В соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 N 208, на основании заявления (исх. от 18.01.2017 N 226, вх. от 27.01.2017 N 12808/17) ООО "Усть-Лужский Водоканал" (далее - Заявитель, регулируемая организация, ООО "УЛВК"), рассмотрев разногласия между ООО "УЛВК" и Комитетом по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области (далее - Комитет, орган регулирования) по приказу от 02.12.16 N 215-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 26 ноября 2015 года N 269-п "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение общества с ограниченной ответственностью "Усть-Лужский Водоканал" на 2016-2018 годы", ФАС России установлено следующее.
В поданном заявлении ООО "УЛВК" указывает на необоснованное завышение Комитетом объема реализации услуг водоотведения на 2017 год. Органом регулирования на 2017 год принят объем реализации услуг в размере 125 тыс. куб. м. ООО "УЛВК" предложено при корректировке тарифа на водоотведение на 2017 год принять объём реализации услуг в размере 106,8 тыс. куб. м, то есть со снижением на 18,2 тыс. куб. м.
Регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон).
Согласно части 2 статьи 32 Федерального закона порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Основы ценообразования).
На основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания).
При рассмотрении ФАС России материалов, представленных со стороны Заявителя и органа регулирования, выявлено следующее: в регулируемой организации отсутствуют приборы учета на входе в сеть, при этом каких-либо доказательств, подтверждающих фактические объемы реализации услуг. Заявителем на досудебное урегулирование спора в ФАС России представлено не было.
В условиях наличия в материалах дела формы статистической отчётности 22-ЖКХ "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций" (далее - форма 22-ЖКХ), представленной в ФАС России со стороны Комитета, табличные данные, представленные Заявителем на досудебное урегулирование спора, не могут быть приняты ФАС России как достоверные по следующим обстоятельствам.
Согласно сведениям, указанным в форме 22-ЖКХ, объём принятых сточных вод составил 82 146,0 тыс. куб. м. Однако объём принятых сточных вод заявлен ООО "УЛВК" на досудебное урегулирование спора в ФАС России на уровне 106,8 тыс. куб. м.
В соответствии с данными, указанными в форме 22-ЖКХ, в 2015 году объём отпуска холодной воды ООО "УЛВК" составил 125,4 тыс. куб. м, при этом, данный размер объёма отпуска холодной воды принят Комитетом при установлении тарифов на водоотведение в 2017 году, что в свою очередь указывает на некорректный подход (техническую ошибку) органа регулирования при расчёте объёма принятых сточных вод.
Согласно пункту 4 Методических указаний расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к настоящим Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
С учётом вышеизложенного Обществу с ограниченной ответственностью "Усть-Лужский Водоканал" отказано в удовлетворении требований в части снижения объёмов принятых сточных вод на уровне 106, 8 тыс. куб. м.
Одновременно ФАС России отмечает, что расчёт объёмов принятых сточных вод ООО "УЛВК", выполненный в соответствии с положениями Методических указаний, не представлен ни органом регулирования, ни регулируемой организацией в ФАС России на досудебное урегулирование спора и отсутствуют в материалах тарифного дела.
В соответствии с пунктом 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Правила) экспертное заключение органа регулирования тарифов должно содержать:
а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;
в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;
г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;
д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
Согласно пункту 9 Методических указаний в случае, если канализационные выпуски абонента не оборудованы приборами учета сточных вод, объем принятых сточных вод в целях расчета тарифов определяется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 776, и в соответствии с объемами, определенными в договорах водоотведения, единых договорах водоснабжения и водоотведения.
В "Экспертном заключении по корректировке необходимой валовой выручки общества с ограниченной ответственностью "Усть-Лужское сельское поселение" (далее - ООО "Усть-Лужский Водоканал") и тарифов на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, оказываемые потребителям муниципального образования "Усть-Лужское сельское поселение" Кингисеппского муниципального района Ленинградской области в 2017 году" (далее - Экспертное заключение), а также письменных пояснениях, направленных органом регулирования письмом от 21.02.2017 peг. N 26682/17 в обоснование позиции в ФАС России, отсутствует расчет объёма принятых сточных вод, а также отсутствуют ссылки на сведения о данных по объёму принятых сточных вод, указанному в формах статистической отчётности, что свидетельствует о непроведении анализа указанных данных.
В связи с чем, ФАС России не представляется возможным определить корректный размер объёма принятых сточных вод ООО "УЛВК" в 2017 году, а также определить подход органа регулирования, положенный в основу расчёта объёма принятых сточных вод ООО "УЛВК" на 2017 год в размере 125,4 тыс. куб. м.
Таким образом, в условиях отсутствия в Экспертном заключении вышеперечисленных материалов, ФАС России усматривает признаки нарушения органом регулирования требований законодательства Российской Федерации в сфере тарифного регулирования.
На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения данного вопроса на заседании Комиссии ФАС России, приказываю:
1. Отказать в удовлетворении требований ООО "Усть-Лужский Водоканал".
2. Признать Комитет по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области нарушившим пункт 26 Правил и пункты 4, 9 Методических указаний.
3. Предписать органу регулирования рассчитать объем реализации услуг водоотведения в соответствие с пунктами 4, 9 Методических указаний (в случае отсутствия данных по объёму принятых сточных вод, запросить необходимые для расчёта объёма принятых сточных вод сведения у ООО "Усть-Лужский Водоканал") и отразить результаты в Экспертном заключении, учитывая требования, закрепленные в пункте 26 Правил, в случае необходимости в срок до 01.04.2017 пересмотреть тариф на водоотведение ООО "Усть-Лужский Водоканал" на 2017 год.
4. Об исполнении настоящего приказа органу регулирования в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пункте 3 настоящего приказа решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа регулирования, принятие которых предписано пунктом 3 настоящего приказа;
- протоколов заседаний правления органа регулирования, на которых принимались вышеуказанные решения;
- заключений экспертизы по результатам корректировки необходимой валовой выручки ООО "Усть-Лужский Водоканал" 2017 года в части оказываемых услуг водоотведения.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 16 марта 2017 г. N 335/17 "О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ООО "Усть-Лужский Водоканал" и Комитетом по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области"
Текст приказа официально опубликован не был