Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "РемСтройСервис-Б" (далее - Заявитель) на действия Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "Сбербанк-автоматизированная система торгов" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по уборке помещений и обслуживанию систем жизнеобеспечения (номер извещения 0173100009217000001) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в один объект закупки неправомерно включены, функционально и технологически не связанные между собой услуги, а именно услуги по уборке помещений и услуги по обслуживанию систем жизнеобеспечения.
2. Заказчиком в пункте 1.7.1 "Требования к участникам закупки" информационной карты документации об Аукционе неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии в составе заявки на участие в Аукционе соответствующих лицензий и свидетельства.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 21.02.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 16 500 000 рублей;
4) Дата и время окончания подачи заявок - 08.03.2017.
1. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе объектом закупки является оказание услуг по уборке помещений и обслуживанию систем жизнеобеспечения ОКПД 2 "81.29.19.000. Услуги по чистке и уборке прочие, не включенные в другие группировки".
Согласно Техническому заданию документации об Аукционе, исполнитель должен оказывать услуги по уборке помещений и обслуживанию систем жизнеобеспечения, в том числе содержание электросетей, силового оборудования и его эксплуатации, теплосетей, систем водоснабжения, систем водоотведения и канализации, обслуживание систем пожарной защиты, систем кондиционирования, уборке здания, дезинфекции помещений, мелкому ремонту дверей, окон, замков, мебели, мелкому локальному ремонту стен, полов.
Комиссия приходит к выводу о том, что работы по уборке помещений и обслуживанию систем жизнеобеспечения функционально и технологически не связаны между собой, поскольку вышеуказанные услуги осуществляются на разных рынках услуг и такое объединение приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки и, как следствие, к ограничению конкуренции.
При этом, Заказчиком на заседании Комиссии не представлено сведений, подтверждающих, что указанные работы/услуги функционально и (или) технологически взаимосвязаны между собой.
На основании вышеизложенного, Заказчиком неправомерно объединены в один предмет закупки услуги по уборке помещений и работ по обслуживанию систем жизнеобеспечения, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В пункте 1.7.1 "Требования к участникам закупки" Информационной карты документации об Аукционе установлено: "Участник закупки должен иметь следующие подтверждающие документы, предъявляемые к оказываемым услугам:
- лицензия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на монтаж, ремонт и обслуживание установок пожаротушения; монтаж, ремонт и обслуживание установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации; монтаж, ремонт и обслуживание систем противопожарного водоснабжения; монтаж, ремонт и обслуживание систем дымоудаления; монтаж, ремонт и обслуживание систем оповещения и эвакуации при пожаре; разработку мероприятий по предотвращению пожаров;
- свидетельство саморегулируемой организации на монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей; монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей; установку распределительных устройств, коммутационной аппаратуры, устройств защиты; пусконаладочные работы подъемно-транспортного оборудования; монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений; гидроизоляция строительных конструкций. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования. Устройство наружных электрических сетей и линий связи; установка распределительных устройств, коммутационной аппаратуры, устройств защиты. Пусконаладочные работы коммутационных аппаратов. Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Строительный контроль за общестроительными работами (водоснабжения и канализации, теплогазоснабжения и вентиляции, пожарной безопасности, электроснабжения).
- лицензия Федеральной службы безопасности России по г. Москве и Московской области, на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну".
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно Техническому заданию документации об Аукционе, исполнитель должен оказывать услуги по уборки помещений и обслуживанию систем жизнеобеспечения.
Вместе с тем, на заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что только часть кабинетов Заказчика являются режимными объектами по форме секретности N 2, соответственно они являются помещениями ограниченного доступа и требуют наличия у персонала соответствующей формы допуска.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Вместе с тем, в техническом задании документации об Аукционе не установлены работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту.
Кроме того, положениями документации об Аукционе, проектом контракта установлено, что участник Аукциона вправе привлечь к исполнению контракта соисполнителей (субподрядчиков).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишнее требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе вышеуказанные лицензии, свидетельства нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Также, Комиссией установлено, что согласно решению Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 06.03.2017 по делу N К-147/17 в действиях Заказчика при проведении Аукциона выявлены нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 1 статьи 64, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с чем, ФАС России выдало Заказчику предписание аннулировать определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "РемСтройСервис-Б" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 1 статьи 64, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 06.03.2017 по делу N К-147/17, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 06.03.2017 по делу N К-147/17 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 марта 2017 г. N К-168/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был