Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Силвер Дарт" (далее - Заявитель) на действия Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по уборке зданий и прилегающих территорий (номер извещения 0173100013917000027) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком сокращены сроки окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
2. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена дата начала разъяснений положений документации о Аукционе.
3. Документация об Аукционе не содержит запрет на оказание услуг в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457).
4. В документации об Аукционе в нарушение статьи 31 Закона о контрактной системе ненадлежащим образом установлены требования к участникам закупки.
5. В документации об Аукционе установлены неправомерные требования к количеству персонала исполнителя, а также месту регистрации исполнителя в г. Москве, что ограничивает количество участников.
6. Документация об Аукционе содержит ненадлежащее требование к выполнению работ при исполнении контракта.
7. В документации об Аукционе неправомерно установлено ограничение на привлечение соисполнителей, субподрядчиков.
8. Заказчиком не представлены разъяснения на запрос Заявителя по пункту 3.1.2 технического задания документации об Аукционе, а именно, что подразумевается под представлением "пакета к закупочной документации".
9. Заказчиком установлено избыточное требование к участникам закупки о том, что все товары, используемые при оказании услуг, должны быть изготовлены не ранее 4 квартала 2016 года.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 15.03.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 954 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 22.03.2017.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком сокращены сроки окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе
В статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, Заказчиком 15.03.2017 опубликовано извещение о проведении Аукциона.
Вместе с тем, согласно документации об Аукционе дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе установлена на 22.03.2017, что является седьмым днем с даты размещения извещения о закупке в ЕИС.
Таким образом, действия Заказчика, сократившего срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе, нарушают часть 2 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена дата начала разъяснений положений документации о Аукционе.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна, в том числе, содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно пункту 3 документации об Аукционе дата начала и окончания срока предоставления участниками аукциона разъяснений положений документации об аукционе установлена с "14" марта 2017 года по "17" марта 2017 года.
Вместе с тем, согласно доводу Заявителя, извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 15.03.2017.
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что закупка размещена 13.03.2017, вместе с тем, в связи контролем Федерального Казначейства на основании постановления Правительства от 12.12.2015 N 1367 "О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в ЕИС извещение размещено 15.03.2017.
Кроме того, Законом о контрактной системе не регулируется дата начала разъяснений положений документации об Аукционе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих обоснованность довода, на заседании Комиссии не представил.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, документация об Аукционе не содержит запрет на оказание услуг в соответствии с постановлением Правительства N 1457.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам, услугам относится, в том числе, выполнение работ и оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона документации об Аукционе объектом закупки является оказание услуг по уборке зданий и прилегающих территорий.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе вышеуказанные требования, предусмотренные Постановлением N 1457, не установлены.
Действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе запрет на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу Заявителя, в нарушение статьи 31 Закона о контрактной системе в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к участникам закупки.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пунктах 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, следующее требование к участникам закупки:
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе не содержит данного требования к участникам закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе установлены неправомерные требования к количеству персонала исполнителя, а также месту регистрации исполнителя в г. Москве, что ограничивает количество участников.
В пункте 3.2. технического задания документации об Аукционе установлены требования к количеству персонала исполнителя при оказании услуг по уборке зданий и прилегающих территорий, а именно, по основной уборке - Менеджер-1, Бригадир-10, Уборщик-20; поддерживающей уборке - Менеджер-1, Бригадир-10, Уборщик-10; генеральной уборке - Менеджер-1, Бригадир-20, Уборщик-30.
В пункте 6.1. технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе требование к исполнителю о наличии регистрации в городе Москве.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Вместе с тем, исполнитель может выполнить услуги по уборке иным количеством специалистов.
Таким образом, данное условие предоставляет Заказчику право вмешательства в хозяйственную деятельность поставщика (подрядчика, исполнителя) путем установления требования о количестве персонала при оказании услуг, а также требования к месту регистрации исполнителя.
На основании изложенного, действия Заказчика, установившего требования к количеству персонала, а также месту регистрации исполнителя, ограничивающее количество участников закупки не соответствуют части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно доводу Заявителя, документация об Аукционе содержит ненадлежащее требование к выполнению работ при исполнении контракта.
В пункте 3.2 технического задания документации об Аукционе установлено требование о необходимости проведения генеральной уборки "1 раз в квартал (выходной день), а также по мере необходимости по заявке Заказчика".
