См. Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения на базе комплекса программно-аппаратных средств оповещения (КПАСО) "МАРС - АРСЕНАЛ", утвержденные МЧС России 28 августа 2010 г.
"Временные методические рекомендации по реконструкции (созданию) локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов на базе комплекса программно-технических средств автоматизированной системы оповещения (КПТС АСО)" (далее - Методические рекомендации) содержат:
- особенности построения и функционирования локальных систем оповещения;
- организационно-технические решения по созданию локальных систем оповещения на базе комплекса программно-технических средств автоматизированной системы оповещения (КПТС АСО);
- основные тактико-технические характеристики комплекса программно-технических средств автоматизированной системы оповещения (КПТС АСО).
Методические рекомендации предназначены для МЧС России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций всех форм собственности Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, проектных организаций и организаций связи при разработке технических заданий, проектировании и строительстве (реконструкции) систем оповещения населения, а также рекомендованы для преподавателей, слушателей и курсантов учебных заведений и сотрудников научно-исследовательских учреждений МЧС России.
Временные методические рекомендации действуют до издания общих методических рекомендаций по созданию систем централизованного оповещения на базе существующих комплексов.
Перечень сокращений
АС - автоматизированная система
АСО - автоматизированная система оповещения
ГЗПУ - городской запасный пункт управления
ГРТУ - городской радиотрансляционный узел
ГО - гражданская оборона
ДДС - дежурно-диспетчерская служба
ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба
ЗЗПУ - загородный запасный пункт управления
ЗПУ - запасный пункт управления
КПТС АСО - комплекс программно-технических средств автоматизированной системы оповещения
ЛВС - локальная вычислительная сеть
ЛCO - локальная система оповещения
ПОО - потенциально опасный объект
П-166 ВАУ - выходное акустическое устройство
РАСЦО - региональная автоматизированная система централизованного оповещения
РТПЦ - радиотелевизионный передающий центр
РТУ - радиотрансляционный узел
ТПЭВМ - технологическая персональная электронно-вычислительная машина
ТЧ - канал тональной частоты
УЗС-1 - устройство для управления электромеханическими сиренами типа С-28, С-40
УЗС-2 - устройство для управления П-166 ВАУ
УЗС-3 - устройство управления и переключения программ в аудиотрактах РТУ, радиовещательных станций (FM) и телевидения
УМ - усилитель мощности
УС - узел связи (доступа)
УПВМ - Управляющая персональная электронно-вычислительная машина
УПАТС - учрежденческо-производственная автоматическая телефонная станция
ЦПУ - центральный пункт управления
ЦУКС - центр управления в кризисных ситуациях
ЧС - чрезвычайная ситуация
ЕТН - интерфейс Ethernet 10/100BaseT
GSM - глобальный цифровой стандарт для мобильной сотовой связи
USB - универсальная последовательная шина
1 Общие положения
1.1 Настоящие рекомендации разработаны в целях реализации Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", с учетом требований Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлений Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени", от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", совместного приказа МЧС РФ, Мининформсвязи РФ и Минкультуры РФ от 25 июля 2006 г. N 422/90/376 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".
1.2 В настоящих методических рекомендациях определены общие требования и основные организационно-технические принципы построения локальных систем оповещения потенциально опасных объектов на базе комплекса программно-технических средств автоматизированной системы оповещения (КПТС АСО), в том числе как составной части объединенной системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях субъекта Российской Федерации.
1.3 Создание, совершенствование (реконструкция) и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения являются составной частью мероприятий по гражданской обороне, проводимых в федеральных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, на соответствующих территориях в организациях.
1.4 Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, объектов (организаций), несут персональную ответственность за создание, совершенствование (реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения.
1.5 При разработке Методических рекомендаций учтены требования действующих нормативных документов, регламентирующих вопросы организации оповещения населения Российской Федерации.
