Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 114619-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(об уточнении порядка образования избирательных участков и обеспечении принципа гласности),
внесенный членами Совета Федерации А.А. Клишасом, А.И. Широковым
Досье на проект федерального закона
Названным проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), направленные на создание наиболее благоприятных условий для реализации избирательных прав участниками избирательного процесса, при проведении выборов всех уровней, референдума, а также на приведение норм действующего избирательного законодательства в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается исключение пятилетнего срока, на который в настоящее время образовываются избирательные участки, участки референдума, и закрепление возможности пересмотра перечня и границ избирательных участков, участков референдума, в том числе в целях создания максимальных удобств для избирателей, участников референдума, что может реализовываться путем уменьшения максимальной численности избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума до 1500 (изменения в статью 19 Федерального закона N 67-ФЗ).
Вместе с тем, норма не содержит критерии обоснованности принятия решения об уточнении перечня и границ избирательных участков, участков референдума в случае сокращения максимальной численности избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума до 1500. В связи с этим, при подготовке законопроекта ко второму чтению необходимо определить критерии для создания избирательных участков с меньшим количеством зарегистрированных избирателей, участников референдума.
В определенных случаях (например, при изменении границ, преобразовании, упразднении муниципальных образований) решения об уточнении перечня избирательных участков, участков референдума и (или) их границ должны быть приняты вне периода избирательной кампании, кампании референдума, а в исключительных случаях - не позднее, чем за 70 дней до дня голосования. В таких случаях участковые комиссии вне периода избирательной кампании, кампании референдума формируются в течение 60 дней со дня принятия решения об уточнении перечня избирательных участков, участков референдума, а в период избирательной кампании, кампании референдума - не позднее, чем за 35 дней до дня голосования.
Авторы законопроекта также предлагают новый механизм обеспечения реализации активного избирательного права и права на участие в референдуме для граждан, которые в день голосования будут находиться вне места своего жительства.
Законопроектом предусматривается, что при проведении выборов в органы государственной власти, референдума субъекта Российской Федерации законом может быть предусмотрено включение гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума по месту нахождения на основании заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения.
Порядок и сроки подачи такого заявления, а также порядок обеспечения возможности голосования избирателя, участника референдума по месту нахождения предлагается устанавливать решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. В этом случае голосование по открепительным удостоверениям и досрочное голосование проводиться не будут.
Кроме того, предусматривается уточнить порядок заполнения подписных листов в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума, установив, что адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в Федеральном законе 67-ФЗ реквизитов в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию.
Данная правовая норма приводится в соответствие с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 03.07.2014 г. N 1483-0) и соответствующего толкования со стороны Пленума Верховного Суда Российской Федерации, который в Постановлении от 31.03.2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" специально разъяснил, "что адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех указанных (в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона 67-ФЗ) реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума; соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например в случае проживания гражданина на межселенной территории (пункт 30 ст. 2 Федерального закона 67-ФЗ)".
Законопроектом предусматривается усилить административную ответственность в области избирательного законодательства, а именно:
за выдачу членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования, либо выдачу гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, установив за такое правонарушение административный штраф в размере тридцати тысяч рублей (по действующему законодательству установлен административный штраф в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей).
За получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума предлагается установить административный штраф в размере тридцати тысяч рублей (по действующему законодательству установлен административный штраф в размере одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей).
При совершении административного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, предлагается административный штраф в размере пятидесяти тысяч рублей.
В связи с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 114619-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.