См. также постановление Губернатора Новосибирской области от 30 июля 2012 г. N 126 "О порядке создания и функционирования территориальной информационной системы Новосибирской области"
2. Департаменту науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области (Сапожников Г.А.) совместно с комитетом компьютерных технологий администрации Новосибирской области (Сазонов М.В.) до 15.10.2007 завершить работу над проектом долгосрочной программы по созданию территориальной информационной системы Новосибирской области (далее - ТИС).
3. Руководителям структурных подразделений администрации Новосибирской области и исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в десятидневный срок определить и представить в департамент науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области ответственных за реализацию плана мероприятий по созданию ТИС, а также предложения в долгосрочную программу создания ТИС.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области - руководителя департамента науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области Сапожникова Г.А.
В.А.Толоконский
Концепция
создания территориальной информационной системы
Новосибирской области
(утв. постановлением Губернатора Новосибирской области от 13 октября 2007 г. N 400)
Введение
Настоящая Концепция создания в Новосибирской области территориальной информационной системы (далее - Концепция) разработана департаментом науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области на основе проекта типового решения, подготовленного Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации, Федеральным агентством по информационным технологиям, ФГУП НИИ "Восход". В Концепции рассмотрены основные методологические вопросы создания территориальной информационной системы (ТИС) при реализации государственной политики в сфере региональной информатизации.
Под территориальной информационной системой Новосибирской области в настоящей Концепции понимается совокупность территориально разнесенных информационных систем органов государственной власти Новосибирской области, государственных органов Новосибирской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и бюджетных организаций, финансируемых из областного бюджета Новосибирской области, а также местных бюджетов, информационно взаимодействующих между собой на основе стандартных протоколов и взаимоувязанных телекоммуникационной средой в единое информационное пространство Новосибирской области.
Настоящая Концепция основывается на Концепции региональной информатизации до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года N 1024-р с учетом действующего в сфере информационно-коммуникационных технологий законодательства и задач, определенных ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 года)" и Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года.
Концепция определяет основные приоритеты, направления и этапы формирования в Новосибирской области территориальной информационной системы.
Основополагающий принцип реализации настоящей Концепции заключается в разработке типовых управленческих, методических, системотехнических и программно-технических решений в сфере управления социально-экономическим развитием области.
Основными преимуществами такого подхода являются:
создания ТИС в регионе на основе максимального использования готовых типовых проектных решений;
централизованное проведение единой организационной, нормативно-правовой и научно-технической политики при создании и развитии ТИС;
обеспечение совместимости системотехнических решений в рамках ТИС, ее взаимодействия с другими региональными и федеральными системами;
использование интеллектуальных ресурсов и технологий, заложенных при проектировании и построении других крупномасштабных автоматизированных систем.
В соответствии с настоящей Концепцией разработан план мероприятий по ее реализации.
1. Цель и область действия Концепции
Целью настоящей Концепции является определение государственной политики в сфере региональной информатизации в части:
создания проектного решения ТИС Новосибирской области;
создания государственных информационных систем Новосибирской области;
формирования государственных информационных ресурсов Новосибирской области.
Задачами, решение которых необходимо обеспечить при реализации Концепции, являются:
развитие и широкое применение информационно-технических средств и единых стандартов обслуживания граждан, обеспечивающих высокое качество и доступность государственных услуг, предоставляемых населению и организациям Новосибирской области;
создание информационно-аналитических систем для обеспечения высокого уровня качества и оперативности принимаемых управленческих решений, а также полноту контроля за результативностью деятельности органов государственной власти при соблюдении требуемого уровня информационной безопасности;
обеспечение информационной открытости и доступности органов государственной власти и местного самоуправления Новосибирской области;
внедрение государственных информационных систем и информационных ресурсов, обеспечивающих высокий уровень социального комфорта населения области и способствующих повышению качества социально-экономического развития Новосибирской области;
формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения, актуализации и предоставления информации, содержащейся в государственных информационных системах Новосибирской области, а также определяющей порядок обмена информацией в электронном виде между органами государственной власти, гражданами и организациями.
Область действия Концепции охватывает вопросы использования современных инфокоммуникационных технологий (ИКТ) при создании государственных информационных систем и применения типовых проектных решений, рекомендуемых Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации (далее - Министерство), Федеральным агентством по информационным технологиям (далее - Агентство) и (или) созданных для использования в ТИС Новосибирской области.
2. Необходимость создания территориальной информационной системы
Новосибирская область на текущий момент располагает разветвленной сетью телекоммуникаций и корпоративных информационных систем, лидирующее положение среди которых занимают: "Новосибирская научная сеть", "Межвузовская сеть", "Новосибирская образовательная сеть", "Централизованная система мониторинга безопасности ГО ЧС", информационные сети администрации Новосибирской области и мэрии Новосибирска.
Анализ существующих проблем в сфере информатизации показывает, что из нескольких групп факторов, формирующих необходимость ускорения разработки концептуальных, а в последующем и системотехнических решений по созданию современной территориальной информационной системы и ее скорейшей практической реализации, одной из важнейших является унификация и типизация средств информатизации.
Унификация и типизация средств информатизации - это основа типовых проектных решений по созданию ТИС. Они должны (в соответствии с РД 50-682-89) включать совокупность действий (комплекс мероприятий), заключающихся в установлении единых правил и требований, выполнение которых обеспечивает: необходимый технический уровень, качество и эффективность функционирования системы; сокращение затрат и сроков на ее создание; совместимость разнородных ИС и их компонентов; упорядочение и унификация процессов создания, развития и функционирования системы.
