Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Спецзнак" (далее - Заявитель) на действия Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия), АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на изготовление и поставку специальной печатной продукции строгого учета, необходимой для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении для нужд Министерства обороны Российской Федерации (номер извещения 0173100004517000088) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, а именно: Заказчик, разъясняя положения документации об Аукционе проигнорировал требования приказа МВД России от 27.04.2002 г. N 390 (далее - Приказ N 390), в соответствии с которым свидетельство о регистрации транспортного средства является защищенной полиграфической продукции уровня "А", в то время как в Приложении N 2 "Наименование и описание объекта закупки" документации об Аукционе Заказчиком установлено требование к уровню защиты "В".
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее-ЕИС) - 15.02.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 3 000 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
4) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
5) дата проведения Аукциона - 13.03.2017;
6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся;
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчик, разъясняя положения документации об Аукционе не устранил несоответствия описания объекта закупки нормативным правовым актам, а именно: требования приказа МВД России от 27.04.2002 г. N 390, в соответствии с которым свидетельство о регистрации транспортного средства является защищенной полиграфической продукцией уровня "А", в то время как в Приложении N 2 "Наименование и описание объекта закупки" документации об Аукционе Заказчиком установлено требование к уровню защиты "В".
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Пунктом 2.3.1 приложения N 2 "Наименование и описание объекта закупки" документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Свидетельство о регистрации транспортного средства с ламинационным пакетом должно соответствовать утвержденному образцу. Образец бланка утвержден установленным порядком Комиссией МВД России в соответствии с приказом МВД России от 27 апреля 2002 г. N 390. Утвержденные образцы бланков (для ознакомления) хранятся в ГУ ОБДД МВД России (по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, д. 3).
Бланк (свидетельство о регистрации транспортного средства) защищенной печатной специальной продукции строгого учета, согласно утвержденному образцу Министерства внутренних дел Российской Федерации должен соответствовать следующим требованиям:
Уровень защиты: "В", формат бланка (ДхШ), мм: 105 х 148
, красочность бланка: 3+1".
В соответствии с положениями разъяснения Заказчик проинформировал участника о том, что данный образец свидетельства о регистрации транспортного средства, соответствующий уровню защиты "В" утвержден комиссией МВД России по рассмотрению и утверждению образцов специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении для Министерства обороны Российской Федерации в порядке, установленном Приказом N 390.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что свидетельство о регистрации транспортного средства с ламинационным пакетом должно соответствовать уровню защиты "В" и является потребностью Заказчика в связи с тем, что к требованиям, установленным к защищенной полиграфической продукции уровня "В" отнесено нанесение водяных знаков ограниченного распространения, обладающих выраженной контрастностью, которая обеспечивает надежный визуальный контроль, поскольку закупаемые свидетельства о регистрации транспортного средства будут использоваться исключительно военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации. Указанные свидетельства имеют ярко выраженный признак ограниченного распространения. Кроме того, представители Заказчика сообщили, что на образце свидетельства, утвержденного комиссией МВД России нанесена аббревиатура "ВАИ", обладающая выраженной контрастностью, обеспечивающая его надежный визуальный контроль.
Технические требования и условия изготовления защищенной полиграфической продукции уровня "В" установлен Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 07.02.2017 N 14н "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 817". При этом не установлен закрытый перечень продукции, для изготовления которой используется уровень "В".
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт.
Пунктом 2.3.1 приложения N 2 "Наименование и описание объекта закупки" документации об Аукционе установлено, что в том числе следующее: "Свидетельство о регистрации транспортного средства с ламинационным пакетом должно соответствовать утвержденному образцу. Образец бланка утвержден установленным порядком Комиссией МВД России в соответствии с приказом МВД России от 27 апреля 2002 г. N 390. Утвержденные образцы бланков (для ознакомления) хранятся в ГУ ОБДД МВД России (по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, д. 3).
На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит графического изображения образца бланка, а также даты начала и окончания, порядка и графика осмотра участниками закупки образца свидетельства о регистрации транспортного средства с ламинационным пакетом.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе ненадлежащим образом информацию о датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца не соответствуют пункту 5 части 1 статьи 33, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
Пунктом 1 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии); наименование страны происхождения товара предлагаемого для поставки".
В соответствии с пунктом 1.2 Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "в первой части заявки участник закупки предоставляет сведения о товаре, в соответствии с требованиями, установленными в разделе 2 (функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики) наименования и описания объекта закупки (Приложение N 2 к документации об электронном аукционе) (далее - Требования к товару), и настоящей инструкцией".
Согласно извещению, документации об Аукционе объектом закупки является изготовление и поставка специальной печатной продукции строгого учета, необходимой для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком осуществляется закупка на выполнение работ по изготовлению специальной печатной продукции строгого учета под конкретный заказ. Следовательно, поставка специальной печатной продукции строгого учета, необходимой для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении для нужд Министерства обороны Российской Федерации не могут применяться требования, предусмотренные Законом о контрактной системе в части описания конкретных показателей поставляемого товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего излишние требования к описанию участниками закупок в составе заявок характеристик товара, а также излишние требования к содержанию заявок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Спецзнак" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 07.03.2017 по делу N К-149/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 марта 2017 г. N К-149/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был