Во исполнение пункта 11 Комплекса мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 годы, утвержденного поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. от 23 мая 2016 г. N 3468п-П44, Минэкономразвития России направляет методические материалы по формированию и поддержке в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях ресурсных центров поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - методические материалы).
Методические материалы рекомендуются к использованию в том числе в рамках реализации комплексных планов субъектов Российской Федерации по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению (письмо Минэкономразвития от 1 июля 2016 г. N 19657-ОФ/Д04и).
По вопросам обеспечения и практической реализации мероприятий по формированию и поддержке в субъектах Российской Федерации ресурсных центров поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций просим обращаться в Департамент стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России по адресу электронной почты sonko@economy.gov.ru.
Приложение: методические материалы на 8 л. в 1 экз.
|
О.В. Фомичев |
Методические материалы
по формированию и поддержке в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях ресурсных центров поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций
1. Общие положения
Настоящие методические материалы разработаны в соответствии с Комплексом мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 годы, утвержденным Правительством Российской Федерации от 23 мая 2016 года N 3468п-П44.
Методические материалы разработаны в целях содействия субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в формировании инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
2. Определение Ресурсного центра СО НКО
Ресурсный центр поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - ресурсный центр СО НКО) является ключевым элементом формирования инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
Целью деятельности ресурсного центра СО НКО является содействие развитию некоммерческого сектора экономики, включая созданию условий для создания и развития социально ориентированных некоммерческих организаций, распространение новых технологий и лучших практик работы в социальной сфере.
Ресурсным центром СО НКО является организация, оказывающая информационную, консультационную, образовательную, организационную и иную ресурсную поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, содействующая внедрению в их деятельность новых социальных и управленческих технологий, а также формированию среды, способствующей формированию, развитию и деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.
3. Функции Ресурсного центра СО НКО
Функциями ресурсных центров социально ориентированных некоммерческих организаций являются:
оказание информационной, консультационной, методической, организационной, технической, экспертно-аналитической поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, а также инициативным группам граждан, осуществляющим подготовку к созданию СО НКО;
привлечение внебюджетных ресурсов в некоммерческий сектор экономики;
содействие обеспечению доступа СО НКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам;
содействие организации внутреннего взаимодействия, повышению прозрачности и подотчётности, самоорганизации в некоммерческом секторе экономики;
развитие взаимодействия между социально ориентированными некоммерческими организациями и органами исполнительной власти, местного самоуправления, бизнесом;
проведение исследований состояния СО НКО и выполнение иных аналитических работ по изучению, прогнозированию, мониторингу и оценке мероприятий, проектов и программ по содействию и поддержке СО НКО;
продвижение СО НКО в средствах массовой информации;
отстаивание интересов организаций сектора и создание оптимальной среды для его развития (включая разработку новых механизмов и технологий поддержки СО НКО).
4. Получатели услуг ресурсного центра СО НКО
Основными получателями услуг ресурсного центра СО НКО являются социально ориентированные некоммерческие организации и инициативные группы граждан, осуществляющие подготовку к созданию СО НКО.
При этом для формирования благоприятной среды деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций ресурсный центр может предоставлять услуги также органам государственной власти и местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, представителям бизнес-сообщества и СМИ.
5. Организационно-правовая форма ресурсного центра СО НКО
Ресурсные центры СО НКО могут создаваться в форме негосударственных некоммерческих организаций. При этом функции ресурсных центров могут исполнять также иные организации, в том числе центры инноваций в социальной сфере.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется поддерживать и развивать уже существующие элементы инфраструктуры поддержки СО НКО в регионе, в том числе развивая межрегиональное сотрудничество.
6. Приоритетные направления деятельности Ресурсного центра СО НКО
Ресурсный центр может оказывать специализированные услуги как на бесплатной, так и возмездной основе.
