Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 февраля 2017 г. N 31-АПГ16-22
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Костереве Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" в Чувашской Республике на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 14 октября 2016 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 21 сентября 2016 года N 175/1431-V "О распределении депутатских мандатов по единому избирательному округу в Государственном Совете Чувашской Республики шестого созыва" и протокола Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 21 сентября 2016 года "О распределении депутатских мандатов по единому избирательному округу между избирательными объединениями".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителей регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" в Чувашской Республике Михайлова И.В. и Медведева В.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснение представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Воронина Д.Ю., полагавшегося на усмотрение суда при разрешении вопроса о законности распределения депутатских мандатов в Государственном Совете Чувашской Республики шестого созыва, а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Агафонова И.Е., полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
21 сентября 2016 года Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики издано постановление N 175/1431-V "О распределении депутатских мандатов по единому избирательному округу в Государственном Совете Чувашской Республики шестого созыва", пунктом 1 которого утверждён протокол Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 21 сентября 2016 года "О распределении депутатских мандатов по единому избирательному округу между избирательными объединениями".
Согласно указанному протоколу список кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" в Чувашской Республике допущен к распределению депутатских мандатов в Государственном Совете Чувашской Республики шестого созыва, и два зарегистрированных кандидата из общереспубликанской части данного списка под номерами 1 и 2 признаны избранными кандидатами.
Региональное отделение политической партии "Справедливая Россия" в Чувашской Республике обратилось в суд с административным иском о признании незаконным постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 21 сентября 2016 года N 175/1431-V "О распределении депутатских мандатов по единому избирательному округу в Государственном Совете Чувашской Республики шестого созыва" в части распределения депутатских мандатов в Государственном Совете Чувашской Республики шестого созыва между политическими партиями и отмене данного постановления, а также обязании Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики внести изменения в протокол Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 21 сентября 2016 года "О распределении депутатских мандатов по единому избирательному округу между избирательными объединениями", указав в этом протоколе фактическое число депутатских мандатов регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" в Чувашской Республике, равное трём вместо двух, а фактические число депутатских мандатов Чувашского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия", - равное тринадцати вместо четырнадцати.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на незаконное распределение Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики депутатских мандатов в Государственном Совете Чувашской Республики шестого созыва между политическими партиями, в связи с которым региональное отделение политической партии "Справедливая Россия" в Чувашской Республике не получило третий депутатский мандат.
По мнению административного истца, при разрешении вопроса о распределении депутатских мандатов в Государственном Совете Чувашской Республики шестого созыва между политическими партиями Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики следовало руководствоваться пунктом 4.1 статьи 70 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и частью 6.1 статьи 69 Закона Чувашской Республики от 30 марта 2006 года N 9 "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики", согласно которым каждому списку кандидатов, допущенному к распределению депутатских мандатов, должно быть распределено не менее одного депутатского мандата. То есть, как полагал административный истец, сначала следовало распределить по одному депутатскому мандату каждому из четырёх допущенных к распределению депутатских мандатов списку кандидатов, а затем оставшиеся восемнадцать депутатских мандатов следовало распределить в соответствии со статьёй 70 названного закона Чувашской Республики.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 14 октября 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе региональное отделение политической партии "Справедливая Россия" в Чувашской Республике просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Указанным федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим федеральным законом (пункты 1 и 3 статьи 1 данного федерального закона).
Подпунктом "к" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 и абзацем первым пункта 4 статьи 4 данного федерального закона предусмотрено, что число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации. Не менее 25 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации - не менее 25 процентов депутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах.
Согласно пункту 16 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не менее 25 процентов депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться необходимый для допуска к такому распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов, который не может быть более 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом минимальный процент голосов избирателей должен устанавливаться с таким расчётом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Государственный Совет Чувашской Республики избирается сроком на пять лет и состоит из 44 депутатов. 22 депутата Государственного Совета Чувашской Республики избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с Законом Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики". 22 депутата Государственного Совета Чувашской Республики избираются по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, образуемым на всей территории Чувашской Республики на основе средней нормы представительства избирателей.
