Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 февраля 2017 г. N 72-АПГ16-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Наружные сети" о признании недействующими пункта 4 приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 30 ноября 2015 г. N 542 "Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, водоотведение для организаций, осуществляющих на территории муниципального образования городское поселение "Атамановское" муниципального района "Читинский район" деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2016-2018 годы" и приложения N 4 к приказу по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "Наружные сети" и Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края на решение Забайкальского краевого суда от 7 октября 2016 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Наружные сети" обратилось в Забайкальский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 4 приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - РСТ Забайкальского края) от 30 ноября 2015 г. N 542 "Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, водоотведение для организаций, осуществляющих на территории муниципального образования городское поселение "Атамановское" муниципального района "Читинский район" деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2016-2018 годы" и приложения N 4 к приказу.
Решением Забайкальского краевого суда от 7 октября 2016 г. административное исковое заявление удовлетворено частично, пункт 4 приказа РСТ Забайкальского края от 30 ноября 2015 г. N 542 "Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, водоотведение для организаций, осуществляющих на территории муниципального образования городское поселение "Атамановское" муниципального района "Читинский район" деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2016-2018 годы" и приложение N 4 к приказу признаны недействующими в части установления тарифов для ООО "Наружные сети", в остальной части административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Наружные сети" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт изменить и удовлетворить требования административного истца в полном объеме.
РСТ Забайкальского края также обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части признания недействующими пункта 4 приказа РСТ Забайкальского края от 30 ноября 2015 г. N 542 и приложения N 4 к приказу в части установления тарифов для ООО "Наружные сети".
ООО "Наружные сети", РСТ Забайкальского края, ОАО "103 бронетанковый ремонтный завод" (далее - ОАО "103 БТРЗ") в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
В соответствии со статьей 2 названного федерального закона водоотведение представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
В силу части 7 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
В сфере водоотведения регулированию подлежит в том числе тариф на водоотведение (часть 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Как следует из материалов дела, на территории муниципального образования городское поселение "Атамановское" ООО "Наружные сети" (гарантирующая организация) по договору аренды объектов коммунальной инфраструктуры от 29 декабря 2014 г. N 8-II/14 принимает часть сточных вод от абонентов (ул. Гагарина, Советская, Заводская пгт. Атамановка), а затем отводит их через канализационные сети в очистные сооружения ОАО "103 БТРЗ", где осуществляются очистка и сброс сточных вод. Сточные воды абонентов, расположенных по другим адресам, сбрасываются в очистные сооружения городского поселения "Атамановское".
Поскольку ООО "Наружные сети" не обращалось с заявлением об установлении тарифов и не представило соответствующие материалы, в порядке пункта 13 Правил регулирования тарифов по инициативе Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края приказом от 12 мая 2015 г. N 72/р открыто дело об установлении тарифов на питьевую воду для административного истца на долгосрочный период 2016-2018 гг. В отношении регулируемой организации применен метод индексации.
Объемы принятых сточных вод от бюджетных и прочих потребителей учтены органом регулирования для ООО "Наружные сети" на уровне 2015 года в соответствии с пунктом 15 Правил регулирования тарифов.
Оспариваемым нормативным правовым актом для ООО "Наружные сети" и ОАО "103 БТРЗ" установлены тарифы на водоотведение с календарной разбивкой по полугодиям.
Отказывая в удовлетворении административного требования о признании недействующим пункта 4 приказа от 30 ноября 2015 г. N 542 и приложение N 4 к приказу в части установления тарифов на водоотведение для ОАО "103 БТРЗ", суд первой инстанции сделал вывод об экономической обоснованности установленных тарифов.
Судебная коллегия также считает, что оспариваемый нормативный правовой акт в части установления тарифов на водоотведение для ОАО "103 БТРЗ" не нарушает права и законные интересы ООО "Наружные сети".
В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования, если регулируемая организация осуществляет очистку сточных вод, орган регулирования, начиная с очередного периода регулирования, устанавливает для нее тарифы на водоотведение.
Согласно пункту 21 Основ ценообразования при установлении регулируемых тарифов не допускается повторный учет одних и тех же расходов, относимых на разные регулируемые виды деятельности.
ОАО "103 БТРЗ" осуществляет очистку и дальнейший сброс сточных вод, принятых из канализационных сетей административного истца.
Для ОАО "103 БТРЗ" тарифы на водоотведение установлены только в отношении отдельных видов деятельности, осуществляемой данной организацией: транспортировку сточных вод по внутренним канализационным сетям, их очистку и сброс в водный объект, что соответствует действующему законодательству о водоотведении.