Основными направлениями унификации и типизации в ТИС являются: использование единых стандартов; применение модульного принципа при построении архитектуры информационных подсистем; использование ограниченного числа типов, моделей и версий; определение унифицированных типовых проектных решений (использование заранее определенных рядов моделей, конфигураций, состава и комплектации).
Реализация указанных направлений на основе существующих проектных решений обеспечит ускоренную реализацию основных компонентов ТИС Новосибирской области и их дальнейшее расширение с учетом использования типовых проектных решений Министерства и Агентства, а также совместимости с информационной системой (ИС) федерального уровня и международными ИС.
3. Методологические основы создания
территориальной информационной системы
ТИС формирует технологическую основу "информационного общества".
Типовая ТИС (ТИС-Т) - представляет собой минимально необходимую программно-техническую конфигурацию (с соответствующей методической и эксплуатационной документацией), обеспечивающую решение важнейших типовых функциональных задач объектов информатизации региона и позволяющую осуществить эволюционное развитие системы.
Государственная политика по созданию ТИС основывается на максимальном использовании вновь создаваемых, а также уже существующих в регионе типовых проектных решений, которые отражают следующие технологические аспекты:
Архитектурное и структурное единство - обеспечение единой государственной научно-технической политики при региональной информатизации.
Типизация проектных решений - разработка и апробирование системотехнических решений по созданию подсистем ТИС-Т, которые могут быть рекомендованы при создании ТИС других регионов России.
Обеспечение информационно-программной совместимости разрабатываемой системы на базе типовых форматов, протоколов и прикладных платформ.
Открытость системы - соответствие системы эталонной модели взаимодействия открытых систем (ГОСТ 28906), модели OSE (Open System Environment), обеспечение мобильности (переносимости) прикладных приложений.
Масштабируемость - возможность наращивания функциональных возможностей в части числа решаемых задач, типов и числа взаимодействующих информационных систем, адаптация к различным условиям применения.
Информационная безопасность - обеспечение защиты информации на всех уровнях системы в соответствии с категорийностью информации.
Типовая модель управления Новосибирской областью являет собой совокупность представлений о системе управления, механизмах взаимодействия субъектов системы управления между собой и их реакциях на изменения во внешней среде. Типовая модель управления регионом предназначена для информационно-аналитического обеспечения высокоэффективного решения задач социально-экономического развития региона. Она должна отражать основные логические и информационные связи между управляющими субъектами и субъектами управления.
Субъектами ТИС, действующими в правовом поле Концепции, являются: администрация Новосибирской области, исполнительные органы государственной власти Новосибирской области, Новосибирский областной Совет депутатов; органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области; организации и предприятия, финансируемые из областного бюджета Новосибирской области и местных бюджетов. Также субъектами ТИС могут являться небюджетные организации и федеральные учреждения, организации, осуществляющие свою деятельность на территории области в интересах ее развития и являющиеся субъектами ТИС на основании договоров об информационном взаимодействии. Субъекты ТИС, обеспечивающие предоставление информации из своих информационных ресурсов, понимаются как источники или владельцы информационных ресурсов. Субъекты ТИС, осуществляющие получение и использование в пределах своей компетенции информации из информационных ресурсов, предоставляемых владельцами, понимаются как потребители или пользователи информационных ресурсов.
В зависимости от направления электронного обмена каждый субъект информационного взаимодействия, в том или ином случае, может выступать как в качестве источника информации, так и в качестве пользователя (потребителя) информации.
Объектами ТИС, действующими в правовом поле Концепции, являются: телекоммуникационные сети; информационные сети; информационные средства; информационные системы; информационные ресурсы.
Механизм управления включает совокупность функций управляющих субъектов и субъектов управления при решении социально-экономических задач на основе использования информационных ресурсов и сервисов (услуг), предоставляемых ТИС.
Типовые сервисы (услуги) ТИС подразделяются на: внутренние - услуги конечному целевому региональному пользователю (абоненту); внешние - услуги, предоставляемые абонентам и корреспондентам, находящимся как вне корпоративной взаимосвязи владельца информации, так и вне региона; внутрисистемные технологические - услуги, которые не могут быть использованы пользователем непосредственно и предназначены для обеспечения деятельности других подсистем и служб.
4. Архитектура и структура территориальной информационной системы
4.1. Архитектура ТИС
Архитектура ТИС понимается как общая логическая организация системы, определяющая процесс обработки и передачи данных и включающая архитектуру информационных подсистем, технических средств, программного обеспечения, принципы взаимодействия ее компонентов.
Архитектура ТИС базируется на клиент-серверной технологии, а также технологии тонкого клиента и ориентирована на: организацию потоков запросов получения и обработки информационных услуг; реализацию программных компонентов, которые доступны пользователям (другим компонентам) извне в режиме "запрос-ответ" через интерфейсы доступа; "свободное" сопряжение разнородных ИС между собой; использование XML-сообщений как основного формата данных информационного взаимодействия.
В архитектуре ТИС используется эталонная модель взаимодействия открытых систем (ГОСТ 28906), унифицированные интерфейсы связи с различными прикладными приложениями и типовые проектные решения. Единство архитектуры ТИС должна обеспечивать общая информационно-коммуникационная инфраструктура, посредством которой осуществляется наращивание системы путем подключения новых информационных систем субъектов и электронное информационное взаимодействие разнородных информационных систем.
4.2. Обобщенная структура ТИС
Обобщенная структура ТИС представлена на рис. 1.
Она отражает иерархию управления в регионе: администрация, законодательные органы, судебные органы, муниципальные образования, хозяйствующие субъекты, население.