Таким образом, ресурсные центры обеспечивают доступ к услугам, существующим на рынке, но недоступным для СО НКО по параметрам цены, или предоставляют специализированные услуги, учитывающие специфику некоммерческой деятельности в социально значимых сферах, которые отсутствуют на рынке соответствующих услуг.
Перечень услуг, которые может оказывать ресурсный центр СО НКО, достаточно широк и может включать в том числе следующие услуги:
а) в части поддержки деятельности СО НКО:
консультационные услуги по широкому кругу вопросов деятельности СО НКО, включая управленческое консультирование, помощь в создании и развитии СО НКО, содействие внедрению новых технологий работы СО НКО, расширение набора предоставляемых ими услуг в социальной сфере;
услуги по дополнительному образованию сотрудников СО НКО, организация стажировок;
содействие подбору сотрудников СО НКО, помощь в поиске и оценке кандидатов на должность, привлечение добровольцев;
предоставление СО НКО помещений для проведения отдельных мероприятий, размещение рабочих мест сотрудников СО НКО на временной или постоянной основе;
сопровождение деятельности СО НКО по отдельным направлениям, включая, например, аутсорсинг услуг бухгалтерского учета, юридического сопровождения, связей с общественностью, дизайна, веб-программирования и пр.;
предоставление организационной и технической поддержки, включая организационное сопровождение публичных мероприятий, предоставление офисной техники или специализированного оборудования для проведения мероприятий, проведение мероприятий "под ключ";
предоставление специализированного программного обеспечения или IT-возможностей, например, предоставление возможностей пользования платным программным обеспечением или Интернет-ресурсами;
информационные услуги, включая содействие освещению мероприятий СО НКО в СМИ и социальных сетях;
б) в части содействия формированию среды, благоприятной созданию и деятельности СО НКО:
развитие инфраструктуры поддержки некоммерческого сектора, включая формирование партнерств, сетей, содействие в создании новых ресурсных центров, фондов местных сообществ, целевого капитала некоммерческих организаций, развитие технологий для привлечения СО НКО благотворительных пожертвований;
организация (участие в организации) конкурсов по предоставлению поддержки СО НКО, предоставляемой как из средств региональных и местных бюджетов, так и внебюджетных источников, включая администрирование конкурсных процедур, мониторинг и оценку реализованных проектов, получивших поддержку;
методическое сопровождение разработки и реализации программ поддержки СО НКО, включая проведение экспертиз, разработку стандартов и процедур;
участие в разработке и экспертизе государственных и муниципальных программ, нормативных правовых актов по направлениям поддержки СО НКО и по направлениям, относящимся к сферам деятельности СО НКО;
участие в работе профильных совещательных и консультативных органов государственной власти и местного самоуправления;
проведение исследований, мониторинг и оценка реализации программ поддержки СО НКО;
содействие формированию механизмов предоставления услуг в социальной сфере, включая реализацию мероприятий, предусмотренных планом мероприятий ("дорожной картой") "Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 года N 1144-р, и Комплексом мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 годы, утвержденным поручением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2016 г. N 3468п-П44.
7. Оценка деятельности ресурсного центра СО НКО
При оценке результативности деятельности ресурсного центра могут быть использованы в том числе следующие показатели:
объем услуг установленного качества, предоставленных ресурсным центром;
оценка качества услуг, предоставленных ресурсным центром (на основе анкетирования СО НКО);
количество СО НКО, зарегистрированных при поддержке ресурсного центра в течение года;
количество СО НКО, пользующихся услугами ресурсных центров;
доля СО НКО, пользующихся услугами ресурсных центров, от количества СО НКО на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
динамика объемов услуг, предоставленных СО НКО - получателями услуг ресурсного центра, объемов пожертвований, привлеченных такими СО НКО, а также количества привлеченных ими добровольцев;
динамика активов фондов местных сообществ, целевого капитала некоммерческих организаций, получивших поддержку ресурсного центра;
экономия бюджетных средств, достигнутая благодаря успешной деятельности СО НКО, направленной на предотвращение конкретных негативных социальных явлений (например, в сфере профилактики социального сиротства);
дополнительные экономические выгоды от достижения СО НКО результатов своей деятельности (например, вовлечение добровольцев в предоставление социальных услуг, обеспечение трудоустройства инвалидов и др.);
объем внебюджетных средств, привлеченных ресурсным центром, а также СО НКО - получателями услуг ресурсного центра для осуществления деятельности.
