованности развития СУР с модернизацией других систем управления Службы;
широкое применение современных информационных технологий в практике управления рисками;
обеспечение информационного сопровождения и необходимого финансирования мероприятий по реализации Концепции.
9. Риски
Существенные риски, связанные с достижением главной цели Концепции, решением ее задач и получением запланированных результатов, обусловлены возможным негативным влиянием политических, социальных, экономических, технологических и иных факторов.
Для их предупреждения и снижения неблагоприятных последствий Федеральной службой предусматривается проведение специальных мероприятий.
Риск невыполнения или нарушения сроков выполнения мероприятий Концепции
Меры противодействия:
организация непрерывного контроля качества и своевременности выполнения мероприятий;
осуществление информационной, консультационной и учебно-методической поддержки специалистов Службы по вопросам выполнения мероприятий.
Риск несогласованности выполнения мероприятий Концепции между подразделениями центрального аппарата и территориальных органов Службы
Меры противодействия:
разработка и доведение до каждого структурного подразделения центрального аппарата и территориальных органов Службы своего плана реализации Концепции, взаимоувязанного с общим планом;
организация непрерывного контроля выполнения данных планов.
Риск возникновения разногласий между структурными подразделениями или отдельными работниками/должностными лицами при выполнении мероприятий Концепции
Меры противодействия:
проведение мониторинга, оценки и организация своевременного разрешения конфликтов интересов, возникающих при выполнении мероприятий Концепции.
Риск формального выполнения работниками Службы мероприятий по реализации Концепции
Меры противодействия:
регулярное демонстрирование руководством Службы заинтересованности в реализации Концепции, акцентирование важности добросовестного осуществления её мероприятий для достижения устойчивого успеха;
отслеживание качества выполнения мероприятий Концепции;
осуществление необходимой поддержки работников Службы в преодолении возникающих трудностей;
использование системы мотивации работников Службы.
Риск несоответствия высокого уровня развития системы управления рисками и уровня развития иных систем управления Службы
Меры противодействия:
синхронизация выполнения мероприятий Концепции с осуществлением мер по совершенствованию других систем управления Службы.
Риск непонимания и неприятия проводимых преобразований работниками Службы
Меры противодействия:
объяснение места и роли каждого работника в осуществляемых преобразованиях;
обеспечение регулярного информирования, мотивации, обучения и вовлечения работников Службы в реализацию Концепции.
Риск неэффективного использования ресурсов на реализацию Концепции
Меры противодействия:
эффективное планирование и использование ресурсного обеспечения;
постоянный мониторинг и контроль эффективности осуществления мероприятий;
управление ресурсными рисками.
Риск негибкости и замедленного реагирования на появление новых угроз в реализации Концепции
Меры противодействия:
проведение регулярного мониторинга и анализа внутренней и внешней среды Службы;
создание и поддержание организационных механизмов своевременного и адекватного реагирования на обнаруженные вызовы;
постоянное обучение и развитие работников Службы.
Риск неэффективности коммуникаций
Меры противодействия:
регулярное проведение совещаний по вопросам реализации Концепции на уровне центрального аппарата и территориальных органов Службы;
создание в рамках вычислительной сети Службы специального форума по управлению рисками, позволяющего сформировать единое информационное пространство, которое на современном уровне будет поддерживать эффективные коммуникации работников Службы;
подготовка и доведение до всех заинтересованных сторон периодических отчетов о ходе и результатах выполнения Концепции.
Риск недостаточного уровня автоматизации деятельности в области управления рисками
Меры противодействия:
разработка и ввод в эксплуатацию специального программного обеспечения, обеспечивающего автоматизацию процессов управления рисками на уровне лучших международных практик.
В случае воздействия иных рисков планируется оперативное их выявление, оценка масштабов влияния на реализацию Концепции и принятие на этой основе эффективных управленческих решений по их снижению и преодолению негативных последствий.
10. Механизм контроля
В целях обеспечения успешной координации реализации Концепции формируется соответствующий механизм контроля, включающий следующие компоненты:
осуществление руководства реализацией Концепции Руководителем Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка;
распределение полномочий и ответственности за достижение цели, решение задач и осуществление комплекса мероприятий по основным направлениям развития системы управления рисками между соответствующими заместителями Руководителя и руководителями структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Службы;
создание постоянно действующего совещательного органа при руководителе Службы - Комиссии по управлению рисками;
определение структурного подразделения центрального аппарата Службы, обеспечивающего координацию управления рисками и развитие системы управления рисками в Службе;
создание в центральном аппарате и территориальных органах Службы рабочих групп по развитию системы управления рисками;
организация и проведение мониторинга, позволяющего отслеживать качество и своевременность выполнения мероприятий Концепции;
подготовка периодических отчетов для руководства Службы о результатах реализации Концепции и корректировка ее положений (в случае необходимости).
Комиссия по управлению рисками осуществляет координацию и принятие решений, направленных на минимизацию угроз интересам государства и общества на алкогольном рынке и требующих согласования в рамках всей Службы.
Рабочая группа обеспечивает координацию и принятие решений по реализации Концепции, требующих согласования действий между структурными подразделениями центрального аппарата Службы и (или) её территориальными органами.
Структурные подразделения центрального аппарата Службы и её территориальные органы несут ответственность и осуществляют контроль за реализацией соответствующих мероприятий Концепции.
Подведомственные организации осуществляют мероприятия Концепции на внутриорганизационном уровне и несут ответственность за качество, своевременность и эффективность их выполнения.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Принятые сокращения |
|
Содержание Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 8 декабря 2016 г. N 429 "Об утверждении Концепции развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.