Центр стратегического моделирования обеспечивает повышение эффективности и оперативности принятия управленческих решений на базе результатов имитационного моделирования и (или) информационно-аналитической обработки информации.
Информационные системы федеральных органов государственной власти (ФОГВ), территориальных подразделений ФОГВ, международные информационные системы взаимодействуют с ТИС и не входят в ее состав.
Формирование и эксплуатация ТИС как единой системы осуществляется региональным центром информатизации, который с использованием базы метаданных обеспечивает объединение информационных ресурсов региона и решает задачи взаимодействия ИС и управления функционированием ТИС.
Рис. 1. Обобщенная структура ТИС Новосибирской области
"Обобщенная структура ТИС Новосибирской области"
4.3. Взаимодействие ТИС в едином информационном пространстве
Структура ТИС должна обеспечить реализацию задач электронного взаимодействия между тремя контурами обработки информации: внутренний региональный информационный контур, внешний российский информационный контур и внешний международный информационный контур.
Обобщенная схема взаимодействия ТИС представлена на рис. 2.
Внутренний региональный информационный контур предназначен для решения задач интеграции региональных компонентов в информационно-телекоммуникационную инфраструктуру ТИС. Он включает областные ИС и средства, которые составляют основу автоматизированной системы управления социально-экономическим развитием региона. Внутренний контур охватывает региональный и муниципальный уровни управления.
Внешний информационный контур предназначен для решения задач интеграции ТИС в единое информационное пространство России. Он включает компоненты систем информационного взаимодействия с территориальными подразделениями федеральных органов государственной власти, консульств и представительств государств в регионе, информационными системами федеральных органов государственной власти, иных государственных организаций и полномочного представителя Президента России.
Внешний международный информационный контур предназначен для решения задач интеграции ТИС в международное информационное пространство (в частности, как инструмент сопряжения ТИС с информационными ресурсами СНГ). Он включает компоненты системы информационного взаимодействия с объектами европейской и мировой информационных инфраструктур.
Основными направлениями электронного информационного взаимодействия ТИС в едином информационном пространстве являются: межведомственный, межрегиональный, межгосударственный информационный обмен; а также информационный обмен между юридическими и физическими лицами в рамках их компетенций и законодательной базы, регулирующей основные принципы информационного взаимодействия; создание общих (открытых) информационных ресурсов ТИС; преодоление существующих препятствий по доступу к открытым информационным ресурсам ТИС на основе типизации (универсализация) процессов доступа; использование узлов доступа к федеральным информационным сетям; конвергенция в рамках ТИС информационных и телекоммуникационных технологий, включая технологические решения по созданию специальных программно-аппаратных устройств - модулей взаимодействия; использование открытых стандартов и программного обеспечения с открытыми кодами; повышение сбалансированности трансграничных потоков информации; использование эффективного поиска информации, размещенной в информационных системах.
Типовые проектные решения по обеспечению электронного информационного взаимодействия разнородных информационных систем в рамках ТИС-Т должны включать: выбор общей информационно-коммуникационной инфраструктуры; разработку прототипа базы метаданных; разработку электронных административных регламентов.
Определяющими для обеспечения электронного информационного взаимодействия являются стандарты на формат данных, протоколы по уровням взаимодействии, интерфейсы, сервисы или услуги.
Типовым решением по формату данных, используемым при электронном информационном взаимодействии в ТИС-Т, является применение языков гипертекстовой разметки текстов XML, HTML, XUL. В случае прямого запроса к базам данных могут применяться форматы ODBC, SQL.
Рис. 2. Обобщенная схема взаимодействия ТИС
"Рисунок 2"
4.4. Системы и подсистемы ТИС
ТИС включает следующие системы:
информационная система органов исполнительной государственной власти с подсистемами:
информационно-аналитической;
гео-информационной;
центра стратегического моделирования;
подсистемами взаимодействия, обеспечивающими повышение эффективности деятельности органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, находящихся в их ведении, по предоставлению услуг населению и организациям;
межкорпоративные сервисные информационные подсистемы для обеспечения эффективности функционирования органов исполнительной государственной власти, в том числе подсистема единого электронного документооборота, правовые базы, подсистема контроля исполнения поручений и т.п.;
портал Новосибирской области для обеспечения доступа населения и организаций к информации о деятельности органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, находящихся в их ведении, к региональным и муниципальным информационным ресурсам, а также для обеспечения пакетного доступа к информационным ресурсам, находящимся в информационных системах ТИС;
социально значимые и критически важные "корпоративные" информационные системы, объединяющие информационные ресурсы бюджетных организаций области и реализующие межотраслевые системы целевого информационного, финансового и пр. взаимодействия;
интеграционные подсистемы, обеспечивающие возможность организации и обеспечения электронного информационного взаимодействия информационных систем и подсистем ТИС, как между собой, так и с государственными информационными системами федерального значения;
общую информационно-технологическую инфраструктуру, обеспечивающую возможность совместного функционирования отдельных подсистем ТИС.
Принципиальная схема построения информационных систем и подсистем ТИС представлена на рис. 3.
Рис. 3. Принципиальная схема построения информационных систем
и подсистем ТИС Новосибирской области
"Рисунок 3"
Информационно-аналитическая система (ИАС) предназначена для обеспечения сбора, последующей обработки, включая систему имитационного моделирования, анализа сведений, необходимых для мониторинга социально-экономической ситуации и поддержки принятия решений на всех уровнях управления, характеризующих фактическое состояние и планируемый уровень развития объектов социально-экономической сферы, результативность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Новосибирской области, эффективность бюджетных расходов, потребность в бюджетном финансировании и т.п.
