Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.2.057-2015
"Рекомендации по применению на мостовых сооружениях водоотводных лотков из полимерных композиционных материалов"
(рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 4 апреля 2017 г. N 587-р)
1 Разработан Обществом с ограниченной ответственностью "Руссинтэк" (ООО "Руссинтэк"), руководитель разработки Е.Ю. Крашенинин, исполнители разработки В.С. Шиковский, И.В. Никитин.
2 Внесен Управлением проектирования и строительства автомобильных дорог и Управлением эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.
3 Издан на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 04.04.2017 N 587-р.
4 Имеет рекомендательный характер.
5 Введен впервые.
1 Область применения
Настоящие отраслевой дорожный методический документ устанавливает рекомендации на проектирование, строительство и ремонт водоотводных лотков из полимерных композиционных материалов на мостовых сооружениях автомобильных дорог всех категорий в различных дорожно-климатических зонах.
2 Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 9.307-89 (ИСО 1461-89, СТ СЭВ 4663-84) |
Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия цинковые горячие. Общие требования и методы контроля |
ГОСТ 9.708-83 (СТ СЭВ 3758-82) |
Единая система защиты от коррозии и старения. Пластмассы. Методы испытаний на старение при воздействии естественных и искусственных климатических факторов |
Система стандартов безопасности труда. Работы окрасочные. Общие требования безопасности |
|
Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация |
|
Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты дерматологические. Классификация и общие требования |
|
Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями |
|
Расчеты и испытания на прочность. Методы механических испытаний композиционных материалов с полимерной матрицей (композитов). Метод испытания на сжатие при нормальной, повышенной и пониженной температурах |
|
ГОСТ 25.604-82 |
Расчеты и испытания на прочность. Методы механических испытаний композиционных материалов с полимерной матрицей (композитов). Метод испытания на изгиб при нормальной, повышенной и пониженной температурах |
ГОСТ 4648-2014 (ISO 178:2010) |
Пластмассы. Метод испытания на статический изгиб |
ГОСТ 4650-2014 (ISO 62:2008) |
Пластмассы. Методы определения водопоглощения |
ГОСТ 4651-2014 (ISO 604:2002) |
Пластмассы. Метод испытания на сжатие |
Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ |
|
Песок для строительных работ |
|
Пластмассы. Методы определения модуля упругости при растяжении, сжатии и изгибе |
|
Бетоны. Методы определения морозостойкости |
|
ГОСТ 15139-69 (СТ СЭВ 891-78) |
Пластмассы. Методы определения плотности (объемной массы) |
Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды |
|
ГОСТ 16782-92 (ИСО 974-80) |
Пластмассы. Метод определения температуры хрупкости при ударе |
Пластмассы. Термомеханический анализ (ТМА). Часть 2. Определение коэффициента линейного теплового расширения и температуры стеклования |
|
Пластмассы. Метод определения теплопроводности |
|
Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов |
|
ГОСТ 32656-2014 (ISO 527-4:1997, ISO 527-5:2009) |
Композиты полимерные. Методы испытаний. Испытания на растяжение |
ГОСТ 32657-2014 (ISO 75-1:2004, ISO 75-3:2004) |
Композиты полимерные. Методы испытаний. Определение температуры изгиба под нагрузкой |
ГОСТ 32657-2014 (ISO 75-1:2004, ISO 75-3:2004) |
Композиты полимерные. Методы испытаний. Определение температуры изгиба под нагрузкой |
ГОСТ 32658-2014 (ISO 14129:1997) |
Композиты полимерные. Определение механических характеристик при сдвиге в плоскости армирования методом испытания на растяжение под углом град |
Заклепки "слепые" с закрытым концом, разрывающимся вытяжным сердечником и выступающей головкой |
|
Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения |
|
Пешеходные мосты и путепроводы из полимерных композитов. Технические условия |
|
Канализация. Наружные сети и сооружения |
|
Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования |
|
Защита строительных конструкций от коррозии. Актуализированная редакция СНиП 2.03.11-85 |
|
Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85 |
|
Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84* |
|
Проектирование и монтаж трубопроводов систем водоснабжения и канализации из полимерных материалов. Общие требования |
|
Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 3.06.04-91 |
|
Геодезические работы в строительстве Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84 |
Примечание - При пользовании настоящим документом целесообразно проверить действия ссылочных стандартов и сводов правил - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Действие сводов правил можно проверить в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 композиционный материал (композит): Материал, состоящий из двух и/или более разнородных совместимых компонентов, объединенных одним связующим компонентом.
