Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 февраля 2017 г. N 38-АПГ16-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Савельевой Е.Д. о признании частично недействующим постановления Комитета Тульской области по тарифам от 18 декабря 2015 г. N 46/1 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Тульской области на 2016 год", по апелляционной жалобе Савельевой Е.Д. на решение Тульского областного суда от 12 сентября 2016 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения Савельевой Е.Д. и ее представителя - Каюмова М.М., представителя Комитета Тульской области по тарифам Волковой А.А., специалиста Маловинского Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Савельева Е.Д. обратилась в Тульской областной суд с заявлением (уточненным в процесс рассмотрения спора) о признании недействующим постановления Комитета Тульской области по тарифам от 18 декабря 2015 г. N 46/1 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Тульской области на 2016 год" (далее - постановление от 18 декабря 2015 г. N 46/1) в части невнесения в пункт 3 приложения к постановлению (Таблица 1) в категорию "Население, проживающее в сельских населенных пунктах, приравненных к ним" членов садоводческих некоммерческих товариществ и иных физических лиц, владеющих личным недвижимым имуществом в сельской местности для личных некоммерческих целей; в части невнесения в пункт 4.1 приложения к постановлению (Таблица 1) в категорию "Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства" формулировки "за исключением объема электрической энергии, приобретаемой в интересах населения, потребляющего электрическую энергию в личных некоммерческих целях в сельской местности".
Решением Тульского областного суда от 12 сентября 2016 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Савельева Е.Д. обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
В судебное заседание представители прокуратуры Тульской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы дополнения к ней, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Комитетом Тульской области по тарифам (далее - Комитет по тарифам) 18 декабря 2015 г. принято постановление N 46/1 об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Тульской области на 2016 год.
Пунктом 3 приложения N 1 к постановлению для категории население, проживающее в сельских населенных пунктах, установлены одноставочные тарифы на первое полугодие 2016 года в размере 2,65 руб./кВт ч, на второе полугодие 2016 года - 2,71 руб./кВт ч.
Согласно пункту 4 таблицы приложения N 1 категория потребителей, приравненных к населению, разделена на четыре подкатегории, в одну из которых включены садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (пункт 4.1).
Для данной категории потребителей установлены одноставочные тарифы на первое полугодие 2016 года в размере 3,79 руб./кВт ч, на второе полугодие 2016 года - 3,87 руб./кВт ч.
В обоснование заявленных требований Савельева Е.В. указала, что являясь членом и председателем садового некоммерческого товарищества "СКНИГА" (далее - СНТ "СКНИГА"), в котором ей на праве собственности принадлежит земельный участок и жилой дом, имеет индивидуальный прибор учета электрической энергии, а также открытый собственный лицевой счет.
По мнению заявителя, при утверждении оспариваемым постановлением на 2016 год цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Тульской области регулирующим органом категория граждан, имеющих индивидуальные приборы учета электрической энергии, не была выделена, что повлекло за собой применение к ней в первом полугодии 2016 года того же тарифа на электрическую энергию, что и для СНТ - 3,79 руб./кВтч, а не 2,65 руб./кВтч как для сельского населения.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и в соответствии с компетенцией Комитета Тульской области по тарифам, с соблюдением требований законодательства, регулирующего правоотношения в сфере тарифообразования в электроэнергетике.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов).
Пунктом 71 Основ ценообразования предусмотрено, что при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Также понижающий коэффициент от 0,7 до 1 применяется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов к ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность) при их утверждении на соответствующий период регулирования для каждой из приравненных к населению категорий потребителей по перечню согласно приложению N 1 к настоящему документу (за исключением потребителей, указанных в пункте 71(1) настоящего документа).
Согласно пункту 2 названного перечня к категориям потребителей, которые приравнены к населению отнесены, в том числе садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально - хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 35 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных коммерческих объединениях граждан" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать для садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений нормативы платы за электрическую энергию, определенные для сельских потребителей.
Таким образом, установление тарифов на электрическую энергию для садоводов, огородников дачников как для сельских потребителей является правом, а не обязанностью органа тарифного регулирования. Реализация указанного права подлежит осуществлению регулирующим органом с учетом требований действующего законодательства в сфере электроэнергетики.
Постановлением Комитета по тарифам от 18 декабря 2015 г. N 46/2 на 2016 год установлены понижающие коэффициенты в размере 0,7 к тарифам на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах и домах оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками и приравненных к нему категорий потребителей, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах и приравненного к нему категорий потребителей.
Указанные выше понижающие коэффициенты применены в оспариваемом постановлении Комитета по тарифам.
Величина указанных цен (тарифов) не выходит за пределы установленных приказом Федеральной антимонопольной службы от 6 ноября 2015 г. N 1057/15 предельных минимальных и максимальных уровней тарифов в Тульской области на 2016 год.
В силу статей 23, 23.1, 23.2 Закона об электроэнергетике при установлении для отдельных категорий потребителей льготных цен (тарифов) на электрическую энергию, превышающих установленные предельные уровни (включая предельный уровень перекрестного субсидирования), экономически обоснованные затраты, связанные с осуществлением регулируемых видов деятельности, подлежат возмещению за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что тарифы на электрическую энергию на 2016 год, установленные регулирующим органом для населения и приравненных к нему потребителей, в том числе для административного истца, являются льготными.
Однако, исходя из того, что бюджет Тульской области является дефицитным, возможность возмещения разницы между экономически обоснованным тарифом и льготным тарифом для иных категорий потребителей, превышающей установленные на федеральном уровне предельные величины, за счет бюджетных средств субъектов Российской Федерации отсутствует.
Кроме того, пунктом 27 Правил регулирования цен (тарифов) предусмотрено, что решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утвержденной Федеральной антимонопольной службой, и включает: величину цен (тарифов) и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; даты введения в действие цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.
В соответствии с указанными Правилами утвержден Регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, а также форма принятия решения органом регулирования.
При рассмотрении спора судом установлено, что постановление Комитета по тарифам от 18 декабря 2015 г. N 46/1 принято в соответствии с указанной формой, которая не содержит в оспариваемом Савельевой Е.Д. пункте 3 приложения (Таблица 1) к данному постановлению в категории "Население, проживающее в сельских населенных пунктах, и приравненные к ним" такой группы потребителей как "члены садоводческих некоммерческих товариществ и иные физические лица, владеющие личным недвижимым имуществом в сельской местности для личных некоммерческих целей", а в пункте 4.1 в категории "Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства" такой формулировки, как "за исключением объема электрической энергии, приобретаемой в интересах населения, потребляющего электрическую энергию в личных некоммерческих целях в сельской местности".
Таким образом, оспариваемое в части постановление Комитета по тарифам от 18 декабря 2015 г. N 46/1 принято регулирующим органом в соответствии с действующим законодательством, по форме, утвержденной Федеральной антимонопольной службой, с учетом установленных на федеральном уровне предельной величины перекрестного субсидирования в Тульской области, а также предельных минимальных и максимальных уровней тарифов в Тульской области.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Тульской областного суда от 12 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Савельевой Е.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 февраля 2017 г. N 38-АПГ16-12
Текст определения официально опубликован не был