8. Обеспечение поддержки деятельности ресурсного центра СО НКО органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления
Правовым обоснованием целесообразности создания ресурсных центров СО НКО со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления является необходимость реализации требований законодательства, устанавливающих полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по поддержке СО НКО в соответствии со статьями 31-31.3 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Обеспечение реализации указанных полномочий целесообразно обеспечить через привлечение профессиональных специализированных организаций, которыми являются ресурсные центры.
В этой связи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, в которых реализуются программы (или подпрограммы) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, рекомендуется предусмотреть в указанных программах (подпрограммах) положения, предусматривающие обеспечение финансирования деятельности ресурсных центров, в том числе через механизмы предоставления на конкурсной основе субсидий в соответствии с статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При проведении соответствующих конкурсов в целях обеспечения необходимой финансовой устойчивости ресурсных центров рекомендуется устанавливать продолжительность программы их деятельности, финансируемой в рамках субсидии, не менее 24 месяцев.
Требования по обеспечению возможности привлечения к деятельности ресурсных центров специалистов высокой квалификации должны учитываться при оценке затрат на оплату труда при подготовке соответствующих бюджетных проектировок.
В этой связи указанные оценки должны быть основаны на сложившемся на рынке труда уровне оплаты специалистов соответствующей квалификации.
Конкурсы субсидий для развития инфраструктуры поддержки СО НКО рекомендуется проводить отдельно от остальных конкурсов поддержки СО НКО (или по отдельной номинации, с более высоким предельным уровнем размера получаемой субсидии).
В отдельных случаях возможно применение механизма "потребительской субсидии", когда распределение средств между несколькими ресурсными центрами происходит пропорционально объему оказанных ими услуг СО НКО, которые передают ресурсному центру в качестве подтверждения факта оказания им услуги целевые сертификаты (ваучеры), предоставленные СО НКО для соответствующей цели органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местного самоуправления).
В качестве одной из форм поддержки ресурсных центров СО НКО рекомендуется в рамках предоставления субсидий СО НКО предусматривать возможность включения в смету расходов получателей субсидий статьи на оплату ими услуг ресурсных центров.
Список адресов и GUID участников системы МЭДО по состоянию на 26.08.2016 г.
+
64. Республика Адыгея: leader@adm.adygheya.ru
65. Республика Башкортостан: aprb@bashkortostan.ru
66. Республика Карелия: government@karelia.ru
67. Республика Коми: admo@rkomi.ru
68. Республика Марий Эл: glava-rme@gov.mari.ru
69. Республика Мордовия: kanc@e-mordovia.ru
70. Республика Хакасия: pressa@r-19.ru
71. Чувашская Республика: km@cap.ru
72. Ставропольский край: gsk@stavkray.ru
73. Архангельская область: adm@dvinaland.ru
74. Волгоградская область: kancel@volganet.ru
75. Иркутская область: mail@govirk.ru
76. Кировская область: region@ako.kirov.ru
77. Курганская область: kurgan@kurganobl.ru
78. Магаданская область: government@49gov.ru
79. Оренбургская область: office@gov.orb.ru
80. Орловская область: post@adm.orel.ru
81. Пензенская область: pravobl@sura.ru
82. Томская область: ato@tomsk.gov.ru
83. Ульяновская область: mail@ulgov.ru
84. Челябинская область: gubernator@chel.surnet.ru
85. Чукотский АО: admin87chao@chukotka-gov.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 30 сентября 2016 г. N 29850-ОФ/Д01и "Методические материалы по формированию и поддержке в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях ресурсных центров поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций"
Текст письма официально опубликован не был