Согласно доводу Заявителя, неясно, что подразумевается под "по мере необходимости по заявке Заказчика", в связи с чем, по мнению Заявителя, невозможно подать заявку на участие в Аукционе.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в техническом задании документации об Аукционе содержатся необходимые для Заказчика условия оказания услуги, в связи с чем, генеральная уборка в соответствии с техническим заданием документации об Аукционе, проводится 1 раз в квартал, а в случае возникновения потребности у Заказчика, Заказчик дополнительно направит заявку исполнителю.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих, что указанное требование ограничивает количество участников Аукциона, на заседании Комиссии не представил.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
7. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлено ограничение на привлечение соисполнителей, субподрядчиков.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что согласно пункту 4.2.11. проекта контракта документации об Аукционе, установлено, что "Исполнитель при возникновении необходимости, а также в случае отсутствия у Исполнителя лицензий на осуществление каких-либо видов услуг, указанных в Приложении N 2 "Техническое задание" к настоящему Контракту, вправе привлекать к исполнению своих обязанностей третьих лиц, при этом Исполнитель отвечает перед Заказчиком за действия таких третьих лиц, как за свои собственные, в том числе за наличие у таких лиц соответствующих лицензий".
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих обоснованность довода, на заседании Комиссии не представил.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
8. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком не представлены разъяснения на запрос Заявителя по пункту 3.1.2 технического задания документации об Аукционе, а именно, что подразумевается под представлением "пакета к закупочной документации".
Согласно пункту 3.1.2 исполнитель имеет право, в том числе предоставить полный пакет документации по субподрядной организации, который должен прилагаться в пакете к закупочной документации.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком размещены разъяснения положений документации об Аукционе от 18.03.2017 N РД1, в которых представлен следующий ответ: "Сообщаем, что в соответствии с п. 4.2.11 проекта контракта Исполнитель при возникновении необходимости, а также в случае отсутствия у Исполнителя лицензий на осуществление каких-либо видов услуг, указанных в Приложении N 2 "Техническое задание" к настоящему Контракту, вправе привлекать к исполнению своих обязанностей третьих лиц, при этом Исполнитель отвечает перед Заказчиком за действия таких третьих лиц, как за свои собственные, в том числе за наличие у таких лиц соответствующих лицензий. В случае привлечения Исполнителем третьих лиц, Исполнитель должен предоставить Заказчику:
- копию контракта (договора), заключенного между Исполнителем и третьими лицами;
- копии лицензий на осуществление деятельности на установленные Контрактом виды Работ (Услуг);
- список лиц, привлекаемых к выполнению Работ (оказанию Услуг) по Контракту".
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих обоснованность довода, на заседании Комиссии не представил.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
9. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком установлено избыточное требование к участникам закупки о том, что все товары, используемые при оказании услуг, должны быть изготовлены не ранее 4 квартала 2016 года.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанное требование установлено исходя из потребностей Заказчика.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих, что данное требование ограничивает количество участников закупки, на заседании Комиссии не представил.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
10. Решением Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок 21.03.2017 по делу N К-191/17 в действиях Заказчика выявлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, части 2 статьи 63, части 3 статьи 64, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части установления требования о наличии сертификата ГОСТ Р 51870-2014, OHSAS 18001:2007, установления излишнего требования к форме сотрудников, осуществляющих уборку зданий и территорий, установления требования о необходимости производить ремонт гранитной облицовки зданий, установления требований к компонентам товара, требования к химическому составу материала в составе первой части заявки на участие в Аукционе, ненадлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе, требования к производственным мощностям оборудования Исполнителя, а также установления ненадлежащих требований к участникам закупки.
На основании решения Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок 21.03.2017 по делу N К-191/17, Заказчику выдано предписание, согласно которому, Заказчику необходимо внести изменения в документацию об Аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Силвер Дарт" обоснованной в части сокращения сроков окончания подачи заявок на участие в Аукционе, не установления запрета на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, установления ненадлежащего описания объекта закупки, а также установления неправомерных требований к количеству персонала и месту регистрации поставщика (исполнителя, подрядчика).
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, части 2 статьи 63, части 3 статьи 64, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, в связи с тем, что предписание выдано 21.03.2017 по делу N К-191/17.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 21.03.2017 по делу N К-191/17 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 марта 2017 г. N К-212/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был