2 Организация построения и функционирования локальных систем оповещения
2.1 Локальные системы оповещения предназначены для своевременного доведения до населения, рабочих и служащих потенциально опасных объектов, соответствующих органов управления территориальной подсистемы РСЧС сигнала "Внимание всем!" и информации об угрозе радиоактивного загрязнения, химического заражения и катастрофического затопления, а также информации о развитии событий и рекомендаций по дальнейшим действиям при авариях на потенциально опасных объектах.
Схемы локальных систем оповещения в районе размещения потенциально опасных объектов приведены на рисунке 1 для атомной станции и химически опасного объекта и на рисунке 2 для гидроэлектростанции.
2.2 Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
- руководящего состава гражданской обороны организаций, эксплуатирующих потенциально опасный объект и объектового звена РСЧС;
- объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе и специализированных;
- персонала организаций эксплуатирующих опасный производственный объект;
- руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
- населения проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
2.3 Дежурный диспетчер (начальник смены) потенциально опасного объекта отвечает за своевременное задействование локальной системы оповещения, а также информирование ЦУКС МЧС России по субъекту Российской Федерации, ЕДДС муниципального образования о факте аварии и складывающейся обстановке.
2.4 Управление локальной системой оповещения потенциально опасного объекта осуществляется с основного и запасного пунктов управления.
2.5 Рабочее место дежурного диспетчера потенциально опасного объекта оборудуется техническими средствами, обеспечивающими:
- управление локальной системой оповещения;
- прямую проводную и радиосвязь дежурного диспетчера с оперативным персоналом систем аварийной сигнализации и контроля, а также с дежурными сменами аварийных служб потенциально опасного объекта;
- прием сообщений и команд передаваемых региональной (местной) системой оповещения;
- контроль прохождения сигналов и информации, передаваемых в локальной системе оповещения;
- телефонную связь общего пользования;
- управление системой мониторинга и сигнализации.
Здесь и далее по тексту нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.7 Технические средства локальных систем оповещения должны находиться в режиме постоянной готовности и обеспечивать автоматическое и ручное включение оконечных устройств от дежурного диспетчера потенциально опасного объекта.
2.8 При создании локальных систем оповещения необходимо предусматривать их организационное и программно-аппаратное сопряжение с существующими и проектируемыми системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта и РАСЦО субъекта Российской Федерации.
2.9 Границы локальных систем оповещения определены в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", паспортов и деклараций безопасности с учетом особенностей построения сетей связи и вещания района размещения потенциально опасного объекта:
- "в районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов - в радиусе 5 км вокруг объектов (включая поселок объекта);
- в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2,5 км вокруг объектов;
- в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) - на расстоянии до 6 км от объектов".
2.10 Технической основой ЛСО являются КПТС АСО, электросирены С-40, С-28, выходные акустические устройства П-160 ВАУ, а также объектовые местные и территориальные сети связи и вещания.
2.11 Контроль за техническим состоянием аппаратуры локальной системы оповещения, поддержание ее в исправном состоянии, предупреждение отказов в работе и продление ресурса обеспечиваются выполнением, в соответствии с заводской технической документацией комплекса, работ в объеме:
- ЕТО - ежедневного технического обслуживания;
- ТО-1 - технического обслуживания N 1;
- ТО-2 - технического обслуживания N 2.
2.12 Обслуживание ЛСО проводится в соответствии с "Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения", утвержденным совместным приказом МЧС России, Мининформсвязи и Минкультуры России от 7 декабря 2005 г. N 877/138/597.
2.14 Порядок использования, совершенствования и поддержания в готовности систем оповещения определяется "Положением о системах оповещения населения" утвержденным совместным приказом МЧС России, Мининформсвязи и Минкультуры России от 25.07.2006 г. N 422/90/376.
2.13 Порядок задействования локальной системы оповещения выполняется в соответствии с "Методическими рекомендациями по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения" 2005 года.