Информационно-расчетные задачи в ИАС могут подразделяться на следующие классы: мониторинг, контроль, состояние, оценка, возможности, баланс, аналитика, прогноз в зависимости от ряда критических факторов.
Комплексное применение задач указанных классов позволят пользователям оценивать состояние деятельности объектов в социально-экономической сфере, осуществлять оперативный контроль выполнения планов социально экономического развития Новосибирской области и их корректировку (при необходимости), оперативно оценивать последствия чрезвычайных ситуаций, предупреждать их возникновение и негативное развитие, принимать обоснованные планы социально-экономического развития региона и определять возможные последствия их реализации.
Подсистемы взаимодействия (ПВ) предназначены для обеспечения поддержки деятельности ОГВ Новосибирской области и органов местного самоуправления по управлению социально-экономическим развитием региона и предоставлению услуг населению.
Подсистемы взаимодействия создаются в следующих основных сферах деятельности региона и региональных властей: обращения граждан в органы власти по личным вопросам; лицензирования деятельности учреждений и организаций; экономического развития; социально-демографической ситуации; обеспечения занятости и трудовой деятельности; градостроительной деятельности; жилищно-коммунального комплекса; образования; научно-технической и инновационной политики; охраны здоровья граждан, развития здравоохранения и оказания медицинской помощи; культуры; физической культуры и спорта; социального обслуживания населения; охраны общественной безопасности населения и охраны правопорядка и противодействия террористической деятельности.
Межкорпоративные сервисные информационные подсистемы (МСИП) предназначены для обеспечения исполнительных государственных органов власти средствами, повышающими качество исполнения своих обязанностей за счет использования единого электронного документооборота, набора правовых баз данных, систем контроля за исполнением данных поручений и т.п.
Портал Новосибирской области (далее - портал) предназначен для обеспечения информационной открытости деятельности органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления, информирования населения о результатах социально-экономического развития региона и отдельных муниципальных образований, организации взаимодействия органов государственной власти с гражданами и организациями Новосибирской области в процессе предоставления государственных услуг. Реализация портала предусматривает интеграцию информационного портала органов власти Новосибирской области, портала государственных услуг, а также объединение Интернет-сайтов: администрации Новосибирской области и исполнительных органов государственной власти Новосибирской области; Новосибирского областного Совета депутатов; органов местного самоуправления, других сайтов, ориентированных на определенную аудиторию или сферу деятельности. Инфраструктура общественного доступа посредством портала может включать центры и пункты коллективного доступа к открытым информационным ресурсам ТИС.
Портал должен обеспечить возможность унифицированного доступа к информационным системам ТИС с обязательным соблюдением принципа разграничения доступа.
Корпоративные информационные системы (КИС) создаются для обеспечения эффективного информационного обмена внутри выбранных групп организаций и предприятий социально значимых секторов экономики Новосибирской области с целью информатизации деятельности предприятий и учреждений данных секторов, повышения качества обслуживания населения и обеспечения удобного доступа к информационным ресурсам при обязательном условии соблюдения принципа его разграничения. Кроме того, информационные системы, входящие в состав КИС, предназначены для обеспечения межотраслевого целевого информационного, финансового и пр. взаимодействия. В состав КИС входят следующие информационные подсистемы: "Научно-образовательная сеть", "Областная сеть здравоохранения", "Областная образовательная сеть", "Единая социальная карта Новосибирской области", "Система регионального бюджетирования", "Управление и мониторинг агропромышленным комплексом", "Система управления ЖКХ", "Система мониторинга безопасности жизнедеятельности", "Погода в реальном времени" и пр.
Интеграционные подсистемы предназначены для обеспечения электронного информационного взаимодействия компонент ТИС в соответствии с положениями раздела 4.3 настоящей Концепции.
Основными составляющими интеграционных подсистем электронного информационного взаимодействия (ПЭИВ) являются: телекоммуникационные сети, информационные сети, базы метаданных, модули взаимодействия.
Телекоммуникационная сеть должна обеспечивать подключение ИС и передачу информации с использованием различных видов коммуникационных сред и сетей передачи данных, типовых методов сетевой коммутации, физических компонентов сетей, сетевых протоколов. Телекоммуникационная сеть должна отражать существующее деление телекоммуникационной структуры региона на магистральные (транспортные) сети до районных узлов связи и сети доступа к конечным потребителям.
Информационная сеть в рамках ТИС - это совокупность связанных телекоммуникационной сетью информационных узлов со стандартизированной архитектурой протоколов. Узел сети предназначен для обеспечения маршрутизации передаваемых пакетов данных между соседними узлами и пользователями, а также для поддержки базовых сетевых технологий. К информационным узлам могут подключаться ИС, локальные вычислительные сети, отдельные компьютеры. Сети региона могут подразделяться на городские информационные сети, информационные сети муниципальных образований.
База метаданных предназначена для упорядочения и описания структурных элементов единиц хранения информации, а также обеспечения поиска и обмена между взаимодействующими информационными системами источников и потребителей информации. В базе метаданных содержатся сведения о механизмах доступа к ней, а также информация об источниках информации, видах информационной деятельности, продукции и услуг.
Подсистемы электронного информационного взаимодействия должны обеспечить программное, техническое и канальное сопряжение разнородных (гетерогенных) ИС и средств информатизации населения в единое информационное пространство. В связи с большим числом и разнообразием ИС взаимодействие с каждой из них должно осуществляться посредством унифицированных модулей взаимодействия.
