Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки О.В. Захаровой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка О.В. Захарова оспаривает конституционность части третьей статьи 7 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривающей, что границы зон, на которые разделены территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и перечень находящихся в них населенных пунктов устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
Как следует из представленных материалов, с момента аварии на Чернобыльской АЭС по настоящее время заявительница проживает в поселке Арсеньево Арсеньевского района Тульской области, который распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года N 237-р был отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Полагая, что установленный до указанной даты уровень радиоактивного загрязнения территории данного населенного пункта позволяет относить его в период с 26 апреля 1986 года по 28 декабря 1991 года к зоне проживания с правом на отселение, в связи с чем ей должна быть назначена пенсия по старости со снижением пенсионного возраста на 5 лет, она обратилась с соответствующим заявлением в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации. Правильность отказа в назначении пенсии на указанных условиях была подтверждена судами общей юрисдикции со ссылкой в том числе на часть третью статьи 7 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
По мнению заявительницы, оспариваемое положение не соответствует статьям 19, 39, 42 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку, допуская пересмотр границ зон радиоактивного загрязнения, позволяет изменять статус граждан, проживающих в расположенных в них населенных пунктах, чем лишает их права на досрочное пенсионное обеспечение.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемое положение, наделяя Правительство Российской Федерации полномочием по осуществлению зонирования территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и периодическому пересмотру перечня находящихся там населенных пунктов на основе объективных критериев, характеризующих динамику радиационной обстановки, позволяет при осуществлении правового регулирования социальной защиты граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, учитывать изменение параметров радиационного воздействия, в том числе снижение интенсивности облучения, обусловленное как естественными процессами, так и принимаемыми государством мерами по преодолению негативных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Следовательно, оно направлено на обеспечение адресности социальной защиты названной категории граждан и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявительницы.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Захаровой Ольги Викторовны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2017 г. N 323-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Захаровой Ольги Викторовны на нарушение ее конституционных прав частью третьей статьи 7 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)