3 Организационно-техническое построение локальных систем оповещения
3.1 При создании локальной системы оповещения необходимо учитывать особенности:
- организационно-технического построения ЕДДС города и ДДС потенциально опасного объекта;
- технической базы и организационно-технического построения объектовых и местных подсистем оповещения, входящих в зону действия локальной системы оповещения;
- организации объектовых и территориальных сетей связи и вещания, попадающих в зону действия локальной системы оповещения;
- организации объектовых систем контроля и аварийной сигнализации потенциально опасного объекта;
- размещения и планировки населенных пунктов и объектов экономики, входящих в зону действия локальной системы оповещения;
- размещения и планировки потенциально опасных объектов, входящих в зону действия локальной системы оповещения.
3.2 Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения потенциально опасного объекта (ПОО)
3.2.1 Типовой вариант организационно-технического построения локальной системы оповещения в районе размещения ПОО рисунок 1.
3.2.1.1 В помещении центрального пункта управления (ЦПУ) и запасного пункта управления (ЗПУ) потенциально опасного объекта устанавливаются:
- управляющая ПЭВМ для передачи команд управления и информации, передаваемых в локальной системе оповещения, а также для передачи информации об аварии в ЦУКС МЧС России по субъекту Российской Федерации, ЕДДС органа местного самоуправления пристанционного города и на ЗЗПУ органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- средства прямой телефонной связи и радиосвязи с оперативным дежурным ЦУКС МЧС России по субъекту Российской Федерации, ЕДДС органа местного самоуправления пристанционного города и ЗЗПУ органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
3.2.1.2 В серверной ЦПУ ПОО для приема сигналов и речевой информации оповещения, передаваемой по РАСЦО, а также для управления оконечными устройствами локальной системы оповещения в телекоммуникационном шкафу устанавливаются:
- технологическая ПЭВМ блок АСО с GSM-шлюзом (сервер), коммутатор, маршрутизатор доступа и пассивное сетевое оборудование;
- устройства УЗС-1 для управления электросиренами С-40;
- устройства УЗС-3 для управления и переключения программ вещания объектового радиотрансляционного узла (усилителя).
3.2.1.3 На территории объекта и в зоне действия ЛCO размещаются устройства УЗС-2 для обеспечения управления выходными акустическими устройствами П-166 ВАУ или аналогичными им звукоусилительными системами и мощными рупорными громкоговорителями, предназначенными для обеспечения доведения сигналов "Внимание всем" и речевых сообщений до населения, проживающего в зоне действия ЛСО (в зоне жилой и промышленной застройки) и информирования рабочих и служащих.
3.2.1.4 В населенных пунктах, расположенных в границах действия локальной системы оповещения, устанавливается УЗС-3, предназначенное для удаленного (дистанционного) управления и переключения программ сети проводного вещания, станций УКВ ЧМ и FM вещания, телевидения.
3.3 Особенности локальных систем оповещения в районах размещения ПОО в зависимости от потенциальных угроз
3.3.1. При создании ЛСО в районе размещения ядерно и радиационно опасных объектов необходимо предусмотреть ее сопряжение с системой мониторинга состояния радиационной обстановки в зоне ответственности, определенной паспортом безопасности предприятия.
3.3.2 При создании ЛСО в районе размещения химически опасного объекта необходимо предусмотреть ее сопряжение с системой мониторинга состояния химической обстановки в зоне ответственности, определенной паспортом безопасности предприятия. Необходимо также обеспечить средства прямой телефонной связи и/или радиосвязи с дежурной службой места погрузки (выгрузки), хранения химически опасных веществ, начальниками смен цехов и ЕДДС города (городского района), на территории которого размещен химически опасный объект.
3.3.3 При создании ЛСО в зоне возможного катастрофического затопления гидротехнических сооружений (рис. 2) необходимо предусмотреть ее сопряжение с системой контроля уровня аварийного затопления в нижнем бьефе гидроузла.
Начальник |
Э.Н. Чижиков |
Согласовано
Начальник |
В.А. Акимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Временные методические рекомендации по реконструкции (созданию) локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов на базе комплекса программно-технических средств автоматизированной системы оповещения (КПТС АСО) (утв. МЧС России 25 ноября 2011 г.)
Текст документа официально опубликован не был