Модули взаимодействия выполняются по двухкомпонентной схеме как программно-аппаратная реализация и состоят из серверной части и абонентской терминальной части. Серверные части модулей размещаются на стороне центра информатизации ТИС. Терминальные части должны размещаться на стороне взаимодействующих ИС.
Обобщенная схема организации электронного информационного взаимодействия ТИС представлена на рис. 4.
Она отражает наличие функциональных подсистем в составе взаимодействующих информационных систем различных сфер деятельности региона; место базы метаданных, хранящей сведения о функциональных подсистемах; место модулей электронного информационного взаимодействия.
Общая информационно-технологическая инфраструктура (ОИТИ) предназначена для обеспечения совместного функционирования подсистем ТИС. Ее основными элементами являются:
Подсистема обеспечения информационной безопасности - реализует требования областных и федеральных нормативных актов в области защиты конфиденциальной информации при ее автоматизированной обработке и передаче по каналам связи.
Профиль комплекса защиты информации должен обеспечить реализацию следующих требований: по защите от несанкционированного доступа к информации и ресурсам; по криптографической защите данных, передаваемых по каналам связи; по защите межсетевого взаимодействия; по обеспечению целостности и подлинности электронных документов; по защите от воздействия компьютерных вирусов; по защите от утечки информации по техническим каналам.
Рис. 4. Обобщенная схема организации электронного
информационного взаимодействия ТИС
"Рисунок 4"
Особое внимание должно быть уделено задачам обеспечения информационной безопасности в процессе создания единой региональной информационной среды при подключении уже действующих информационных объектов.
Подсистема центра стратегического моделирования (ЦСМ) - обеспечивает повышение эффективности и оперативности принятия управленческих решений на базе результатов информационно-аналитической обработки информации за счет реализации комплекса мероприятий, основными из которых являются: информационная поддержка процессов прогнозирования и оперативного реагирования принятия решений, в том числе коллективных, проведение телеконференций и др.
Основные области применения ЦСМ: контроль процесса управления, оперативное реагирование на создавшуюся обстановку, оценка влияния принятия законодательных актов, мониторинг, оценка и прогноз чрезвычайных ситуаций, макро- и микроэкономики, энергетики и т.д.
Подсистема эксплуатации и сервисного обслуживания (ЭСО) - обеспечивает процесс эксплуатации программно-технических комплексов (ПТК), формирует необходимые условия для их сервисного обслуживания, а также деятельности сервисных центров.
Подсистема ЭСО предназначена для поддержания процессов технического и сервисного обслуживания, ремонта программно-технического комплекса (ПТК), автоматизации деятельности сотрудников территориальных центров обслуживания (ТЦО).
Подсистема управления и контроля функционирования (УКФ) - осуществляет автоматизацию процессов управления ПТК, сбора и анализа данных о состоянии и готовности системы, а также контроль выполнения регламентов информационного обмена и обеспечивает техническую поддержку персонала.
Подсистема УКФ предназначена для повышения эффективности использования имеющихся средств вычислительной техники, средств передачи данных и уменьшения затрат на их эксплуатацию посредством автоматизации процессов управления, сбора и обработки информации о состоянии и функционировании подсистем ТИС.
Подсистема обучения и переобучения кадров (ОПК) - способствует поддержанию необходимого уровня квалификации персонала, создающего и эксплуатирующего ТИС в соответствии с требованиями эксплуатационной документации, а также подготовку специалистов-инструкторов, осуществляющих обучение персонала.
Подсистема ОПК предназначена для обеспечения и поддержания необходимого уровня квалификации кадров в соответствии с их функциональными обязанностями, квалификационными требованиями, требованиями документации по использованию ПТК; подготовки педагогических работников (специалистов-инструкторов), осуществляющих обучение специалистов и пользователей ПТК.
4.5. Информационные ресурсы ТИС
Основой информационного обеспечения подсистем ТИС являются информационные ресурсы.
Информационные ресурсы ТИС должны представлять собой отдельные документы и данные, а также их массивы в информационных системах (библиотеках, архивах, хранилищах, банках данных, других видах информационных систем).
Информационные ресурсы ТИС содержат комплексную и многоаспектную информацию, которые целесообразно структурировать по характеру использования информации, способам организации баз данных, сферам использования, категории доступа, степени обобщения.
По характеру использования информационные ресурсы в ТИС Новосибирской области подразделяются на ресурсы:
автономного пользования - являются собственностью, ведутся и используются только теми организациями, в которых создаются;
коллективного пользования - могут являться собственностью разных организаций и используются регламентируемым составом пользователей;
общего пользования - могут являться собственностью разных организаций и используются без ограничения числа пользователей.
По способам организации базы данных, входящие в состав информационных ресурсов, подразделяются на базы данных, предназначенные для обеспечения решения функциональных задач и объектно-ориентированные базы данных, обеспечивающие независимость их структуры от решаемых задач.
По сферам использования информационные ресурсы подразделяются на информационные ресурсы для управления социально-экономическим развитием региона; информационные ресурсы для хозяйствующих субъектов; информационные ресурсы регистра населения и информационные ресурсы для населения.
По категориям доступа информационные ресурсы в ТИС Новосибирской области подразделяются на открытые информационные ресурсы и информационные ресурсы с ограниченным доступом, причем последние делятся на ресурсы, отнесенные к государственной тайне, и конфиденциальные информационные ресурсы.
По степени обобщения информационные ресурсы подразделяются на информационные ресурсы, содержащие первичную информацию; оперативные информационные ресурсы, содержащие целевую выборку информации и характеризующие состояние основных сфер деятельности региона; информационные ресурсы, содержащие агрегированную (производную) информацию, формируемую в результате обобщения или иной обработки первичной информации.
