Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Монтажинвестстрой" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства водных ресурсов (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "Сбербанк-автоматизированная система торгов" (далее - Оператор электронной площадки), Аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по содержанию и уборке административного здания и прилегающей территории центрального аппарата Федерального агентства водных ресурсов (номер извещения 0173100010117000012) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе не установлены требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Заказчиком неправомерно не внесены изменения в документацию об Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.02.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 713 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 10 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 6 участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 13.03.2017;
1. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пунктах 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, следующее требование к участникам закупки:
7) Отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 6 части 6.1 документации об Аукционе установлены требования к участникам закупки, в том числе: "Отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации".
На заседании комиссии представители Заказчика также подтвердили, что требования к участникам закупки, установленные в документации об Аукционе, не соответствуют пунктам 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что является технической ошибкой.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказника нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
04.03.2017 в ответ на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе, Заказчиком в ЕИС опубликованы разъяснения положений документации об Аукционе, в соответствии с которыми Заказчиком принято решение о внесении изменений в документацию об Аукционе, а именно:
"Вопрос: в пункте 31 "Антистатическая добавка к моющим средствам" допущена ошибка: "Оптимизированная пав, комплексообразующих веществ и антистатических добавок", просьба внести изменения в документацию, так как данная ошибка существенно затрудняет понимание характеристики товара.
Ответ: На основании поступившего запроса заказчиком принято решение о внесении изменений в документацию об Аукционе.
Вопрос: В пункте 19 "Кислотное беспенное чистящее средство" указано: "Должно эффективно работать в воде любой жесткости при температуре в диапазоне 65-85°С.", просим уточнить, нужно ли указывать конкретное значение температуры?
Ответ: Указанное требование является конкретным показателем и не может изменяться".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что решение в части внесения изменений в документации об Аукционе на основании поданного запроса на разъяснение положений документации об Аукционе фактически не принималось, поскольку последним днем для принятия решения о внесение изменений в документацию было 04.03.2017, что являлось выходным днем, соответственно принять решение и подписать приказ о внесение изменений не представлялось возможным.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком не правомерно не внесены изменения в документацию об Аукционе не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, действия Заказчика, не давшего ответ на вопрос, содержащийся в запросе о разъяснении положений документации об Аукционе, в части товара "Антистатическая добавка к моющим средствам", а также давшего ответ, который изменяет суть документации об Аукционе в части показателя "Температурный диапазон", нарушают части 4, 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4. статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 10.03.2017 N0173100010117000012-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "9" отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что в заявке участника закупки не указаны конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об Аукционе, а именно по позиции: "Противогололедное средство": "нерастворимый остаток - менее 0,2%.".
Также согласно протоколу рассмотрения заявок участнику закупки с порядковым номером заявки "10" отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что в заявке участника закупки по позиции "Питьевая вода" указан диапазон значений характеристики "pH", не соответствующий требованиям документации об Аукционе.
В части IV документации об Аукционе установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
В приложении N 2 к документации об Аукционе установлено:
По позиции "Противогололедное средство": "нерастворимый остаток - менее 0,3%. плавящая способность при -5°С: 9,9г/г, температура кристаллизации 22% раствора: не ниже -30°С pH 10% раствора: 7,5-8".
По позиции "Питьевая вода": "pН должен представлять собой диапазон значений 6,0-9,0;".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчик устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим). Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Кроме того, в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, не установлены требования к описанию и представлению в составе заявки на участие в Аукционе сведений в отношение ряда показателей и их значений, как например диапазон значений показателя "РH должен быть 6,0-9,0", а также технических характеристик товара, сопровождающихся словами "Более", "Менее" установленных в приложении N 2 документации об Аукционе.
Также, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки являться производителем товара и (или) иметь предлагаемый к поставке товар в наличии при подаче заявки для целей описания в составе заявки помимо сведений о самом товаре, также подробных сведений о процессе его технологического производства и компонентного состава.
Действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащих требований к составу заявки, инструкцию по заполнению заявки нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе участнику закупки с порядковым номером заявки "9" отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что участник закупки представил в заявке информацию, не соответствующую требованиям документации об Аукционе, в отношении излишних сведений о показателях товаров, которые будут использованы при оказании услуг.
Кроме того, в заявке участника закупки с порядковым номером заявки "10", представленной представителями Заказчика, по позиции "Питьевая вода" указан диапазон значений характеристики "pH" соответствующий требованиям документации об Аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе участникам Аукциона с порядковыми номерами "9", "10" в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Монтажинвестстрой" обоснованной в части не установления требований к участникам закупки в соответствии с пунктами 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64, частей 5, 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 14.03.2017 по делу N К-166/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 марта 2017 г. N К-166/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был