Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК) статьей 228.5, установив уголовную ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (далее - наркотики). Одновременно законопроектом предусматривается изложить статью 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) в новой редакции, отменив административную ответственность за пропаганду наркотиков и установив ответственность за изготовление, распространение и публичное демонстрирование материалов или предметов, содержащих наркотическую атрибутику или символику.
Законопроект разработан в целях противодействия деятельности по пропаганде и незаконной рекламе наркотиков и соответствует одной из основных задач Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 690.
Согласно пояснительной записке к законопроекту необходимость его принятия вызвана потребностью спасения молодого поколения российского общества от духовно-нравственной и физической деградации, которые неминуемы при сохранении имеющихся тенденций наркотизации населения.
Концепция законопроекта заслуживает поддержки.
Вместе с тем по законопроекту имеются следующие замечания.
В пояснительной записке к законопроекту не приведены данные правоприменительной практики, свидетельствующие о неэффективности санкций, предусмотренных статьей 6.13 КоАП за пропаганду наркотиков, и требующие установления уголовной ответственности за указанное деяние.
Кроме того, отнесение указанного деяния к уголовно наказуемым приведет к невозможности привлечения к ответственности юридических лиц, как это предусмотрено статьей 6.13 КоАП в действующей редакции, поскольку в соответствии со статьей 19 УК уголовной ответственности подлежат только физические лица.
За пропаганду наркотиков наряду с другими видами наказаний законопроектом предусматривается в качестве санкции конфискация рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления. Однако в соответствии с положениями статьи 44 УК конфискация не относится к видам наказания.
Дополнение УК новой статьей предполагает необходимость внесения соответствующих изменений в статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, определяющие форму предварительного расследования и подследственность уголовных дел. Однако в законопроекте такие положения не содержатся.
Следует также отметить, что пропаганда наркотиков, предусмотренная статьей 228.5 УК в редакции законопроекта, может выражаться в том числе в публичном демонстрировании материалов и предметов, содержащих наркотическую атрибутику или символику. Однако такое деяние предусмотрено статьей 6.13 КоАП в редакции законопроекта. В связи с этим возможна конкуренция указанных норм в правоприменительной практике.
В предлагаемом законопроектом примечании к статье 6.13 КоАП, содержащем определение понятия наркотической атрибутики и символики, используются такие понятия, как "иные атрибуты и символы, связанные с потреблением наркотических средств" и "общественное или социально-групповое сознание". Данное положение законопроекта носит неопределенный характер, выражающийся в употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера, что не согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 г. N 8-П, в соответствии с которой любое преступление, а равно и меры уголовной ответственности за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя из текста соответствующей нормы - в случае необходимости с помощью толкования, данного ей судами, -каждый мог предвидеть уголовно-правовые последствия своих действий (бездействия).
При доработке законопроекта представляется целесообразным дополнить примечание к предлагаемой законопроектом статье 228.5 УК определением пропаганды наркотиков.
Кроме того, при подготовке изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" и КоАП следует предусмотреть также запрет и административную ответственность в отношении ввоза материалов и предметов, содержащих наркотическую атрибутику или символику.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии учета высказанных замечаний до его рассмотрения в первом чтении.
Заместитель Председателя |
В. Володин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 20 декабря 2011 г. N 6530п-П4 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 110533-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за пропаганду наркотических средств и психотропных веществ", вносимый в Государственную Думу членом Совета Федерации Е.Г. Тарло
Текст письма официально опубликован не был