Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 1006477-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране здоровья граждан в Российской Федерации" (далее -законопроект) подготовлено в соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол от 14 июня 2016 г. N 309) и статьей 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
Законопроектом, внесенным депутатами Государственной Думы В.Ф. Тумусовым и О.Л. Михеевым, предлагаются изменения в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) в части установления особенностей организации медицинской помощи в районах Крайнего Севера с учетом плотности и расселения населения.
Так, пунктом 1 статьи 1 законопроекта предусмотрено дополнить статью 10 Федерального закона N 323-ФЗ новым пунктом, предусматривающим обеспечение доступности и качества медицинской помощи в том числе путем использования современных форм оказания медицинской помощи - мобильных медицинских комплексов, телемедицинских технологий.
Следует отметить, что согласно части 4 статьи 32 Федерального закона N 323-ФЗ формами оказания медицинской помощи являются экстренная, неотложная и плановая медицинская помощь. Мобильные медицинские комплексы и телемедицинские технологии представляют собой лишь средства оказания медицинской помощи.
Таким образом, проектируемая норма противоречит терминологии Федерального закона N 323-ФЗ и не коррелируется с содержанием принципа доступности и качества медицинской помощи.
Пунктами 2 и 3 статьи 1 законопроекта предлагается учитывать при определении общего объема средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - субвенция) и при формировании территориальной программы обязательного медицинского страхования такой фактор, как плотность и особенности расселения населения.
По мнению Счетной палаты Российской Федерации, принятие данной нормы является излишним.
В соответствии с пунктом "в" части 3 статьи 15 Федерального закона N 323-ФЗ на осуществление переданного Российской Федерацией субъекту Российской Федерации полномочия, касающегося медицинской деятельности, объем субвенции определяется в том числе исходя из иных показателей, кроме установленных пунктами "а" и "б" указанной статьи.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пунктом "в" части 3 статьи 15" следует читать "подпунктом "в" пункта 1 части 3 статьи 15"
В данной связи действующая редакция части 3 статьи 15 Федерального закона N 323-ФЗ предусматривает возможность учета неограниченного перечня условий при определении объема субвенции, в том числе и предлагаемого законопроектом.
Что касается формирования территориального программы обязательного медицинского страхования исходя среди прочего из плотности и особенностей расселения населения, необходимо отметить следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 35 и частью 1 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации" соответственно базовая программа является составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации, а территориальная программа - составной частью территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. N 1382, установлено, что субъекты Российской Федерации при утверждении своих территориальных программ на основе перераспределения объемов медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания устанавливают дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на одного жителя и нормативы объема медицинской помощи на одно застрахованное лицо с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатических и географических особенностей регионов.
Таким образом, законодательством Российской Федерации уже урегулирована возможность учета соответствующих факторов при принятии территориальных программ обязательного медицинского страхования.
Пунктом 4 статьи 1 законопроекта предусматривается дополнение части 6 статьи 33 Федерального закона N 323-ФЗ, согласно которому в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях первичная медико-санитарная помощь может быть оказана в стационарных условиях.
Следует отметить, что согласно статье 34 в стационарных условиях оказывается медицинская помощь, требующая использования специальных методов и сложных медицинских технологий, в то время, как первичная медико-санитарная помощь включает мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, проведение которых осуществляется при отсутствии необходимости в круглосуточном медицинском наблюдении и лечении и применении специальных методов и сложных технологий. Из чего следует, что принятие проектируемой нормы создаст внутреннее противоречие между положениями, закрепленными Федеральным законом N 323-ФЗ.
Аналогичный вывод относиться и к предлагаемому пунктом 7 статьи 1 законопроекта исключения из общих правил прохождения медицинских осмотров и медицинского освидетельствования, определенных Федеральным законом N 323-ФЗ.
Также необходимо обратить внимание, что предлагаемое оказание первичной медико-санитарной помощи в стационарных условиях обусловливает рост затрат на здравоохранение и необходимость осуществления дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, расчет которых в финансово-экономическом обосновании к законопроекту отсутствует.
С учетом изложенного Счетная палата Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.