Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Лазертек" (далее - Заявитель) на действия Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по эксплуатации инженерных систем (номер извещения 0173100013917000024) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком сокращены сроки окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
2. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена дата начала разъяснений положений документации о Аукционе.
3. Документация об Аукционе не содержит запрет на оказание услуг в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457).
4. Документация об Аукционе содержит ненадлежащее описание объекта закупки.
5. В документации об Аукционе установлены требования к количеству персонала исполнителя, что ограничивает количество участников закупки.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 14.03.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 000 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 24.03.2017;
1. В соответствии с частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе
В статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, Заказчиком 14.03.2017 опубликовано извещение о проведении Аукциона.
Вместе с тем, согласно документации об Аукционе дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе установлена на 21.03.2017.
Таким образом, действия Заказчика, сократившего срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе, нарушают часть 2 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна, в том числе, содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно пункту 3 документации об Аукционе дата начала и окончания срока предоставления участниками аукциона разъяснений положений документации об аукционе установлена с "13" марта 2017 года по "17" марта 2017 года.
Вместе с тем, согласно доводу Заявителя, извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 14.03.2017.
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что закупка размещена 13.03.2017, вместе с тем, в связи контролем Федерального Казначейства на основании постановления Правительства от 12.12.2015 N 1367 "О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, в ЕИС извещение размещено 14.03.2017.
Вместе с тем, на заседании Комиссии не представлено сведений, указывающих, что такие действия Заказчика нарушают требования Закона о контрактной системе, в связи с чем, довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Аукциона указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Постановлением N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам, услугам относится, в том числе, выполнение работ и оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе объектом закупки является оказание услуг по уборке зданий и прилегающих территорий.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе вышеуказанные требования, предусмотренные Постановлением N 1457, не установлены.
Действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе, а также в извещении о проведении Аукциона запрет на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, нарушают часть 5 статьи 63, а также часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу Заявителя, документация об Аукционе содержит ненадлежащее описание объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В приложении 2 технического задания документации об Аукционе установлено требование к перечню товаров, необходимых исполнителю для оказания услуг по уборке зданий и прилегающих территорий, в том числе: камеры вентиляционные приточные, кондиционер, воздушно- тепловые завесы и пр.
Согласно пункту 14 документации об Аукционе и пункту 3.8 проекта контракта документации об Аукционе цена контракта включает в себя все налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, которые Исполнитель должен оплачивать в соответствии с условиями Контракта или на иных основаниях.
В пункте 6 технического задания документации об Аукционе указано: "При производстве работ Подрядчик обязан применять современные, новые, не бывшие в употреблении строительные материалы и оборудование, соответствующие требованиям, указанным в Приложении N 2 к Техническому заданию. Все поставляемые материалы должны иметь соответствующие сертификаты и другие документы, удостоверяющие их качество. Копии сертификатов и т.п. должны быть представлены Заказчику до момента начала работ, выполняемых с использованием соответствующих материалов. Исполнитель несёт ответственность за соответствие используемых материалов государственным стандартам и техническим условиям, СНиП, СанПин и т.д.".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанное оборудование не приобретается поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в рамках данного Аукциона, однако, может потребоваться при оказании услуг.
Вместе с тем, согласно приложению 2 технического задания документации об Аукциону, участнику закупки в заявке необходимо представить конкретные показатели данного оборудования, данное обстоятельство также подтверждается разъяснениями положений документации об Аукционе от 18.03.2017 N РД2.
При этом, согласно пунктам 13.1-13.4 технического задания, определяющим состав и последовательность закупаемых услуг документации об Аукционе не установлено требование о поставке товара при оказании услуг.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не установлено количество, объем используемых при оказании услуг по эксплуатации инженерных систем товаров.
Кроме того, в приложениях 4.1 - 4.9 к техническому заданию документации об Аукционе указаны значения периодичности выполнения работ в столбце "Планово-предупредительные работы - ППР1, ППР2, ППРЗ, ППР4, ППР5, ППР6", при этом, согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе отсутствуют расшифровки, указывающие толкование этих обозначений, в связи с чем, невозможно определить объем и периодичность выполнения работ/оказания услуг по контракту.
В документации об Аукционе расшифровки обозначений не содержится.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно пункту 7 технического задания документации об Аукционе установлены требования к количеству персонала исполнителя при оказании услуг по уборке зданий и прилегающих территорий, а именно: Дежурный диспетчер - 4, Дневной техник-сантехник - 1, Дневной техник-электрик - 1, Ведущий инженер - 1, Инженер по холодильному оборудованию - 1, Техник-универсал (мобильная бригада) - 3.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно доводу Заявителя, исполнитель может выполнить услуги по эксплуатации инженерных систем иным количеством специалистов.
Таким образом, данное условие по существу предоставляет Заказчику возможность вмешательства в хозяйственную деятельность поставщика (подрядчика, исполнителя) путем установления требования о количестве персонала при оказании услуг.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требование к количеству персонала не соответствуют части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пунктах 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, следующее требование к участникам закупки:
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе не содержит данного требования к участникам закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Лазертек" обоснованной в части сокращения сроков окончания подачи заявок на участие в Аукционе, не установления запрета на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, установления ненадлежащего описания объекта закупки, а также установления требования к количеству персонала.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, частей 2, 5 статьи 63, пункта 1 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 23.03.2017 по делу N К-204/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 марта 2017 г. N К-204/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был