При расчете объема принимаемых сточных вод орган регулирования учел норматив на водоотведение, утвержденный приказом РСТ Забайкальского края от 1 ноября 2013 г. N 392, в размере 7,60 куб.м на человека с 1 июля 2015 г., в размере 8,14 куб.м на человека с 1 июля 2016 г. с учетом поэтапного доведения норматива для жилых домов квартирного типа с полным уровнем благоустройства. Общее количество потребителей - 2 332 человека - принято на основании справки товарищества собственников жилья "Возрождение" от 5 декабря 2014 г. N 934, ответа Администрации муниципального образования городское поселение "Атамановское" от 18 декабря 2014 г. N 731.
Затраты на прием сточных вод у потребителей и транспортировку по канализационным сетям, которые арендует административный истец, в расчет тарифов на водоотведение для ОАО "103 БТРЗ" не включены.
Признавая недействующим пункт 4 приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 30 ноября 2015 г. N 542 и приложение N 4 к приказу в части установления тарифов на водоотведение для ООО "Наружные сети", суд первой инстанции принял во внимание отсутствие надлежащих доказательств направления органом регулирования обществу своего решения об открытии дела об установлении тарифов, а также запросов о предоставлении дополнительных документов.
В силу пункта 15 Правил регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных данными Правилами, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 20 Правил регулирования тарифов решение органа регулирования тарифов об открытии дела об установлении тарифов или уведомление о необходимости представления указанных в пункте 17 данных Правил материалов в полном объеме (в случае их отсутствия полностью или частично) направляется органом регулирования тарифов заказным почтовым отправлением в течение 10 рабочих дней со дня подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов.
В случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования тарифов, но не может быть менее 7 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию. Необходимость запроса дополнительных сведений не является основанием для принятия органом регулирования тарифов решения об отказе в открытии дела об установлении тарифов.
Согласно пункту 31 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов, но не позднее 21 декабря года, предшествующего очередному периоду регулирования, направляет заверенную копию указанного решения с приложением протокола (выписки из протокола) в адрес каждой регулируемой организации, для которой этим решением установлены тарифы.
Направление указанных документов осуществляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в электронном виде (с получением подтверждения информации адресатом).
Копии решений и протоколов в указанный срок направляются также в федеральный орган регулирования тарифов в электронном виде.
Из материалов дела следует, что 30 ноября 2015 г. состоялось заседание Правления РСТ Забайкальского края по вопросу об установлении тарифов для ООО "Наружные сети".
При этом представитель общества на заседании органа регулирования не присутствовал по причине ненадлежащего извещения о рассмотрении дела об установлении тарифов.
В нарушение названных норм приказ об открытии дела об установлении тарифов от 12 мая 2015 г. N 72/р заказным почтовым отправлением РСТ Забайкальского края административному истцу не направила.
Уведомление органа регулирования от 13 мая 2015 г. N 06/1705 не содержит адрес получателя и способ отправления, сведения о его вручении отсутствуют.
Направление и вручение обществу запросов РСТ Забайкальского края от 19, 20, 23 октября 2015 г. о предоставлении дополнительных материалов также не подтверждено.
Доказательств направления корреспонденции на электронную почту директора ООО "Наружные сети" и получения этих сообщений орган регулирования не представил. Кроме того, уведомление о дате и времени заседания Правления РСТ Забайкальского края содержало несколько дат таких заседаний без указания конкретной организации.
Из материалов дела также следует, что 30 ноября и 2 декабря 2015 г. (после заседания Правления РСТ Забайкальского края) общество направило органу регулирования протоколы разногласий по расчету тарифов на водоотведение. Однако, как пояснила РСТ Забайкальского края в апелляционной жалобе, возражения регулируемой организации не учтены, поскольку общество не представило обосновывающие материалы.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает, что органом регулирования допущены существенные нарушения процедуры установления тарифа, вследствие которых у ООО "Наружные сети" отсутствовала возможность представить дополнительные документы в обоснование своих возражений.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
При таких обстоятельствах тарифы, установленные для ООО "Наружные сети", нельзя признать экономически обоснованными.
Апелляционная жалоба РСТ Забайкальского края не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Забайкальского краевого суда от 7 октября 2016 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Наружные сети" и Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 февраля 2017 г. N 72-АПГ16-12
Текст определения официально опубликован не был