Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 февраля 2017 г. N 48-АПГ17-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Никифорова С.Б., Хаменкова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сосновский водоканал" о признании недействующими отдельных положений постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 25 февраля 2016 г. N 7/2 "Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на питьевую воду для ООО "Сосновский водоканал", оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям с. Долгодеревенское и д. Шигаево Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, на 2016 год", по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Сосновский водоканал" на решение Челябинского областного суда от 10 ноября 2016 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения, представителей Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области Елисеева С.Г., Дюкова А.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
общество с ограниченной ответственностью "Сосновский водоканал" (далее - ООО "Сосновский водоканал", общество) обратилось в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением (уточненным в процессе рассмотрения спора) о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 25 февраля 2016 г. N 7/2 "Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на питьевую воду для ООО "Сосновский водоканал", оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям с. Долгодеревенское и д. Шигаево Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, на 2016 год" в части установления тарифа на питьевую воду в размере 24,16 руб./куб.м, на период с 26 февраля по 30 июня 2016 г. и 25,82 руб./куб.м, на период с 1 июля по 31 декабря 2016 г. (приложение N 2 к постановлению), а также величины необходимой валовой выручки в сумме 14 882,1 руб. на период с 26 февраля по 30 июня 2016 г. и 15 904,6 руб. на период с 1 июля по 31 декабря 2016 г. (подпункт 2.1. таблицы раздела 2 приложения N 1 к постановлению).
Решением Челябинского областного суда от 10 ноября 2016 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Относительно апелляционной жалобы прокуратура Челябинской области и Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области представили возражения.
Представители ООО "Сосновский водоканал", администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" г. Челябинска, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия установила следующее.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тариф на питьевую воду подлежит регулированию уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Челябинской области таким органом в силу подпункта 52 пункта 8 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 31 декабря 2014 г. N 300, является названное Министерство.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее по тексту - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406.
Согласно части 1 статьи 7, статье 12 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", подпункту "а" пункта 5 Основ ценообразования после определения органами местного самоуправления поселений и городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает для гарантирующей организации тарифы, в том числе, на питьевую воду (питьевое водоснабжение).
Как установлено в ходе рассмотрения дела, ООО "Сосновский водоканал" создано 1 октября 2015 г. и с 1 февраля 2016 г. является гарантирующей организацией в сфере водоснабжения на территории с. Долгодеревенское и д. Шигаево Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области.
ООО "Сосновский водоканал" приобретает питьевую воду у МУП "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" г. Челябинска и с использованием сетей, принадлежащих ЗАО "Межмуниципальная водопроводная компания", оказывающему административному истцу возмездную услугу по транспортировке воды, а также объектов инфраструктуры системы водоснабжения, арендуемых у Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, поставляет указанный коммунальный ресурс абонентам с. Долгодеревенское и д. Шигаево названного муниципального образования.
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 25 февраля 2016 г. N 7/2 установлены тарифы на отпускаемую ООО "Сосновский водоканал" питьевую воду на период с 26 февраля по 31 декабря 2016 г. в размерах, указанных в приложении N 2, с учетом величин необходимой валовой выручки на данный период, установленных подпунктом 2.1 таблицы раздела 2 приложения N 1.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим этого постановления в указанной части, Челябинский областной суд исходил из того, что оспариваемое тарифное решение принято уполномоченным органом государственной власти с соблюдением установленной процедуры и является экономически обоснованным.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены принятого по делу судебного акта по следующим основаниям.
Исходя из положений пункта 1 части 1, части 3 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", подпункта "а" пункта 37 Основ ценообразования, принимая во внимание, что в отношении ООО "Сосновский водоканал" в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов, тарифы на водоснабжение правомерно установлены Министерством методом экономически обоснованных расходов (затрат).
Согласно пункту 29 Основ ценообразования тарифы на питьевую воду устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды.
Расхождений в данных Министерства и Общества по объему расчетного объема отпуска питьевой воды в ходе рассмотрения дела судом не установлено. То обстоятельство, что эта величина при составлении экспертного заключения и оспариваемого постановления регулирующим органом принята условно годовой, положениям Основ ценообразования не противоречит.
Состав расходов, подлежащих включению в необходимую валовую выручку регулируемой организации, определен пунктом 38 Основ ценообразования. К их числу относятся: производственные расходы, в том числе, расходы на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду; ремонтные расходы, включая расходы на текущий и капитальный ремонт; административные расходы и т.д.
При принятии тарифного решения регулирующий орган в соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, отказал во включении в состав необходимой валовой выручки отдельных административных и производственных расходов, не подтвержденных документально, как экономически необоснованных.
В связи с тем, что ранее в отношении ООО "Сосновский водоканал" не осуществлялось регулирование тарифа на питьевую воду, а также учитывая выявленные в ходе рассмотрения дела нарушения Обществом правил ведения бухгалтерского учета в части несоблюдения требования о раздельном учете расходов и доходов по каждому виду деятельности, регулирующий орган вправе определить расходы на оплату труда производственного и административно-управленческого персонала исходя из нормативной численности персонала, рассчитанной в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденными приказом Госстроя России от 22 марта 1999 г. N 66, и среднемесячной заработной платы, соответствующей уровню прожиточного минимума в Челябинской области.
Установив, что планируемые обществом расходы на текущий и капитальный ремонт не подтверждены надлежащими доказательствами, в частности, документами, предусмотренными Требованиями к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 437/пр, Положением о проведении планово-предупредительного ремонта на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденным протоколом Госстроя РСФСР от 1 июня 1989 г. N 13-8, Министерство правомерно исключило указанные расходы из величины необходимой валовой выручки как экономически необоснованные.
Суд первой инстанции также пришел к правильному выводу о том, что при определении величины расходов ООО "Сосновский водоканал" на приобретаемую холодную (питьевую) воду подлежали применению тарифы на указанный коммунальный ресурс, установленные для МУП "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" на 2016 год приложением N 3 к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 30 ноября 2015 г. N 58/40, с учетом налога на добавленную стоимость.
Данным постановлением установлены тарифы, дифференцированные по категориям потребителей: "население", "бюджет", "прочие потребители".
В связи с непредставлением регулируемой организацией документов, подтверждающих наличие договорных отношений с МУП "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения", договоров с потребителями (абонентами) и расчетных данных по объемам отпуска холодной воды с разбивкой по группам потребителей, в составе необходимой валовой выручки ООО "Сосновский водоканал" регулирующим органом учтены расходы на приобретение питьевой воды по тарифу, установленному постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 30 ноября 2015 г. N 58/40 для категории "население" без разбивки по категориям потребителей.
В то же время в том случае, если ООО "Сосновский водоканал" в 2016 году понесет расходы на приобретение холодной (питьевой) воды у МУП "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" г. Челябинска по тарифу, установленному постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 30 ноября 2015 г. N 58/40 для категории "прочие потребители", эти расходы как экономически обоснованные подлежат учету регулирующим органом в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования.
Судебная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что величина тарифа на питьевую воду, отпускаемую ООО "Сосновский водоканал", подлежала установлению без учета необходимости уплаты налога на добавленную стоимость, поскольку Общество применяет упрощенную систему налогообложения.
Доводы, приведённые в жалобе, проверялись судом первой инстанции и получили оценку, основанную на установленных по делу фактических обстоятельствах и правильном применении норм права.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Челябинского областного суда от 10 ноября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сосновский водоканал" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Никифоров С.Б. |
|
Хаменков С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 февраля 2017 г. N 48-АПГ17-2
Текст определения официально опубликован не был