Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 марта 2017 г. N 9-АПГ17-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александров В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.,
при секретаре Дарькине А.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению некоммерческого партнерства "Богородские коммунальные энергетические системы" о признании частично недействующим постановления Земского собрания Богородского муниципального района Нижегородской области от 23 декабря 2005 г. N 41 "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги для населения Богородского района" по апелляционной жалобе некоммерческого партнерства "Богородские коммунальные энергетические системы" на решение Нижегородского областного суда от 11 ноября 2016 г., которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
некоммерческое партнерство "Богородские коммунальные энергетические системы" (далее - НП "БКЭС") обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения спора, о признании недействующим пункта 4 приложения N 1 к постановлению Земского собрания Богородского муниципального района Нижегородской области от 23 декабря 2005 г. N 41 "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги для населения Богородского района" в части норматива по отоплению, установленного в размере 0,022 Гкал на 1 кв.м, общей площади жилого помещения в месяц, а также в части ставки в рублях за 1 кв.м, общей площади в размере 16,80 в месяц.
Решением Нижегородского областного суда от 11 ноября 2016 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, НП "БКЭС" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт изменить в части установления даты, с которой признан не действующим оспариваемый нормативный правовой акт, в данной части принять новое решение о признании пункта 4 приложения N 1 к постановлению Земского собрания Богородского муниципального района Нижегородской области от 23 декабря 2005 г. N 41 недействующим с 29 мая 2006 г., ссылаясь на неправильное толкование закона.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представители НП "БКЭС", Земского собрания Богородского муниципального района Нижегородской области, администрации Богородского района Нижегородской области, прокуратуры Богородского района Нижегородской области, прокуратуры Нижегородской области в судебное заседание не явились.
В судебном заседании, назначенном на 16 марта 2017 г., объявлялся перерыв до 20 марта 2017 г. После перерыва заседание продолжено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к апелляционной жалобе, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано установить нормативы потребления коммунальных услуг для населения в соответствии с Методическими рекомендациями по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. N 192.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 признан утратившим силу подпункт "а" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 N 609, а также утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В силу подпункта "д" пункта 4 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг, учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.
В соответствии с пунктами 10, 11 названных Правил (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения данного дела) нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома и жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых домах и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к данным Правилам.
Согласно таблице N 6 "Форма для установления нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению" (приложение N 2 к Правилам N 306) норматив потребления коммунальной услуги по отоплению определяется с учетом этажности многоквартирного жилого дома, года постройки (до 1999 года и после 1999 года), материала стен (камень, кирпич, панели, блоки, дерево, смешанные и другие материалы).
Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Земским собранием Богородского муниципального района Нижегородской области 23 декабря 2005 г. принято постановление N 41 "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги для населения Богородского района", которым утверждены и введены в действие с 01 марта 2006 г. тарифы на оплату жилья и коммунальные услуги согласно приложению N 1. Данное постановление опубликовано в газете "Богородская газета".
Пунктом 4 (центральное отопление) приложения N 1 к постановлению Земского собрания от 23 декабря 2005 г. N 41 норматив потребления по отоплению установлен в размере 0,022 Гкал на 1 кв.м, в месяц, ставка за 1 кв.м, общей площади - 16,80 рублей. Указанный норматив потребления является единым (средневзвешенным) для всех жилых домов населенных пунктов Богородского района.
Оспаривая названный пункт постановления Земского собрания, НП "БКЭС", как управляющая компания, приобретающая у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию для конечных потребителей - жителей Богородского района Нижегородской области, указало на то, что норматив потребления коммунальной услуги по отоплению для населения Богородского района в размере 0,022 Гкал на 1 кв.м, общей площади жилого помещения в месяц и ставка за 1 кв.м, общей площади - 16,80 рублей, не соответствуют статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306.
Суд первой инстанции, установив, что жилой фонд, находящийся в управлении НП "БКЭС", состоит из одно-, двух-, трех-, четырех-, пятиэтажных домов, различных по году постройки, степени благоустройства конструктивным и техническим параметрам, сделал обоснованный вывод о том, что установление для всех жилых домов Богородского района единого (средневзвешенного) норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, а также ставки без учета названных характеристик, противоречит пунктам 4, 10, 11 Правил N 306.
Решение суда в данной части лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Судебная коллегия не может согласиться с доводом апелляционной жалобы о неправильном определении даты, с которой суд признал оспариваемый нормативный правовой акт не действующим.
Удовлетворяя заявленные требования, суд указал, что правовой акт на момент его принятия соответствовал положениям действующих в то время нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, а после принятия Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг вступил в противоречие с данными Правилами, начиная с 29 мая 2006 г.
Абзацем 3 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" предусмотрено, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим, суд пришел к правильному выводу о том, что постановление Земского собрания Богородского муниципального района Нижегородской области от 23 декабря 2005 г. N 41 применялось, на его основании производилось начисление платы за отопление населению Богородского муниципального района.
Следовательно, данный нормативный правовой акт не может быть признан недействующим с 29 мая 2006 г., как ошибочно полагает заявитель апелляционной жалобы.
Поскольку Правительством Нижегородской области 19 декабря 2014 г. принято постановления N 908 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Нижегородской области", вступившее в силу с 1 января 2015 года, которым установлены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях, в том числе на территории Богородского муниципального района Нижегородской области, суд обоснованно признал оспариваемый нормативный правовой акт не действующим с 1 января 2015 г.
Довод апелляционной жалобы о невозможности перерасчета размера платы по отоплению до 1 января 2015 г. основан на неправильном толковании закона и без учета разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена".
При таких обстоятельствах, оснований для изменения решения суда Судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Нижегородского областного суда от 11 ноября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Некоммерческого партнерства "Богородские коммунальные энергетические системы" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 марта 2017 г. N 9-АПГ17-1
Текст определения официально опубликован не был