Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 1028290-6 "О единой федеральной автоматизированной информационной системе сведений о проводимых зрелищных мероприятиях" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 14 февраля 2017 г. N 28).
Законопроектом, внесенным депутатом Государственной Думы В.И. Кашиным и М.В. Слипенчуком в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, в целях снижения потерь российских и зарубежных правообладателей от сложившейся непрозрачной системы проведения зрелищно-развлекательных мероприятий, увеличения налоговых поступлений, а также в целях стимулирования современных инструментов инвестирования в сегменте индустрии развлечений предусматривается создание единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о проводимых зрелищно-развлекательных мероприятиях (далее - Единая информационная система), устанавливаются основы ее функционирования.
Статьей 5 законопроекта устанавливается, что за совершение юридически значимых действий, связанных с регистрацией в Единой информационной системе, взимаются регистрационные пошлины.
Однако из законопроекта не ясна природа этих регистрационных пошлин, не определено, кто их будет администрировать, куда они будут зачисляться.
Следует отметить, что в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах отсутствует институт регистрационных пошлин, а за совершение различных юридически значимых действий предусмотрено взимание государственной пошлины.
Кроме того, в материалах к законопроекту не раскрывается влияние предложенного механизма введения Единой информационной системы и взимания регистрационных пошлин на увеличение стоимости билетов и, как следствие, увеличение нагрузки на потребителей.
Из подпункта 3 пункта 1 перечня актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием законопроекта, предусматривающего внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, не представляется возможным понять, какие конкретно изменения потребуется внести в Налоговый кодекс Российской Федерации.
В целом исходя из ускорения достижения обозначенных целей законопроекта актуальна разработка указанных в этом перечне проекта федерального закона об установлении административной ответственности за невыдачу организатором зрелищного мероприятия билета посетителю, за непредставление информации о проводимых в Российской Федерации зрелищных мероприятиях в Единую информационную систему и других проектов федеральных законов одновременно с законопроектом.
Согласно финансово-экономическому обоснованию и пояснительной записке принятие законопроекта не повлечет за собой дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, поскольку стоимость текущей работы Единой информационной системы будет покрываться регистрационными пошлинами. Однако представленные с законопроектом материалы не содержат информации о стоимости создания указанной системы, источниках финансирования, сроках ее создания, а также о расходах на ее эксплуатацию.
Исходя из пояснительной записки к законопроекту при его разработке учитывался положительный опыт внедрения единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах (далее - ЕАИС) в сфере киноиндустрии, на создание и функционирование которой в период 2014 - 2016 годов Минкультуры России были выделены из федерального бюджета средства в размере 17 500,0 тыс. рублей.
Вместе с тем одной из основных проблем, препятствующих развитию кинопрокатной деятельности и популяризации отечественного кинематографа, в том числе в отдаленных районах и сельской местности, является то, что регионы, участвовавшие в экспертно-аналитических мероприятиях, проводимых Счетной палатой Российской Федерации, указали высокую стоимость оборудования, необходимого для подключения организаций кинопоказа к созданной ЕАИС, что является обязательным условием осуществления платного публичного показа фильмов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, несмотря на то что, по данным ЕАИС, в 2015 году количество кинозалов в целом по Российской Федерации увеличилось, согласно данным регионов количество организаций государственной и муниципальной форм собственности, осуществляющих кинопоказ в сельской местности, уменьшилось на 323 единицы (81% общего числа ликвидированных организаций).
Согласно статье 4 законопроекта Единая информационная система содержит сведения о проводимых зрелищных мероприятиях с платным входом. С учетом аналогичности указанной информационной системы и ЕАИС представляется, что для реализации законопроекта организаторам зрелищных мероприятий потребуется приобретение необходимого оборудования, программного обеспечения и средств защиты информации.
С учетом данного обстоятельства и предусматриваемых законопроектом требований оплаты пошлин, связанных с регистрацией в Единой информационной системе, принятие законопроекта в предлагаемой редакции создаст риски закрытия культурно-досуговых учреждений в отдаленных районах и сельской местности, имеющих низкий уровень финансирования.
Статья 7 законопроекта устанавливает, что доступ к сведениям, содержащимся в Единой информационной системе, предоставляется оператором Единой информационной системы в объеме, соответствующем категории пользователей, однако в законопроекте отсутствует определение категорий пользователей. В связи с этим возникают риски того, что данные о деятельности учреждений культуры будут недоступны для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что, в свою очередь, не позволит им в должной мере осуществлять полномочия в области культуры.
Так, согласно пункту 5 Условий предоставления информации, содержащейся в единой федеральной автоматизированной информационной системе сведений о показе фильмов в кинозалах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2010 г. N 837, определен исчерпывающий перечень получателей в полном объеме информации, содержащейся в ЕАИС. При этом субъекты Российской Федерации в данный перечень включены не были, в связи с чем оператор ЕАИС не предоставляет субъектам Российской Федерации допуск к базе данных ЕАИС, а также данные о показах фильмов по запросам регионов. В результате в большинстве субъектов Российской Федерации отсутствует информация о наличии и эксплуатации киноустановок и о количестве проведенных киносеансов и посетивших их зрителей, что не позволяет регионам проводить качественный анализ состояния сферы кинопроката.
В связи с изложенным законопроект и финансово-экономическое обоснование к нему нуждаются в доработке до его рассмотрения в первом чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.