1. Одобрить проект Соглашения o принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в указанной сфере (прилагается) и направить его в государства - члены Евразийского экономического союза для проведения внутригосударственного согласования.
2. Государствам - членам Евразийского экономического союза до 9 мая 2017 г. проинформировать Евразийскую экономическую комиссию о результатах проведения внутригосударственного согласования проекта Соглашения, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу с даты его принятия.
Председатель Коллегии |
Т. Саркисян |
Проект
Соглашение
o принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в указанной сфере
Государства - члены Евразийского экономического союза, именуемые в дальнейшем государствами-членами,
в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года,
признавая необходимость сближения законодательства государств-членов в сфере государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза (далее - Союз),
придавая важное значение производству и обращению на территориях государств-членов безопасной продукции,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Настоящее Соглашение определяет принципы и подходы осуществления в государствах-членах государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Союза (далее соответственно - государственный контроль (надзор), технические регламенты Союза) в целях гармонизации законодательства государств-членов в указанной сфере.
Статья 2
Соблюдение юридическими лицами и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей (далее - индивидуальные предприниматели), обязательных требований, установленных техническими регламентами Союза в отношении продукции и (или) связанных с требованиями к продукции процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, подлежит государственному контролю (надзору).
Статья 3
Государственный контроль (надзор) проводится органами государственного контроля (надзора) государств-членов, уполномоченными в соответствии с законодательством государств-членов (далее - органы государственного контроля (надзора)), на основе следующих принципов:
презумпция добросовестности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
гласность деятельности органов государственного контроля (надзора);
обеспечение защиты прав потребителей;
системность проведения государственного контроля (надзора);
профессионализм и компетентность должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
соблюдение прав и законных интересов проверяемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
соблюдение законности при назначении и проведении мероприятий по государственному контролю (надзору), вынесении решений по их результатам;
независимость органов государственного контроля (надзора) от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей (в том числе потребителей);
недопустимость совмещения органом государственного контроля (надзора) полномочий по государственному контролю (надзору) с полномочиями по аккредитации, за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных органов по оценке соответствия государств-членов (в том числе органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров)), и (или) по подтверждению соответствия объектов технического регулирования требованиям технических регламентов Союза;
объективность и беспристрастность должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
государственное финансирование деятельности органов государственного контроля (надзора);
приоритетность предупреждения правонарушения перед наказанием (за исключением случаев, когда непринятие мер по выявлению и пресечению распространения продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза, может привести к причинению вреда жизни и (или) здоровью человека, жизни и (или) здоровью животных и растений, вреда окружающей среде);
оценка риска нарушения требований, установленных техническими регламентами Союза;
недопустимость проведения в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя проверок исполнения одних и тех же обязательных требований, установленных техническими регламентами Союза, несколькими органами государственного контроля (надзора) государства-члена.
Статья 4
1. В целях оптимизации и повышения эффективности осуществления государственного контроля (надзора) в государствах-членах применяется риск-ориентированный подход, предусматривающий осуществление государственного контроля (надзора) на основе оценки риска нарушения требований, установленных техническими регламентами Союза, по результатам которой осуществляется выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по государственному контролю (надзору).
2. Правила оценки риска в целях выбора интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) определяются в соответствии с законодательством государств-членов.
Статья 5
1. Государственный контроль (надзор) осуществляется с учетом положений настоящего Соглашения на основе анализа и прогнозирования исполнения требований технических регламентов Союза и принятия мер по предупреждению, выявлению, пресечению обращения на территориях государств-членов продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза, и (или) устранению негативных последствий нарушения требований технических регламентов Союза посредством проведения мероприятий по государственному контролю (надзору), в том числе проверок, предусмотренных законодательством государств-членов.
2. Анализ и прогнозирование соблюдения требований технических регламентов Союза включают в себя изучение и обобщение:
1) сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, являющихся заявителями при оценке соответствия объектов технического регулирования требованиям технических регламентов Союза, в том числе исследований (испытаний) и измерений;
2) информации, полученной по результатам проведения мероприятий по государственному контролю (надзору);
3) информации об объектах технического регулирования, не соответствующих требованиям технических регламентов Союза, а также о случаях причинения вреда жизни и (или) здоровью человека, жизни и (или) здоровью животных и растений, вреда окружающей среде, выявленных в соответствии с законодательством государств-членов.
Статья 6
1. При проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) органы государственного контроля (надзора) не вправе требовать от юридического лица или индивидуального предпринимателя представления информации, которая была представлена ранее в соответствии с законодательством государств-членов или которая может быть получена органами государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством государств-членов из государственных информационных систем, реестров и регистров, сформированных и действующих в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Союза, и законодательством государств-членов.
2. Исследования (испытания) и измерения в рамках государственного контроля (надзора) проводятся в собственных аккредитованных испытательных лабораториях (центрах) органа государственного контроля (надзора) или в аккредитованных в соответствии с законодательством государств-членов испытательных лабораториях (центрах).
Не допускается в рамках государственного контроля (надзора) проведение исследований (испытаний) и измерений образцов продукции в испытательной лаборатории (центре), в которой данная продукция оценивалась (подтверждалась) на соответствие требованиям технических регламентов Союза, за исключением случаев, когда на территории государства-члена зарегистрирована в качестве юридического лица только одна испытательная лаборатория (центр), осуществляющая необходимые для государственного контроля (надзора) испытания.