Примечание - Разнородными компонентами являются матрица и наполнитель, связующим - матрица.
3.2 матрица композита (матрица): Структура, которая обеспечивает цельность и основные физико-механические свойства композита, а также отвечает за восприятие, передачу и распределение напряжений в армирующем наполнителе.
3.3 наполнитель композита (наполнитель): Материал, вводимый в матрицу до её отверждения с целью модификации физико-механических свойств композита или для снижения себестоимости конечной продукции.
3.4 армирующий наполнитель: Наполнитель, предназначенный для восприятия растягивающих, сжимающих и сдвигающих усилий.
Примечание - Армирующими наполнителями являются следующие типы наполнителей: волокна (фибра), нити, жгуты, ленты, пластины, ткани, сетки, холсты (маты), ровинги, мелкодисперсные частицы (микросферы) и т.п.
3.5 полимерный композит (ПКМ): Композит, матрица которого образована из термопластичных или термореактивных полимеров или эластомеров. [ГОСТ 32794-2014, п. 2.1.234] |
3.6 водоотводный лоток из полимерных композитов (композитный водоотводный лоток): Конструкция из полимерных композитов незамкнутого поперечного сечения, принимающая поверхностную, а также дренажную воду и направляющая ее в систему водоотведения.
3.7 открытый лоток: композитный водоотводный лоток с открытой верхней частью сечения.
3.8 закрытый (коробчатый) водоотводный лоток: композитный водоотводный лоток, в верхней части сечения которого установлена решетка и/или крышка.
3.9 монолитный (щелевой) лоток: композитный водоотводный лоток с закрытым сечением, в верхней части которого находится узкое отверстие, служащее для приема воды.
3.10 бордюрный лоток: монолитный (щелевой) лоток, совмещенный с бордюрным ограждением мостового полотна.
3.11 подвесной (навесной) лоток: композитный водоотводный лоток, закрепленный под пролетным строением.
3.12 лоток мостового полотна: композитный водоотводный лоток, устраиваемый в уровне проезжей (прохожей) части.
3.13 откосный лоток: композитный водоотводный лоток, устраиваемый на подмостовых конусах (откосах).
3.14 периметр смачиваемой поверхности лотка: Периметр части сечения лотка, находящийся под уровнем жидкости водного потока в расчетном сечении.
3.15 площадь живого сечения лотка: Площадь поперечного сечения потока воды в лотке в расчетном сечении (при расчетной глубине водного потока).
3.16 гидравлический радиус: Параметр, определяемый как отношение площади живого сечения лотка к периметру его смачиваемой поверхности.
3.17 ширина просвета: Расстояние между кромками композитного водоотводного лотка в свету.
4 Основные положения
4.1 Водоотводные лотки из полимерных композиционных материалов на мостовых сооружениях применяют для обеспечения быстрого и организованного отвода воды с поверхности покрытия проезжей (прохожей) части в течение всего срока эксплуатации сооружения. Композитные водоотводные лотки применяются при устройстве и ремонте систем водоотвода мостовых сооружений.
4.2 Водоотводные лотки из полимерных композиционных материалов устраивают на мостовых сооружениях автомобильных дорог всех категорий, а также пешеходных мостах в различных дорожно-климатических зонах.