Исходя из статьи 69 Закона Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" к распределению депутатских мандатов допускаются зарегистрированные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и за эти списки было подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу. В этом случае иные списки кандидатов к участию в распределении депутатских мандатов по единому избирательному округу не допускаются (часть 3). Списки кандидатов, допущенные к участию в распределении депутатских мандатов, получают указанные мандаты в соответствии со статьёй 70 настоящего закона Чувашской Республики. При этом до осуществления указанных действий из каждого списка кандидатов исключаются кандидаты, избранные депутатами по одномандатным избирательным округам (часть 6). Каждому списку кандидатов, допущенному в соответствии с настоящим законом Чувашской Республики к распределению депутатских мандатов, должно быть распределено не менее одного депутатского мандата (часть 6.1).
Статьёй 70 этого же закона Чувашской Республики закреплено, что Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных за каждый список кандидатов по единому избирательному округу, допущенный к распределению депутатских мандатов в соответствии с правилами, предусмотренными частями 3-5 статьи 69 вышеназванного закона Чувашской Республики (часть 1). Число голосов избирателей, полученных каждым списком кандидатов по единому избирательному округу, допущенным к распределению депутатских мандатов, последовательно делится на числа из ряда возрастающих натуральных чисел (делителей), начиная с двух до числа оставшихся депутатских мандатов, распределяемых по единому избирательному округу (часть 2). Полученные в результате такого деления частные по всем спискам кандидатов по единому избирательному округу, допущенным к распределению депутатских мандатов, (после запятой до шестого знака включительно) располагаются в порядке убывания (часть 3). Частное, порядковый номер которого равен числу оставшихся депутатских мандатов, распределяемых по единому избирательному округу, является избирательной квотой, а число равных ей или превышающих её частных, которые имеет каждый список кандидатов по единому избирательному округу, допущенный к распределению депутатских мандатов, есть число депутатских мандатов, получаемых соответствующим списком кандидатов по единому избирательному округу (часть 5).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что установление методики распределения депутатских мандатов между списками кандидатов относится к вопросам, разрешаемым субъектом Российской Федерации. Положения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закона Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" применения такого метода распределения депутатских мандатов, на который ссылается административный истец, не предусматривают. Последовательность и содержание норм статей 69 и 70 названного закона Чувашской Республики не подтверждают доводы административного истца о необходимости распределения депутатских мандатов в Государственном Совете Чувашской Республики шестого созыва между списками кандидатов в два этапа: первоначально распределить по одному депутатскому мандату каждому списку кандидатов, а затем распределить оставшиеся восемнадцать депутатских мандатов в соответствии со статьёй 70 названного закона Чувашской Республики.
Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации также исходит из того, что оспариваемые административным истцом постановление и протокол Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 21 сентября 2016 года признаны незаконными быть не могут, поскольку распределение депутатских мандатов в Государственном Совете Чувашской Республики шестого созыва, оформленное данными постановлением и протоколом, осуществлено в соответствии с порядком, установленным законом Чувашской Республики, нормы которого недействующими не признаны.
Доводы административного истца, как основанные на неверном толковании положений статьи 70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также статей 69 и 70 Закона Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики", суд первой инстанции отклонил правильно. Оснований не согласиться с выводами суда Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит.
В апелляционной жалобе региональное отделение политической партии "Справедливая Россия" в Чувашской Республике по существу повторяет свою позицию о необходимости первоначального распределения по одному депутатскому мандату каждому списку кандидатов. Данные доводы, получившие надлежащую правовую оценку судом первой инстанции, служить поводом для отмены обжалуемого решения суда не могут.
Ссылки административного истца на письмо Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 сентября 2016 года суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными в связи с тем, что данное письмо о наличии пробелов в законодательстве субъекта Российской Федерации актом, обязательным для исполнения, не является. Согласно подпункту "е" пункта 9 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации оказывает комиссиям правовую помощь.
При рассмотрении и разрешении настоящего административного дела судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения суда, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 14 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" в Чувашской Республике - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 февраля 2017 г. N 31-АПГ16-22
Текст определения официально опубликован не был