3. Органы государственного контроля (надзора) вправе привлекать к проведению мероприятий по государственному контролю (надзору) экспертов и экспертные организации в порядке, установленном законодательством государств-членов. Указанные мероприятия осуществляются с учетом принципа независимости указанных экспертов и экспертных организаций от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей (в том числе потребителей).
4. Внеплановые проверки могут проводиться органами государственного контроля (надзора) в следующих случаях:
1) получение органом государственного контроля (надзора) информации от государственных органов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, общественных объединений потребителей (ассоциаций, союзов), из средств массовой информации и от граждан о нарушениях требований технических регламентов Союза;
2) возникновение угрозы причинения и (или) причинение вреда жизни и (или) здоровью человека, жизни и (или) здоровью животных и растений, вреда окружающей среде;
3) по истечении установленного срока исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений требований технических регламентов Союза;
4) в иных случаях, предусмотренных законодательством государств-членов.
5. Если основанием для проведения внеплановой проверки является причинение вреда жизни и (или) здоровью человека, жизни и (или) здоровью животных и растений, вреда окружающей среде, органы государственного контроля (надзора) вправе незамедлительно приступить к проведению внеплановой проверки, уведомив об этом лицо, в отношении которого она проводится.
Статья 7
1. Государства-члены в целях организации проведения государственного контроля (надзора) и предотвращения выпуска в обращение на территориях государств-членов продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза, обеспечивают взаимодействие органов государственного контроля (надзора), в том числе путем систематического обмена информацией, организации обмена опытом проведения государственного контроля (надзора) и проведения совместных проверок.
2. Органы государственного контроля (надзора) в целях обеспечения информационного обмена и взаимодействия при проведении государственного контроля (надзора) используют интегрированную информационную систему Союза.
Статья 8
1. В целях оперативного взаимодействия органов государственного контроля (надзора) и иных уполномоченных органов государств-членов в рамках реализации общих процессов в рамках Союза с использованием интегрированной информационной системы Союза обеспечивается функционирование системы информирования об опасной продукции (далее - система информирования).
2. В рамках функционирования системы информирования осуществляется формирование, ведение и использование общих информационных ресурсов, а также обмен, в том числе следующими сведениями:
1) о выявленной продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза, а также о принятых мерах по предупреждению, выявлению и пресечению обращения на территориях государств-членов такой продукции и (или) устранению негативных последствий выявленных нарушений;
2) о выявленных случаях реализации на территории государства-члена продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия требованиям технических регламентов Союза, без документов об оценке соответствия или сведений о ее проведении;
3) о выявленных фактах нарушения требований технических регламентов Союза в части оценки соответствия продукции, включая факты нарушения правил выполнения работ по сертификации и факты представления недостоверных результатов исследований (испытаний) и измерений.
3. Порядок представления, сбора и обобщения сведений, их состав, порядок их размещения в общих информационных ресурсах интегрированной информационной системы Союза, а также правила функционирования системы информирования определяются Евразийской экономической комиссией.
Статья 9
Органы государственного контроля (надзора) осуществляют взаимодействие в целях:
предотвращения обращения на территориях государств-членов продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза;
выявления на территории одного из государств-членов продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза и выпущенной в обращение на территории другого государства-члена либо в отношении которой выдан документ об оценке соответствия органом по оценке соответствия другого государства-члена (в том числе в целях принятия решения о выдаче предписания о необходимости приостановления или прекращения действия (признания недействительным) документа об оценке соответствия органу, выдавшему этот документ, либо обжалования такого решения), а также предотвращения выпуска и обращения на территориях государств-членов такой продукции.
Порядок указанного взаимодействия определяется Советом Евразийской экономической комиссии.
Статья 10
1. Государства-члены обеспечивают представление в Евразийскую экономическую комиссию информации об органах государственного контроля (надзора) с указанием нормативных правовых актов, наделяющих эти органы соответствующими полномочиями, а также информации о нормативных правовых актах, определяющих порядок проведения государственного контроля (надзора) в государствах-членах.
2. Евразийская экономическая комиссия обеспечивает размещение информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, на официальном сайте Союза.
Статья 11
Споры, связанные с применением и (или) толкованием настоящего Соглашения, разрешаются в порядке, определенном Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Статья 12
1. Настоящее Соглашение является международным договором, заключенным в рамках Союза, и входит в право Союза.
2. Настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу.
3. По взаимному согласию государств-членов в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами и являются неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
Совершено в городе _____________ "___" ___________ 2017 года в одном подлинном экземпляре на русском языке.
Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Евразийской экономической комиссии, которая, являясь депозитарием настоящего Соглашения, направит каждому государству-члену его заверенную копию.
За Республику Армения
За Республику Беларусь
За Республику Казахстан
За Кыргызскую Республику
За Российскую Федерацию
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 марта 2017 г. N 22 "О проекте Соглашения o принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в указанной сфере"
Настоящее распоряжение вступает в силу с даты его принятия
Текст распоряжения опубликован на Правовом портале Евразийского экономического союза (https://docs.eaeunion.org) 23 марта 2017 г.