Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрен проект федерального закона N 881677-6 "О внесении изменений в статьи 46 и 47 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", внесенный членами Совета Федерации А.А. Клишасом, В.А. Тюльпановым, а также К.Э. Добрыниным в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации.
Названным законопроектом предлагается в пункте 8 части четвертой статьи 46 и пункте 13 части четвертой статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предоставить подозреваемому и обвиняемому право снимать за свой счет на любой стадии уголовного процесса копии протоколов следственных действий с их участием, а также иные материалы уголовного дела, которые предъявлялись им для ознакомления.
В соответствии с действующим в настоящее время пунктом 13 части четвертой статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации обвиняемый вправе снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств. По мнению Комитета, реализация указанного права распространяется на любые стадии предварительного следствия и на любые материалы уголовного дела, за исключением материалов, которые могут содержать сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне.
Таким образом, внесение рассматриваемого изменения в пункт 13 части четвертой статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации представляется излишним.
Что касается предусмотренного в пункте 8 части четвертой проектной статьи 46 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации права подозреваемого снимать за свой счет на любой стадии уголовного процесса копии протоколов следственных действий с их участием, а также иные материалы уголовного дела, которые предъявлялись им для ознакомления, то по этому вопросу представляется отметить следующее.
При производстве предварительного расследования в форме предварительного следствия подозреваемый, как участник уголовного судопроизводства, существует до момента вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого.
В то же время при производстве предварительного расследования в форме дознания в случае избрания в отношении подозреваемого меры пресечения или его задержания и заключения под стражу обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня избрания меры пресечения или задержания, а по преступлениям террористического характера - 30 суток с момента избрания меры пресечения или задержания. В указанных случаях лицо обладает процессуальным статусом подозреваемого очень непродолжительное время.
Таким образом, предлагаемая редакция пункта 8 части четвертой проектной статьи 46 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации нуждается в уточнении.
Кроме того, предлагаемые законопроектом изменения, направленные на расширение прав подозреваемого и обвиняемого (при отсутствии предложений о наделении потерпевшего аналогичными правами), должны быть в достаточной степени обоснованы и подтверждены анализом правоприменительной практики.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Государственной Думе рекомендует доработать указанный законопроект и внести его в Государственную Думу в соответствии с пунктом "а" части шестой статьи 112 Регламента Государственной Думы.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.