4.3 Рекомендуется устанавливать композитные водоотводные лотки, в первую очередь, на открытых (без светопрозрачного покрытия) пешеходных мостах.
4.4 Классификация водоотводных лотков из полимерных композиционных материалов на мостовых сооружениях
4.4.1 По месту установки водоотводных лотков из композиционных материалов:
- подвесные, под пролетными строениями, устраиваются как вдоль пролетных строений, так и поперек под деформационными швами;
- лотки мостового полотна, устраиваются в уровне проезжей (прохожей) части;
- откосные, устраиваются на подмостовых конусах (откосах).
4.4.2 По типу поперечного сечения:
- открытые;
- закрытые (коробчатые);
- монолитные (щелевые).
Поперечные сечения композитных водоотводных лотков представлены на рисунках 1 - 4.
Схемы решеток закрытого (коробчатого) лотка представлены на рисунке 5.
4.4.3 По типу армирующего наполнителя:
- стекловолокно;
- базальтоволокно;
- углеволокно;
- арамидное волокно.
4.5 Проектирование систем водоотведения мостовых сооружений с применением композитных водоотводных лотков выполняют с учетом необходимого набора основных потребительских свойств и удовлетворения требованиям по безопасности, надежности, долговечности, ремонтопригодности, а также экологическим, экономическим и эстетическим параметрам.
4.6 Системы водоотведения мостовых сооружений с применением композитных водоотводных лотков проектируют с учетом беспрепятственного проведение профилактических и восстановительных работ по поддержанию требуемого уровня функциональной надежности композитных лотков.
4.7 Экономичность системы водоотведения мостовых сооружений с применением композитных водоотводных лотков подтверждается меньшими строительными затратами и приведенными строительно-эксплуатационными расходами в сравнении с альтернативными техническими решениями.
Данное положение относится к затратам труда и энергетическим ресурсам при устройстве и эксплуатации композитных лотков, а также к технологическим показателям: условия доставки и монтажа конструкций, сроки строительства, дефицитность материальных ресурсов.
4.8 Обеспечение потребительских свойств по экономичности, экологичности и эстетичности систем водоотведения мостовых сооружений с применением композитных водоотводных лотков должно предусматриваться в проектной документации и подлежит оценке соответствия при приемке в эксплуатацию согласно порядку, установленного в действующей нормативной документации.
5 Конструктивно-технологические требования, предъявляемые к водоотводным лоткам из полимерных композиционных материалов
5.1 Требования к технологии изготовления лотков из полимерных композиционных материалов
5.1.1 Водоотводные лотки рекомендуется изготавливать с использованием следующих основных технологий: инфузия, формование из препрега, ручная выкладка и пултрузия.
5.1.2 Поверхность водоотводных лотков из ПКМ должна формироваться с созданием повышенной стойкости к внешним неблагоприятным воздействиям (климатическим, механическим и химическим).
5.2 Требования к материалам
5.2.1 Полимерный композиционный материал, используемый для изготовления водоотводных лотков, имеет в своём составе:
- термореактивные смолы (из термопластичных/термореактивных полимеров или эластомеров);
- инертный наполнитель.
5.2.2 В качестве термореактивных смол используют следующие типы:
- полиэфирные;
- винилэфирные;
- эпоксидные;
- фенольные;
- комбинированные.
5.2.3 Полимерные композиты для изготовления водоотводных лотков армируют следующими типами армирующих наполнителей из стекловолокна, углеволокна, базальтоволокна и арамидного волокна: ровинги, ткани (кордная, двунаправленная, мультиаксиальная), маты (из непрерывных, штапельных волокон).
5.2.4 Для улучшения показателей долговечности, безопасной эксплуатации, а также по экономическим и эстетическим соображениям допускается в состав полимерных композитов для водоотводных лотков вводить инертные наполнители, которые не оказывают негативного влияния на основные физико-механические свойства композитов:
- стабилизаторы влияния ультрафиолетового излучения и озона;
- ингибиторы горения;
- цветные пигменты;
- мел (CaCО3);
- оксид кремния (SiO2);
- стеклянные и полимерные микросферы;
- не армирующие композит волокна.
