Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Кулакова А.В. (далее - Заявитель) на действия МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля (далее - Заказчик), Департамента государственного заказа Ярославской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля (номер извещения 0171200001917000291) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, неправомерно объединивших ремонт автомобильных дорог, находящихся в разных районах города и не имеющих общих границ.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 11.03.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 883 217 080 рублей;
4) дата окончания рассмотрения первых частей заявок участников -31.03.2017.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединен в рамках одной закупки ремонт автомобильных дорог, находящихся в разных районах города, не имеющих общих границ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В Техническом задании документации об Аукционе установлено: "Наименование выполняемой работы: Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля в соответствии с титульным списком (Приложение 1) (далее - работы)".
В приложении N 1 "Титульный список на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля" Технического задания документации об Аукционе (далее - Приложение N 1) содержится 27 наименований автомобильных дорог, подлежащих ремонту в рамках исполнения муниципального контракта.
При этом на заседании Комиссии установлено, что в Приложении N 1 содержится указание на автомобильные дороги не связанные между собой, а именно находящиеся в разных районах города, не имеющих общих границ, например: Ленинградский проспект (второстепенный проезд от проспекта Дзержинского до улицы Батова) (позиция N 7 Приложения N 1), улица Пирогова от ул. Попова до Костромского шоссе (позиция N 24 Приложения N 1), улица Маяковского от проспекта Авиаторов до ул. Университетская (позиция N 22 Приложения N 1).
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что все автомобильные дороги, указанные в Приложении N 1, относятся к одной группе, а именно общего пользования местного значения города Ярославля, при этом в рамках исполнения контракта на всех указанных автомобильных дорогах необходимо произвести схожие работы, а именно текущий ремонт, в связи с чем указанные автомобильные дороги, по мнению Заказчика, Уполномоченного органа, связаны между собой и включены в один объект закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика не представили доказательств, подтверждающих, что все автомобильные дороги, ремонт которых необходимо произвести в рамках исполнения контракта, имеют общие границы и неразрывно связаны между собой, а также что осуществление работ по объекту закупки выполнимо исключительно в рамках единого технологического процесса.
Следовательно, Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки объединено выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, расположенных в разных районах города и не связанных между собой, что приводит к увеличению объема выполняемых работ, начальной (максимальной) цены контракта, суммы обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта и влечет к ограничению количества участников Аукциона.
Таким образом, указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
2. При проведении внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 18 Информационной карты документации об Аукционе первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе, в том числе установлено: "Сведения предоставляются участником закупки в соответствии с требованиями, установленными к используемым для выполнения работ товарам, которые указаны в Техническом задании и Приложении N 1 к нему".
В Техническом задании документации об Аукционе содержится, например, следующее: "Работы должны производиться в условиях данного объекта. Работы должны производиться с обязательным использованием специализированных транспортных средств, механизмов и оборудования".
При этом, в приложении N 1 "Титульный список на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля" Технического задания документации об Аукционе содержится перечень улиц, подлежащих ремонту в рамках исполнения контракта.
Вместе с тем, пунктом 18 Информационной картой документации об Аукционе установлено, что первую часть заявки рекомендуется представить по форме, предложенной в приложении N 2 "Информация о конкретных показателях, соответствующих значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, предлагаемого для использования" к Разделу 1 "Информационная карта аукциона" документации об Аукционе (далее - Приложение N 2).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе не установлен надлежащим образом раздел документации, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участникам закупки необходимо сделать предложение в своих заявках.
Кроме того, в Приложении N 2 установлено, в том числе следующее (примеры): "5. Раствор готовый кладочный тяжелый. Предел прочности цемента при изгибе (возраст 28 суток), Предел прочности цемента при сжатии (возраст 28 суток); 9. Раствор готовый кладочный тяжелый. Норма подвижности раствора по погружению конуса; 3. Песок для строительных работ: Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм; 8. Бетон тяжелый: Осадка конуса; 57. Шлакопортландцемент: Предел прочности при сжатии после пропаривания (возраст 28 суток); 70. Битум дорожный вязкий: Температура размягчения по кольцу и шару; 77. Кирпич керамический: Предел прочности при изгибе (наименьший для отдельного образца); 85. Битумы нефтяные строительные: Глубина проникания иглы (при температуре +25°С)".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также технологических процессов изготовления указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе требования к содержанию заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к участникам закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 6.35 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что "для выполнения работ по Контракту, Подрядчик вправе привлечь субподрядные организации. Привлечение субподрядной организации осуществляется с письменного согласования с Заказчиком".
Указанное требование не предусмотрено частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и, следовательно, действия Уполномоченного органа, Заказчика, установивших в документации об Аукционе указанное требование, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу Кулакова А.В. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1,2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по делу N К-225/17 от 29.03.2017, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 29.03.2017 N К-225/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 29 марта 2017 г. N К-226/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был