Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству на проект федерального закона N 120505-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации - городе федерального значения Москве", внесенный депутатами ГД Н.Н. Гончаром, И.В. Белых, Г.Г. Онищенко, Е.В. Паниной, В.И. Ресиным, А.В. Жарковым, В.В. Селиверстовым, А.Б. Выборным, Д.А. Морозовым, Н.Т. Антошкиным, В.А. Крупенниковым, М.В. Дегтяревым, П.О. Толстым, членами СФ З.Ф. Драгункиной, В.И. Долгих (не действует)

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 120505-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации - городе федерального значения Москве",
внесенный депутатами Государственной Думы Н.Н. Гончаром, И.В. Белых, Г.Г. Онищенко, Е.В. Паниной, В.И. Ресиным, А.В. Жарковым, В.В. Селиверстовым, А.Б. Выборным, Д.А. Морозовым, Н.Т. Антошкиным, В.А. Крупенниковым, М.В. Дегтяревым, П.О. Толстым, членами Совета Федерации З.Ф. Драгункиной, В.И. Долгих

 

Досье на проект федерального закона

 

Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 120505-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации - городе федерального значения Москве" (далее - законопроект). В части положений, касающихся жилищных прав граждан, Комитет считает возможным отметить следующее.

Законопроект разработан в целях создания законодательных условий для обеспечения жилищных прав граждан, установления порядка переселения граждан из сносимых многоквартирных домов в равнозначные жилые помещения с учетом реализации городских программ сноса жилых домов.

Процесс переселения граждан из пятиэтажных многоквартирных домов ("хрущевок") затрагивает целый комплекс правовых норм гражданского, жилищного, градостроительного, земельного, административного и других отраслей законодательства, в связи с чем законопроектом предлагается внести изменения в ряд федеральных законов.

1. В Законе Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 4802-1) используется понятие "реновация жилищного фонда".

Понятие "реновации" в Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 года N 80-р, раскрывается как постоянно действующая система, создаваемая в сфере ликвидации аварийного жилищного фонда.

В постановлении Правительства Москвы от 21.01.2003 N 28-ПП "О программе капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений и территорий сложившейся застройки начиная с 2003 года и основных объемных показателях на 2003-2004 годы" данный термин трактуется как "замена не подлежащего сохранению жилищного фонда путем его сноса и капитального жилищного строительства на высвобождаемой территории".

В законопроекте определения реновации не содержится. Вместе с тем под реновацией понимается улучшение всей структуры жилищного фонда в городе Москве путем освобождения территории (снос аварийных, ветхих зданий и сооружений, извлечение из подземного пространства инженерных коммуникаций, сетей и другое) для обеспечения возможности нового строительства, а также процессов комплексной реконструкции городской среды.

Таким образом, многозначность трактовки реновации в действующих нормативных правовых актах и отсутствие в законопроекте четкого терминологического определения "реновации жилищного фонда" может привести к неточности применения и реализации механизма реновации, что может создать неопределенность правовых последствий для граждан и юридических лиц.

2. Проектируемой статьей 7.3 "Особенности обеспечения жилищных прав граждан в целях реализации решения о реновации" предлагается предоставлять гражданам равнозначное жилое помещение независимо от того, является он собственником или нанимателем жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем сносу в рамках программы реновации жилищного фонда города Москвы.

Согласно пояснительной записке предполагается, что переселение граждан будет осуществляться в равнозначные благоустроенные жилые помещения без доплаты в том же районе проживания. Дополнительно проектируемой статьей 7.3. законопроекта указываются случаи предоставления жилого помещения вне района проживания, если:

- многоквартирный дом расположен в Центральном, Зеленоградском, Троицком или Новомосковском административных округах города Москвы. В этом случае жилое помещение предоставляется в границах административного округа города Москвы, в котором расположен соответствующий многоквартирный дом;

- получено письменное согласие граждан на предоставление им жилого помещения вне района своего проживания.

Лицу, с которым заключен договор социального найма жилого помещения, предусматривается предоставление равнозначного жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно в районе проживания.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, должны быть улучшены жилищные условия путем предоставления жилого помещения по норме предоставления на одного человека, установленной правовым актом города Москвы, вне очереди в районе проживания.

Предоставление равнозначных жилых помещений должно осуществляться с учетом конструктивных особенностей современных жилых помещений, что приведет к увеличению площади нового жилого помещения по сравнению с прежним, расположенным в сносимом доме. Данные меры позволят гражданам улучшить свои жилищные условия, что, несомненно, поддерживается Комитетом. В этой связи Комитет рекомендует уточнить проектируемую статью 7.3 в целях однозначного понимания, установив, что предоставление жилого помещения гражданам будет осуществляться с учетом конструктивных особенностей современных жилых помещений.

