Решением Арбитражного суда г. Москвы от 5 сентября 2017 г. N А40-44288/2017-2-336 настоящее решение признано не противоречащим действующему законодательству
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ЗАО "МНК-Групп" (далее - Заявитель) на действия ОКУ "Управление капитального строительства Курской области" (далее - Заказчик) при проведении ОАО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по организации строительства объекта: "Курский областной онкологический диспансер. III пусковой комплекс" (номер извещения 0844200000317000002) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку положения указанной инструкции устанавливают требование к описанию участниками закупки технологических процессов изготовления товаров, результаты испытаний, а также инструкция не позволяет однозначно определить, какие сведения необходимо представить участникам закупки в составе заявок.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, 01.03.2017 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы, заседание Комиссии перенесено на 02.03.2017.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 13.02.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 887 578 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников Аукциона - 03.03.2017.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно разделу XII. "Рекомендации по заполнению заявки" документации об Аукционе установлено следующее требование к заполнению таблицы о конкретных показателях товаров: "Таблица заполняется на основании Раздела XIV "Техническое задание" аукционной документации и приложений к нему. (В таблицу включаются не только товары из таблицы Заказчика "Технические характеристики и показатели основных товаров", но и другие товары, указанные в спецификациях, чертежах, пояснениях к ним).
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не позволяет однозначно определить, какие сведения необходимо представить участникам закупки в составе заявок.
Кроме того, согласно инструкции по заполнению заявок установлено следующее: "Значения установленные через знак "-" означают необходимость предоставления диапазона значений, которые включают, в том числе, и крайние значения. "В диапазоне значений" - означает конкретные значения диапазона значений.
В соответствии с Техническим заданием документации об Аукционе по позициям 94, 80, 32, в том числе установлены следующие требования к товарам: "Бетоны тяжелые" - В10, наибольшая крупность заполнителя в диапазоне значений 20-40 мм; "Компрессор с рефрижераторным осушителем" - Производительность: в диапазоне значений 1,51-2,25 м3/мин; "Щит распределительный" - Толщина металла: в диапазоне значений 0,8-1,0 мм".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не позволяет определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя).
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в Техническом задании документации об Аукционе, установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, такие, например, как по позициям 95, 96 "Щебень из осадочных пород": "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы не более 15% по массе; содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе: 2; содержание глины в комках, не более 0,25% по массе; содержание зерен слабых пород, не более 10% по массе" и другие. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, а также установивших требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. При проведении внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно Техническому заданию документации об Аукционе необходимо выполнить комплекс чистых помещений лечебно-хирургического корпуса.
В соответствии с локально-сметным расчетом N 02-08-01П на "Комплекс чистых помещений", опубликованным в составе документации об Аукционе в ЕИС, для выполнения работ требуется оборудование на 97 737 923 рубля, а также монтажные работы на 22 542 571 рубль.
При этом, спецификация, перечень оборудования чистых помещений лечебно-хирургического корпуса не установлен.
Согласно ответу на запрос разъяснений положений документации об Аукционе для поддержания микроклимата в операционных, реанимациях, лабораториях необходимо выполнить комплекс чистых помещений на объекте. При этом, в локальном сметном расчете N 02-08-01П учтены все затраты на приобретение и поставку оборудования, монтаж и установку, включая накладные расходы и сметную прибыль.
Вместе с тем, согласно пояснениям представителей Заказчика, перечень оборудования, необходимый для комплекса чистых помещений, отсутствует.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в документации об Аукционе не установлены объемы выполняемых работ и спецификация, перечень оборудования по "Комплексу чистых помещений".
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, Комиссия обращает внимание на недопустимость объединения в один объект закупки выполнение строительных работ, технологически и функционально не связанных с поставкой оборудования, в том числе медицинском.
3. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В пункте 5.5. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "Объем привлечения субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций по настоящему Контракту составляет _________________ % от цены Контракта".
Указанные положения не позволяют установить конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что объем привлечения субподрядчиков будет указан победителем самостоятельно в проекте государственного контракта. Вместе с тем, Законом о контрактной системе предусмотрено, что объем привлечения субподрядчиков из числа СМП, СОНО должен быть указан в проекте государственного контракта.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте контракта документации об Аукционе конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде конкретного процента цены контракта, нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ЗАО "МНК-Групп" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 02.03.2017 по делу N К-139/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 марта 2017 г. N К-139/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 5 сентября 2017 г. N А40-44288/2017-2-336 настоящее решение признано не противоречащим действующему законодательству