Интегратором информационных ресурсов в ТИС должна стать база метаданных.
4.6. Программно-технические комплексы ТИС
Программно-технические комплексы ТИС имеют две основные составляющие: комплекс программного обеспечения и комплекс технических средств.
Комплекс программного обеспечения включает общее программное обеспечение (ОПО) и специальное программное обеспечение (СПО).
ОПО должно содержать: операционные системы (ОС); геоинформационную систему (ГИС), системы управления базами данных (СУБД); сервер приложений; инструментальные средства разработки; технологические программные средства (включая офисный пакет, средства сетевого управления, средства индексирования и поиска текстовых документов).
Ввиду разнотипности программных и аппаратных платформ информационных систем (MS Windows, Linux, Unix, др.), операционные системы должны обеспечивать логическую связь не только между своими однородными компонентами, но также и другими типами операционных систем.
В качестве хранилища метаинформации (база метаданных) в ТИС должна использоваться высокопроизводительная интеграционная программная платформа, которая содержит расширенную библиотеку преобразователей взаимодействия с неоднородными информационными системами.
Типовой ситуацией следует считать использование персональных компьютеров с операционными системами типа Windows/2000/XP в качестве машин клиентов и персональных компьютеров с операционной системой типа Windows/2000/2003 в качестве серверов; применение систем управления базами данных типа Oracle, SQL-Base, предназначенной для коллективной работы и управления реляционными базами данных; применение интеграционных программных платформ.
СПО должно быть совместимо на всех уровнях системы, функционировать в клиент-серверной архитектуре (двух и трехзвенной) и представлять собой совокупность программных изделий функциональных подсистем, которые в среде ОПО обеспечивают потребность пользователей по обработке данных и представлению результатов обработки информации.
В целом, типовой комплекс программного обеспечения ТИС должен включать следующие основные компоненты: средства документо-ориентированной базы данных; средства разработки приложений; систему электронной почты; систему тиражирования документов, информации и приложений; средства защиты информации и разграничения доступа; средства календарного планирования и составления расписаний; Web-технологии и технологии Internet/Intranet (веб-сервер и веб-браузер); средства интеграции с реляционными базами данных, системами управления ресурсами (ERP) и транзакционными системами.
Комплекс технических средств должен быть организован как локальная одноуровневая сеть с возможностью доступа к другим сетям по каналам связи. Обобщенная структура ПТК ТИС представлена на рис. 5.
Она включает в себя:
автоматизированное рабочее место (АРМ) пользователей;
средства центра стратегического моделирования, в том числе средства отображения коллективного пользования;
серверы (кластер баз данных (БД), сервер приложений, FTP-сервер), которые объединены в сеть при помощи коммутатора; кластер БД имеет средство резервного копирования на случай восстановления БД;
локальные вычислительные сети подразделений;
АРМ системного администратора, предназначенные для настройки и конфигурирования всех АРМ и серверов, находящихся в сети;
средства телекоммуникаций.
Системы и средства удаленного доступа обеспечивают взаимодействие с источниками и потребителями информации.
Технологический комплект предназначен для отработки новых технологий, возможностей совершенствования ПТК и тестирования обновлений программного обеспечения.
Рис. 5. Обобщенная структура ПТК ТИС
"Рисунок 5"
5. Положения по организации создания и эксплуатации
территориальной информационной системы
5.1. Организация создания ТИС
Управление реализацией Концепции должно обеспечивать достижение целей, эффективность формирования ТИС, а также долгосрочное функционирование как отдельных подсистем, так и ТИС в целом.
Организация создания ТИС представляет собой совокупность мероприятий, направленных на взаимодействие и согласование усилий участников работ при решении всего комплекса задач по созданию ТИС и сосредоточению основных сил и средств при решении наиболее важных из этих задач.
Координация деятельности по созданию ТИС обеспечивается под руководством генерального заказчика (администрации Новосибирской области) с участием головного исполнителя работ по созданию ТИС и осуществляется в Новосибирской области органами государственной власти и местного самоуправления.
Функции головного исполнителя по созданию ТИС возлагаются на областной исполнительный орган государственной власти, уполномоченный Губернатором Новосибирской области.
Обобщенная схема взаимодействия участников работ при создании ТИС представлена на рис. 6.
Основными мероприятиями взаимодействия следует считать: определение основных направлений в части проведения единой научно-технической политики при реализации проекта по созданию ТИС в регионе на базе типовых проектных решений; издание нормативных правовых актов или иных документов, необходимых для практической реализации ТИС; информирование общественности о целях и задачах создания и использования ТИС; подготовку совместных предложений по организации работ при реализации проекта по созданию ТИС в регионе; определение механизма финансирования работ по созданию ТИС в Новосибирской области за счет средств федерального бюджета, бюджета области и внебюджетных источников; определение ответственных за организацию выполнения работ, их прав и обязанностей по организации и поддержанию взаимодействия при реализации проекта по созданию ТИС в Новосибирской области. Основные положения по организации, осуществлению взаимодействия и контролю за реализацией основных мероприятий Концепции излагаются в постановлениях (распоряжениях) Губернатора Новосибирской области.
Основными этапами реализации проекта по созданию ТИС в Новосибирской области должны быть: нормативно-правовая работа, аудит современного состояния информационных систем и информационных потоков, модель процесса создания и последующей эксплуатации ТИС, предпроектные работы, проектирование отдельных систем и подсистем ТИС, реализация пилотных проектов ТИС, предварительные испытания, опытная эксплуатация, отработка проектных решений.
