Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 63563-7 "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
("О внесении изменений в пункт 1 статьи 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе")
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
При подготовке ко второму чтению проект дополнен положением, устанавливающим полномочия руководителей органов Службы внешней разведки Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов военной прокуратуры, военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации и федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, принимать решение о необходимости укомплектования воинских должностей гражданами мужского пола, не находящихся в запасе и получившими среднее профессиональное образование.
Проектируемое положение не отвечает требованию формальной определенности правовой нормы, поскольку неясно руководители какого уровня наделяются указанным полномочием. Например, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" к органам федеральной службы безопасности отнесен не только федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, но и управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности); управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках); управления (отделы, службы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы); другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности); авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные и научные организации, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские подразделения и организации, военно-строительные подразделения и иные организации и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.
При этом введение законопроектом условия, при котором возможность реализации гражданином права на заключение контракта ставится в зависимость от принятия решения руководителя органа о необходимости укомплектования воинских должностей такими гражданами, не отвечает требованию соблюдения принципа равенства, поскольку в отношении иных граждан, указанных в части 1 статьи 34 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", подобных условий как Федеральным законом, так и законопроектом не установлено (см., например, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2017 года N 3-П).
Замечания лингвистического и юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.