Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ПАРУ ГРУП" (далее - Заявитель) на действия Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области (далее - Аукционная комиссия), ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на осуществление строительных работ для подготовки к чемпионату мира 2018 года: Выполнение работ по инженерной подготовке и обустройству территорий восточного и западного подходов к футбольному стадиону. Строительство водноспортивного объекта "Акватория" (2 этап) (объекты временной инфраструктуры, обеспечивающей проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году) (номер извещения 0158200001817000006) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно объединившего в один объект закупки работы, для выполнения которых требуется свидетельство саморегулируемой организации по определенным видам работ (далее - СРО), и работы, для выполнения которых такое свидетельство не требуется, а именно: выполнение работ по инженерной подготовке и благоустройству территории восточного и западного подходов к футбольному стадиону и строительство объекта "Акватория".
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 10.03.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 243 947 960 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 27.03.2017.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно объединены в один объект закупки работы, для выполнения которых требуется СРО, и работы, для выполнения которых такое свидетельство не требуется, а именно выполнение работ по инженерной подготовке и благоустройству территории восточного и западного подходов к футбольному стадиону и строительство объекта "Акватория".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - Грк РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень Приказа N 624).
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Подпунктом 2.1.1 пункта 20 Информационной карты документации об Аукционе установлено следующее требование к участникам закупки: "наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В приложении к свидетельству должны быть указаны виды работ, являющиеся предметом аукциона в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624) на следующие виды работ: III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что территории восточного и западного подходов к футбольному стадиону и объект "Акватория" являются частью единого спортивного комплекса, при этом объект "Акватория" построен, в связи с чем в рамках исполнения контракта в соответствии с документацией об Аукционе, проектно-сметной документацией необходимо выполнить работы по инженерной подготовке и благоустройству территории.
Кроме того, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в рамках исполнения контракта в соответствии локальными сметными расчетами (NN 04-01, 02-04, 02-02, 02-03), размещенными в ЕИС в составе проектно-сметной документации, на всей территории (восточного, западного подходов, объекта "Акватория") подлежат выполнению работы, предусмотренные пунктами 2, 3, 6, 20, 24, 25 Перечня Приказа N 624, так например: работы по устройству автомобильных дорог, производство земляных работ, устройство наружных электрических сетей и линий связи, устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций, в связи с чем Заказчиком установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства СРО по организации строительства.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Подпунктом 3.3 пункт 21 Информационной карты документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе: "свидетельство о допуске к видам работ по строительству, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией в области строительства, в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, включающее допуск к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство".
Аналогичное требование установлено подпунктом 2.1.1 пункта 20 Информационной карты, пунктом 2.1.1 раздела I.2 Документации.
Вместе с тем, подпунктом "а" пункта 3.3 раздела I.2 документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать: "свидетельство о допуске к видам работ по строительству, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией в области строительства, в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, включающее допуск к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что указанное разночтение является технической ошибкой, и пояснили, что в составе заявки на участие в Аукционе необходимо представить свидетельство, указанное в подпункте 3.3 пункта 21 Информационной карты документации об Аукционе, а именно: свидетельство о допуске к работам по организации строительства, 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации надлежащим образом требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ПАРУ ГРУП" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 22.03.2017 N К-199/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 марта 2017 г. N К-199/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был