Контроль за реализацией основных мероприятий взаимодействия осуществляется в виде анализа результатов выполнения Программы по отчетным материалам уполномоченной организации по созданию ТИС, плановых проверок или ревизий эффективности использования бюджетных средств при реализации Программы.
Рис. 6. Обобщенная схема взаимодействия участников
работ при создании ТИС
"Рисунок 6"
5.2. Организация эксплуатации ТИС
Эксплуатация ТИС представляет собой совокупность организационных и технических мероприятий, направленных на поддержание в технически исправном состоянии и надежную работу ПТК. Эксплуатация организуется под руководством генерального заказчика территориальными центрами обслуживания (ТЦО) и осуществляется в Новосибирской области соответствующими организациями, эксплуатирующими объекты ТИС.
Основными задачами эксплуатации ТИС являются: поддержание функционирования ПТК ТИС в заданных режимах; проведение регламентных работ на объектах эксплуатации ТИС; диагностика неисправностей оборудования, его ремонт или замена (в случае неремонтопригодности), доставка оборудования на объекты эксплуатации и восстановление работоспособности ПТК; поддержание функционирования штатных программных средств ТИС (в соответствии с утвержденной конфигурацией ПТК) на объектах эксплуатации, внедрение новых версий, обеспечение настройки системы в соответствии с особенностями ее эксплуатации в регионах; контроль за сохранностью и использованием технических средств на объектах эксплуатации, ведение учета движения оборудования, проведение периодических инвентаризаций имущественного комплекса ТИС; обеспечение рабочих мест ПТК эксплуатационной документацией, включая прием от разработчиков изменений эксплуатационной документации, их тиражирование и отправку на объекты эксплуатации ТИС; дооснащение и модернизация ПТК на объектах эксплуатации; формирование и поддержание в работоспособном состоянии материально-технической базы ТЦО, включая стенд; создание обменных фондов, запасов ЗИП, фондов контрольно-измерительной аппаратуры и расходных материалов в объеме, позволяющем проведение всех видов работ по обслуживанию, ремонту, восстановлению и совершенствованию ТИС; сбор и анализ статистических данных, получение эксплуатационных характеристик и оценок надежности программно-технического комплекса, определение потребностей в приобретении комплектующих и расходных материалов; обучение, переподготовка и аттестация эксплуатационного персонала ТИС.
В основе организации эксплуатации ТИС заложена система договорных отношений между основными участниками ее эксплуатации, состав которых может уточняться по мере создания, развития и функционирования системы. Основные участники процесса эксплуатации ТИС: генеральный заказчик; головной исполнитель работ по созданию ТИС; территориальные центры обслуживания; организации, эксплуатирующие объекты.
Обобщенная структурная схема организации работ по эксплуатации ТИС представлена на рис. 7.
Рис. 7. Обобщенная схема организации работ по эксплуатации ТИС
"Рисунок 7"
План
основных мероприятий по созданию территориальной
информационной системы Новосибирской области
(утв. постановлением Губернатора Новосибирской области от 13 октября 2007 г. N 400)
N п/п |
Наименование работ | Планируемые результаты | Срок исполнения |
Ответственный |
1. Обеспечение нормативно-правовых, регламентных и процедурных вопросов создания ТИС | ||||
1.1 | Подготовка ведомственной программы создания территориальной информационной системы Новосибирской области |
Программа создания территориальной информационной системы Новосибирской области с обоснованием суммарных расходов |
IV квартал 2007 |
ДНИИС, ККТ |
1.2 | Подготовка типовых регламентов функционирования информационно- аналитической системы ИОГВО |
Перечень регламентов по сбору, актуализации, хранению и организации доступа к информации в информационно-аналитической системе исполнительных органов власти |
III квартал 2008 |
ДНИИС, ККТ |
1.3 | Формирование единых требований информационного обмена в рамках ТИС |
Свод нормативно-правовой документации для организации доступа к подсистемам ТИС и размещения в ней информационных ресурсов |
III квартал 2008 |
ДНИИС, ККТ |
1.4 | Лицензирование программного обеспечения ИОГВО |
Наличие корпоративных и персонифицированных лицензий на использование программного обеспечения в деятельности органов исполнительной власти Новосибирской области |
2008-2010 | ККТ |
2. Построение единой информационной среды Новосибирской области | ||||
2.1 | Создание городского сегмента сети передачи данных органов государственной власти Новосибирской области |
Создание высокоскоростной оптоволоконной линии связи, позволяющей вести интерактивный обмен данными с пропускной способностью не менее 100 Мбт/сек. Обеспечение высокой скорости обмена информацией в рамках планируемой информационно-аналитической системы, создание среды для внедрения единого документооборота, снижение финансовых затрат на транспортные, почтовые и пр. расходы. Обеспечение базы для реализации видеоконференций и др. |
2008-2009 | ККТ совместно с ГУВД и участием мэрии Новосибирска |
2.2 | Создание единой областной телекоммуникационной инфраструктуры |
Объединение в единое информационное пространство органов местного самоуправления, администрации области и исполнительных органов государственной власти. Обеспечение оперативной аудио-видео связи. Создание основы для информационной среды органов власти с целью применения технологических подсистем ТИС ("ГИС Новосибирской области", "Единый документооборот", "Единая система гос. Закупок", "Мониторинг и планирование СЭР области" и т.п.). Сокращение почтовых, транспортных и пр. расходов. Развитие технологических основ систем дистанционного образования, телемедицины единой социальной и медицинской карт жителя области и т.п. |
2008-2010 | ККТ |
2.2.1 | Проектирование областной сети передачи данных |
I квартал 2008 |