Законопроектом предполагается, что освобождение жилого помещения осуществляется путем заключения собственником данного жилого помещения с уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы или Фондом содействия реновации жилищного фонда в городе Москве договора о переходе права собственности на жилое помещение, особенности заключения которого могут быть установлены нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти города Москвы.

Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации принудительное отчуждение имущества может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Комитет отмечает, что Жилищный кодекс Российской Федерации, базируясь на указанной конституционной гарантии собственнику, у которого изымается его имущество для государственных или муниципальных нужд, также установил в статье 32 положение, предусматривающее предоставление собственнику равноценного возмещения.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. При этом необходимо учитывать позицию, высказанную Верховным Судом РФ (Обзор судебной практики ВС РФ за 3 квартал 2012 года), о включении в стоимость возмещения суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

Представляется, что в законопроекте необходимо отразить нормы, гарантирующие собственникам жилых помещений право выбора на получение равноценного возмещения за изымаемое жилое помещение либо предоставление другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

В силу части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Справедливое возмещение собственникам жилых помещений должно быть несколько выше рыночной стоимости в соответствии со статьей 281 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также должна иметься возможность выбора из нескольких вариантов при натуральном возмещении.

Вариативность возмещения гражданам предусмотрена положениями статей 10 и 11 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым имущество у граждан изымалось путем его выкупа или предоставления денежной компенсации, предоставления земельных участков или жилых помещений.

В законопроекте предложен лишь один вариант - предоставление равнозначного жилого помещения, под которым понимается благоустроенное жилое помещение, площадь которого должна быть не меньше площади освобождаемого жилого помещения и количество комнат в котором соответствует количеству комнат в освобождаемом жилом помещении, но не устанавливаются признаки равнозначного помещения.

Комитет отмечает, что инициатива по направлению только одного предложения собственнику о предоставлении равнозначного жилого помещения с приложением проекта договора о переходе права собственности на жилое помещение нуждается в доработке.

3. В проектируемой статье 7.3 "Особенности обеспечения жилищных прав граждан в целях реализации решения о реновации" законопроектом предлагается по истечении шестидесяти дней со дня направления собственнику предложения о предоставлении равнозначного жилого помещения выселение, освобождение жилого помещения, прекращение права собственности на жилое помещение и регистрацию права собственности на равнозначное жилое помещение осуществлять в судебном порядке.

Комитет не поддерживает исчисление начала действия такого срока со дня направления предложения, а не получения его собственником. Согласно части 11 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения им копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" заказного письма.

Законопроектом предлагается установить, что решение суда о прекращении права собственности на жилое помещение, об освобождении жилого помещения подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано только в части равнозначности предоставляемого жилого помещения.

Таким образом, граждане лишаются права на апелляционное обжалование решения о переходе права собственности на жилое помещение, об освобождении жилого помещения, о прекращении права собственности на жилое помещение или требования о выселении лица, с которым заключен договор социального найма жилого помещения, об освобождении им указанного жилого помещения.

Согласно положениям статей 19, 45 и 46 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и государство гарантирует судебную защиту каждому гражданину, а решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы. Обращаем внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.

4. В соответствии с законопроектом взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, подлежащих сносу в рамках программы реновации жилищного фонда города Москвы, используются на цели реализации этой программы. При этом граждане освобождаются от уплаты взносов на капитальный ремонт с момента исключения соответствующего многоквартирного дома из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Порядок такого исключения передается на регулирование подзаконных актов города Москвы.

Таким образом, момент освобождения от уплаты взносов на капитальный ремонт собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, подлежащих сносу в рамках программы реновации жилищного фонда города Москвы, является неопределенным. Представляется, что собственники помещений в многоквартирном доме должны быть освобождены от уплаты взносов на капитальный ремонт с момента принятия решения о включения многоквартирного дома в программу реновации жилищного фонда. Следует отметить, что это полностью отвечает концепции Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт с момента принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, в рамках осуществления реновации жилищного фонда сносу могут подлежать не только многоквартирные дома, признанные аварийными. В этой связи положение о том, что уплаченные собственниками жилых помещений средства на проведение капитального ремонта подлежат направлению на реализацию программы реновации, не согласуется с частью 2 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая предписывает распределять эти средства между собственниками помещений в многоквартирном доме.

Комитет считает необходимым соотнести предложенный механизм перевода средств фонда капитального ремонта с порядком, установленным в ЖК РФ.

5. Законопроектом предлагается наделить органы государственной власти города Москвы полномочием по установлению порядка, случаев и форм выявления и учета мнения населения по вопросам принятия решений о реновации. Комитет рекомендует предусмотреть в законопроекте основные положения, касающиеся выявления и учета мнения жителей города Москвы через публичные слушания, а порядок выявления отнести на уровень Правительства г. Москвы.

Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству с учетом высказанных замечаний поддерживает концепцию проекта федерального закона N 120505-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федераций" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации - городе федерального значения Москве" при условии его доработки ко второму чтению.

 

Председатель Комитета

Г.П. Хованская

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.