Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 февраля 2017 г. N 5-АПГ16-122
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рапен" о признании недействующими пунктов 1.1, 2.4 постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Рапен" на решение Московского городского суда от 14 сентября 2016 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителей административного истца Холопова Д.В. и генерального директора ООО "Рапен" Лазарева Р.Н., представителя Правительства Москвы Зебелян С.А., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Рапен" (далее - ООО "Рапен", Общество) обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением (с учетом его уточнения) к Правительству Москвы о признании недействующим пункта 1.1 и пункта 2.4 постановления от 25 декабря 2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (в редакции постановления Правительства г. Москвы от 15 апреля 2013 г. N 236-ПП).
Решением Московского городского суда от 14 сентября 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором, участвующим в деле, представлены возражения.
В судебное заседание не явились представители прокуратуры г. Москвы, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалоб, возражений на них, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно подпункту "д" пункта 2 статьи 21, пункту 1 статьи 26.12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" управление и распоряжение собственностью субъекта Российской Федерации отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
От имени города Москвы полномочия по управлению и распоряжению собственностью города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченные им органы исполнительной власти города Москвы (пункты 3, 4 статьи 20, статья 44 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", статья 11 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", статья 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 49 "Об основах управления собственностью города Москвы").
Порядок передачи объектов недвижимого имущества города Москвы во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе на льготных условиях, а также порядок определения платы за пользование объектами собственности города Москвы (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации) устанавливается Правительством Москвы (пункт 1 статьи 11 Закона г. Москвы от 26 декабря 2007 г. N 53 "Об имущественной казне города Москвы", пункт 7 статьи 19 Закона г. Москвы от 26 ноября 2008 г. N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве", статья 21 Закона г. Москвы от 19 декабря 2007 г. N 49 "Об основах управления собственностью города Москвы").
В целях реализации полномочий г. Москвы по управлению государственным имуществом Правительством Москвы принято постановление от 25 декабря 2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (далее - постановление N 800-ПП).
Пунктом 1.1 постановления предусмотрено, что с 1 октября 2013 г. предоставляется имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв.м в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне г. Москвы по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
Согласно пункту 1.3.1 пункта 1.3 субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне г. Москвы по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, в случае, если указанные субъекты малого предпринимательства используют указанные объекты нежилого фонда для осуществления деятельности в области, в том числе, социального питания (при условии прохождения аккредитации в порядке, установленном постановлением правительства Москвы от 17 августа 2004 г. N 568-ПП "Об утверждении положения о проведении аккредитации социальных предприятий питания").
Согласно пункту 2.1 постановления N 800-ПП ставка арендной платы, указанная в пункте 1 настоящего постановления, устанавливается субъектам малого предпринимательства, указанным в пункте 1.3 настоящего постановления, при условии получения субъектом малого предпринимательства заключения отраслевого органа исполнительной власти города Москвы о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в порядке, установленном Правительством Москвы, до 1 октября каждого года решения о применении ставки арендной платы.
Пунктом 2.4 постановления предусмотрено, что по действующим договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в имущественной казне г. Москвы и переданных в аренду субъектам малого предпринимательства, заключенным без проведения торгов, за исключением случаев, указанных в пункте 1 настоящего постановления, ставка арендной платы определяется в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о величине годовой ставки арендной платы.
Постановление N 800-ПП опубликовано от 28 декабря 2012 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, т. 1.
ООО "Рапен" являясь субъектом малого предпринимательства, 25 ноября 2004 года заключило с Департаментом городского имущества города Москвы (далее - Департамент) договор аренды N ... нежилого помещения площадью 396,1 кв.м, расположенного по адресу: город Москва, ул. Дубнинская, д. 32. Срок действия договора аренды, с учетом дополнительного соглашения к нему от 17 декабря 2009 г., установлен по 16 октября 2014 г. Сторонами договора согласована уточненная площадь арендуемого помещения, составляющая 402,3 кв.м.
В соответствии с постановлением N 800-ПП обществу с 1 января 2013 г. по 30 июня 2014 г. была предоставлена имущественная поддержка в виде арендной платы в размере 3 500 руб. за 1 кв.м арендуемого помещения в год как субъекту малого предпринимательства, имеющему аккредитацию предприятия социального питания (на основании пункта 1.3.1 постановления N 800-ПП).