ККТ совместно с ГУВД |
|
2.2.2 | Монтаж новых и модернизация существующих линий связи |
II квартал 2009 |
ККТ совместно с ГУВД |
|
2.2.3 | Приобретение и развертывание оборудования центров обработки данных |
IV квартал 2010 |
ККТ совместно с ГУВД |
|
2.3 | Реализация региональной навигационной системы ГЛОНАСС-GPS |
Развертывание 19 базовых станций системы, создание пакета цифровых карт Новосибирской области, создание программного обеспечения позиционирования на местности в рамках Новосибирской области |
2008-2010 | ДНИИС при участии СГГА |
3. Создание информационно-аналитической системы исполнительных органов государственной власти Новосибирской области |
||||
3.1 | Развитие системы мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития |
Развертывание программного комплекса на базе ДЭиП, ДНИИС, ДТиДХ и др. Запуск программного комплекса в режиме тестового доступа в ДСРиОПГ на СЗ, ДК, ДЗ, ДО, УМП |
2008-2009 | ДНИИС |
3.2 | Создание геоинформационной системы (ГИС) Новосибирской области |
Создание программного комплекса, формирующего базовый функционал и механизмы геоинформационного обеспечения функционирующих в Новосибирской области систем жизнеобеспечения и социально-экономического развития региона. Реализация типового набора электронных карт области. Создание базовых информационных слоев: ландшафт, гидро ресурсы, леса, дороги, населенные пункты, муниципальные образования Новосибирской области |
2008-2009 | ДНИИС, победитель конкурса |
3.3 | Создание единой электронной социальной карты жителя Новосибирской области |
Создание единого электронного центра расчета субсидий, выплачиваемых социально незащищенным категориям граждан. Повышение эффективности расходования средств на социальную поддержку населения. Создание областного регистра населения области. Обеспечение доступности и удобства получения социальных выплат. |
2008-2010 | ДНИИС, ДСРиОПГ на СЗ, ДЗ, ККТ |
3.4 | Проведение мероприятий по интеграции существующих информационных систем органов исполнительной власти в единую информационно- аналитическую систему |
II квартал 2009 |
ККТ совместно с ИОГВО |
|
4. Реализация "Электронного правительства" Новосибирской области | ||||
4.1 | Анализ деловых процессов и информационных потоков в органах исполнительной власти Новосибирской области |
Определение моделей информационного обмена "как есть" и "как должно быть", деревья целей. Ключевые показатели результативности деятельности органов исполнительной власти |
2008 | ККТ |
4.2 | Определение и утверждение перечня технических проектов для первоочередной реализации в рамках создания "Электронного правительства" |
Перечень проектов для первоочередной реализации в рамках создания "Электронного правительства" Новосибирской области |
IV квартал 2008 |
ДНИИС, ККТ |
4.3 | Реализация единого электронного документооборота органов исполнительной власти Новосибирской области |
Реализации принципа многоуровневого контроля за исполнением поручений руководства области, повышение исполнительной дисциплины, ускорение процессов разработки и выпуска документов. Единая база документов органов исполнительной власти. Повышение открытости органов власти. Обеспечение доступа к базе документов для органов местного самоуправления. Сокращение почтовых расходов на организацию переписки и движения документов в масштабах Новосибирской области |
2008-2010 | ККТ |
4.4 | Создание портала Новосибирской области |
Программное обеспечение для коммуникации и доступа к системе государственных информационных ресурсов. Обеспечение информационного взаимодействия органов власти и жителей области. Электронный механизм предоставления государственных услуг жителям Новосибирской области |
2008-2009 | ККТ, ДНИИС |
4.5 | Создание портала государственных услуг, действующего в режиме "одного окна" |
Программное обеспечение и перечень регламентов по реализации принципа "одного окна" |
2008-2009 | ККТ, ДЭиП, ДНИИС |
5. Создание системы государственных информационных ресурсов Новосибирской области | ||||
5.1 | Реализация региональной интерактивной системы "Погода в реальном времени" |
Программный комплекс коллективного доступа для мониторинга, прогнозирования и анализа развития природных явлений на территории Новосибирской области для нужд экономики, социального обеспечения и жителей области |
III квартал 2008 |
ДНИИС |
5.2 | Создание пилотного проекта центра коллективного доступа и обработки данных системы общего образования |
IV квартал 2008 |
ДО, ОблЦИТ |
|
5.3 | Создание и внедрение информационных систем обслуживания населения в системе здравоохранения Новосибирской области |
II квартал 2009 |
ДЗ, МИАЦ |
Применяемые сокращения:
ДЗ - департамент здравоохранения Новосибирской области;
ДНИИС - департамент науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области;
ДО - департамент образования Новосибирской области;
ДТиДХ - департамент транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области;
ДСРиОПГ на СЗ - департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области;
ДЭиП - департамент экономики и планирования администрации Новосибирской области;
ИОГВО - исполнительные органы государственной власти Новосибирской области;
ККТ - комитет компьютерных технологий администрации Новосибирской области;
МИАЦ - медицинский информационно-аналитический центр;
МО - муниципальные образования Новосибирской области;
ОИОГВ - областные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области;
ОблЦИТ - областной центр информационных технологий департамента образования Новосибирской области;
СГГА - Сибирская государственная геодезическая академия;
ГУВД - Главное управление внутренних дел по Новосибирской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Новосибирской области от 13 октября 2007 г. N 400 "О мерах по реализации территориальной информационной системы Новосибирской области"
Текст постановления официально опубликован не был