Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу АО "Группа Компаний "ЕКС" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Департамента строительства города Москвы (далее - Аукционная комиссия) при проведении Департаментом города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган), Департаментом строительства города Москвы (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение остатков подрядных работ по строительству объекта капитального строительства: "Реконструкция водопроводной связки между Жулебинской и Люберецкой магистралями для первой очереди комплексной застройки территории иловых площадок Люберецкой станции аэрации", заказ N 3486-08 по адресу: г. Москва, ЮВАО, УР "Выхино-Жулебино; ВАО УР "Косино-Ухтомский", Люберецкий муниципальный район Московской области, г. Люберцы (номер извещения 0173200001416001415) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Аукционной комиссией, Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 15.11.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 062 990 060 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
6) Аукцион признан несостоявшимся в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Аукционная комиссия приняла необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 07.03.2017 N 0173200001416001415-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "6" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с предоставлением показателей товаров, не соответствующих ГОСТ, а именно:
"- п. 10 "Кабели контрольные". Заказчиком установлено значение параметра "Климатическое исполнение Т; УХЛ", участником предложено значение "УХЛ". Заказчиком установлено значение параметра "Категория размещения от 1* до 5*", участником предложено значение "2". Заказчиком установлено значение параметра "Стойкость к повышенный рабочей температуре:кабели стойкие к температуре до плюс 50*", участником предложено значение "Кабели стойкие к температуре плюс 50". Предложенное участником значение не соответствует требованиям ГОСТ 15150-69. Согласно таблице 3 указанного ГОСТ предельное верхнее рабочее значение температуры воздуха при эксплуатации кабелей исполнения УХЛ категории размещения 2 составляет 45oС;
- п. 35 "Блоки бетонные". Заказчиком установлено значение параметра "Класс бетона по прочности на сжатие от В3.5* до В15*", участником предложено значение "В7.5". Заказчиком установлено значение параметра "Значение нормируемой отпускной прочности бетона блоков 50; 70% от класса по прочности на сжатие", участником предложено "50% от класса по прочности на сжатие". Предложенное участником значение не соответствует требованиям ГОСТ 13579-78. Согласно п. 2.7 указанного ГОСТ значение нормируемой отпускной прочности бетона блоков для бетона класса В10 и ниже составляет 70%".
Пунктом 10 Технического задания документации об Аукционе установлено следующее требование к товару "Кабели контрольные ГОСТ 26411-85, ГОСТ 1508-78, ГОСТ 15150-69":
"Стойкость к повышенной рабочей температуре - Кабели стойкие к температуре до плюс 50*;
Категория размещения - От 1* до 5*;
Климатическое исполнение - Т; УХЛ".
Изучив заявку Заявителя, Комиссия установила, что в пункте "Кабели контрольные" заявки указаны, в том числе следующие значения показателей:
"Стойкость к повышенный рабочей температуре - + 50;
Категория размещения - 2;
Климатическое исполнение -УХЛ".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что изложенные в заявке показатели соответствуют требованиям документации об Аукционе, но не соответствует требованиям ГОСТ 15150-69.
В таблице N 3 ГОСТ 15150-69 установлено, в том числе следующее:
Исполнение изделий Категория изделий Значение температуры воздуха
при эксплуатации, С
Рабочее Предельно рабочее
Верхнее/Нижнее Верхнее/Нижнее
УХЛ 1; 1.1; 2; 2.1; 3 +40/-60 +45/-70
Т, ТС 1; 1.1; 2; 2.1;6;3 +50/-10 +60/-10
При этом ГОСТ 1508-78 содержит следующие требования: "Кабели должны быть стойкими к внешним воздействующим факторам (ВВФ): Повышенная рабочая температура, С - 50".
Представители Заявителя на заседании Комиссии сообщили, что ГОСТ 15150-69 не содержит установленного документацией показателя "Стойкость к повышенной рабочей температуре".
Учитывая, что ГОСТы, которым должен соответствовать товар "Кабели контрольные", содержат различные значения температуры эксплуатации, а также отсутствие соотносимости значений таких показателей, Комиссия приходит к выводу, что установленные требования к содержанию первой части заявки вводят в заблуждение участников закупки и не позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе.
Пунктом 35 Технического задания документации об Аукционе установлено следующее требование к товару "Блоки бетонные ГОСТ 13579-78": "Значение нормируемой отпускной прочности бетона блоков - 50; 70% от класса по прочности на сжатие; Класс бетона по прочности на сжатие - От В3.5* до В15*".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителями Заказчика, Уполномоченного органа, Комиссия установила, что в пункте "Блоки бетонные" заявки указаны, в том числе следующие значения показателей:
- "Значение нормируемой отпускной прочности бетона блоков - 50% от класса по прочности на сжатие;
- Класс бетона по прочности на сжатие - В7.5".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, так например: "Значение нормируемой отпускной прочности бетона блоков - 50; 70% от класса по прочности на сжатие". Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Комиссии от 01.03.2017 по делу N К-135/17 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неустановлении в документации об Аукционе надлежащих требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе показателей товаров, надлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе, а также установлении в проекте контракта документации об Аукционе противоречивого срока выполнения работ.
Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок на основании решения от 01.03.2017 по делу N К-135/17 выдано предписание, согласно которому Аукционной комиссии, Заказчику, Уполномоченному органу предписано при рассмотрении заявок на участие в Аукционе не учитывать требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей технологических процессов изготовления товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров, а также при заключении контракта установить в пункте 4.3 проекта контракта дату окончания работ в соответствии с положениями извещения о проведении Аукциона, документации об Аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом предписание не исполнено, поскольку заявка Заявителя отклонена, в том числе по конкретным показателям технологических процессов изготовления товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не исполнивших предписание от 01.03.2017 по делу N К-135/17, нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу АО "Группа Компаний "ЕКС" обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 1 статьи 64, пункта 22 части 2 статьи 99 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 16.03.2017 N К-176/17, в части нарушений, выразившихся в неисполнении предписания от 01.03.2017 по делу N К-135/17, а также неправомерном отказе в допуске к участию в Аукционе, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 марта 2017 г. N К-176/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был