Поскольку у административного истца истек срок действия свидетельства об аккредитации предприятия социального питания, что послужило основанием для прекращения в предоставлении обществу мер имущественной поддержки. В связи с тем, что площадь арендуемого помещения составляет более 300 кв.м., и соответственно отсутствуют основания для предоставления обществу мер имущественной поддержки предусмотренном пунктом 1.1 постановления, то с 1 июля 2014 по договору аренды Департаментом установлена обществу ставка арендной платы в размере 12 596 руб. за 1 кв.м., а с 1 января 2015 г. в размере 13 855 руб. 60 коп. за 1 кв.м в год., что подтверждается уведомлениями направленными в адрес общества.
Начисления по договору аренды прекращены с 30 декабря 2015 г., в связи с заключением между административным истцом и Департаментом договора купли-продажи нежилого помещения ранее арендуемого обществом общей площадью 402,3 кв.м с кадастровым номером 77:02:0001019:1284.
Оспаривая пункты 1.1 и 2.4 постановления N 800-ПП ООО "Рапен" полагает, что они лишают его права на обеспечение благоприятных условий для развития, создают неравные условия по сравнению с другими участниками рынка, в виде необоснованно высокой цены финансовой услуги, препятствующей осуществлению их деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что у субъекта Российской Федерации имеется право самостоятельно определять перечень оснований предоставления имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за 1 кв.м в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне г. Москвы.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии малого и среднего предпринимательства), условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций.
Постановлением N 800-ПП установлены основания предоставления имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв.м, в зависимости как от площади арендуемого помещения, так и от вида осуществляемой субъектом малого предпринимательства деятельности, либо от факта использования субъектом малого предпринимательства труда инвалидов.
В связи с утратой льгот, установленных в пунктах 1.3.1, 2.1 постановления, у административного истца в соответствии с пунктами 1.1 и 2.4 увеличилась арендная плата нежилого помещения с 1 июля 2014 г. и с 1 января 2015 г.
Данный факт не может расцениваться, как нарушение федерального законодательства, поскольку субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять перечень оснований предоставления имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв.м в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы.
Пунктом 1.1 постановления выделена группа субъектов малого предпринимательства по критерию размера арендуемого у города недвижимого имущества. Оспариваемые меры имущественной поддержки в виде единой пониженной ставки арендной платы предоставлены всем определенным субъектам малого бизнеса, относящиеся к данной группе и арендующим нежилые помещения у города Москвы в собственных производственных целях по ставкам, устанавливаемым в нормативном порядке Правительством Москвы в соответствии с заключенным на торгах договорами аренды.
Судебная коллегия полагает, что оспариваемый нормативный акт не противоречит федеральным законом и законам субъекта Российской Федерации в части поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в г. Москве.
В рамках выделенных групп субъектов малого предпринимательства каждому из таких субъектов предоставлен равный доступ к имущественной поддержке в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв.м в год арендуемого помещения площадью до 300 кв.м, а также занимающихся социально-значимыми видами деятельности.
Поскольку площадь нежилого помещения у общества составила более 300 кв.м, а также истек срок аккредитации предприятия как предприятия социального питания, то оснований для применения пониженной арендной платы не имелось.
Довод заявителя жалобы о том, что оспариваемые нормы права противоречат Федеральному закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" необоснован.
Оспариваемые нормы права не регулируют вопросы создания хозяйствующих субъектов, не устанавливают запретов в отношении осуществления отдельных видов деятельности, в отношении производства определенных видов товаров, условия доступа на товарный рынок, производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара.
Льготная ставка установлена всем субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне г. Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
Пониженные ставки арендной платы, представляют собой льготный режим определенной категории участников гражданского оборота, что само по себе не может рассматриваться в качестве преференций отдельным хозяйствующим субъектам.
Таким образом, Правительство Москвы, устанавливая правила определения арендной платы и условия сдачи в аренду имущества, в том числе льготные ставки арендной платы для субъектов малого предпринимательства, действовало в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка официального опубликования нормативного акта.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции административного истца в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 14 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рапен" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 февраля 2017 г. N 5-АПГ16-122
Текст определения официально опубликован не был