Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Е.И. Тихонова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Гражданин Е.И. Тихонов, уволенный с военной службы в 1992 году, избрал местом жительства Республику Украину, принял гражданство данного государства, где и встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, но жильем обеспечен не был. В 2012 году он переехал в Российскую Федерацию, получил российское гражданство и обратился с заявлением о постановке на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающегося в получении жилья, но получил отказ.
Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, Е.И. Тихонову было отказано в удовлетворении требования, предъявленного к органу местного самоуправления, об обязании внести в список очередников на получение жилья. Как указали суды, Е.И. Тихонов не состоял на учете в Российской Федерации в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по состоянию на 1 января 2005 года, и дополнительно отметили, что порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и выезжающих с территории государства - участника Содружества Независимых Государств, регламентируется Соглашением государств - участников Содружества Независимых Государств от 28 марта 1997 года "Об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей в государствах - участниках Содружества Независимых Государств", Республика Украина не является участником данного Соглашения.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Е.И. Тихонов просит признать не соответствующим Конституции Российской Федерации пункт 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающий дополнительные жилищные гарантии для определенной категории граждан, уволенных с военной службы и принятых органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года.
По мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует статьям 19 (части 1 и 2), 17 (часть 1), 40 (части 1 и 3) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку лишает граждан, которые при увольнении с военной службы обладали правом на жилищные гарантии и были вынуждены переехать в другое государство, возможности получить данные гарантии вне зависимости от времени, которое прошло после их увольнения.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, введение федеральным законодателем в пункте 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" такого условия возникновения у уволенных с военной службы граждан права на обеспечение жильем, как постановка на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года, не может считаться нарушением конституционных прав и свобод (Постановление от 15 октября 2012 года N 21-П; определения от 16 декабря 2008 года N 1068-О-О, от 23 октября 2014 года N 2487-О, от 27 октября 2015 года N 2487-О и др.).
Как следует из судебных постановлений, заявитель после увольнения в 1992 году с военной службы не состоял на учете в органах местного самоуправления в Российской Федерации в качестве нуждающегося в жилых помещениях, до 2012 года был гражданином другого государства и проживал на его территории, т.е. вправе был рассчитывать на жилищные льготы, предоставляемые правовыми актами этого государства. Соответственно, оспариваемое законоположение само по себе его конституционные права не нарушает.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тихонова Евгения Ильича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2017 г. N 368-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тихонова Евгения Ильича на нарушение его конституционных прав пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)