5.2.5 Сырьё, для производства композитных лотков должно соответствовать требованиям технологической документации на продукцию, утверждённой в установленном порядке. Качество сырья должно быть подтверждено соответствующими документами о качестве и контролироваться при входном контроле в соответствии с методикой предприятия - изготовителя.
5.2.6 Материал, используемый для производства водоотводных лотков из ПКМ, должен быть нетоксичен, невзрывоопасен, устойчив к воздействию вредных сред и не выделять вредные вещества при эксплуатации.
5.2.7 В таблице 1 приведены основные физико-механические характеристики полимерных композиционных материалов для водоотводных лотков и нормативные документы по определению значений.
Таблица 1 - Физико-механические характеристики полимерных композитов водоотводных лотков и методы их определения
Характеристики |
Метод определения |
Механические характеристики | |
Прочность при растяжении в направлении 0° и 90° |
ГОСТ 32656 |
Напряжение при сжатии в направлениях 0° и 90° |
|
Напряжение при изгибе в направлениях 0° и 90° |
|
Временное сопротивление при межслойном сдвиге (в т.ч. в расчетах на касательные напряжения и смятие) |
ГОСТ 32659 |
Модуль упругости при растяжении в направлениях 0° и 90° |
ГОСТ 32656 |
Модуль сдвига |
ГОСТ 32658 |
Модуль упругости при сжатии и коэффициент Пуассона в направлениях 0° и 90° |
|
Физико-механические характеристики | |
Плотность |
|
Водопоглощение |
|
Коэффициент теплопроводности |
|
Коэффициент линейного теплового расширения и температура стеклования |
|
Температура упругой деформации |
ГОСТ 25.604 с учетом |
Температура хрупкости |
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.2.1 Допускается, на стадии проектирования (с последующим экспериментальным подтверждением) конструкций водоотводных лотков из композиционных материалов, принимать значения физико-механических характеристик полимерных композитов в соответствии с значениями, представленными в Приложении А.
5.2.2 Полимерные композиционные материалы, применяемые при изготовлении водоотводных лотков, должны удовлетворять требованиям к внешним воздействиям по морозостойкости, водонепроницаемости, влагостойкости, термостойкости и стойкости к климатическому старению в соответствии с положениями ГОСТ Р 54928.
5.2.3 Требования по морозостойкости и водонепроницаемости полимерных композитов, применяемых для изготовления водоотводных лотков, должны соответствовать требованиям, предъявляемых к бетону для аналогичных железобетонных конструкций, по СП 35.13330.
5.2.4 Показатели морозостойкости полимерных композитов должны соответствовать марке бетона по морозостойкости не ниже F300 (в солях) по ГОСТ 10060 (второй базовый метод) как для бетонов дорожных и аэродромных покрытий. К показателям морозостойкости относятся изменение средних значений прочности при растяжении и сжатии и потеря массы.
5.2.5 Водонепроницаемость полимерных композитов должна соответствовать марке бетона по водонепроницаемости не ниже W8.
Для обеспечения соответствия характеристик полимерного композита характеристикам бетона по водонепроницаемости марки не ниже W8, водопоглощение полимерного композита, % по массе, должно быть не более 0,5 по ГОСТ 4650, метод А.
5.2.6 Морозостойкость, влагостойкость, термостойкость, стойкость к климатическому старению полимерного композита водоотводных лотков характеризуются коэффициентами сохранения свойств, значения которых определяют по изменению пределов прочности при растяжении и сжатии после окончания приложения воздействия.
Коэффициенты надежности композиционных материалов устанавливаются на заводе-изготовителе и подтверждаются проведением испытаний в соответствии с методиками, приведенными в таблице 2.
Таблица 2 - Методы определения значений коэффициентов надежности по материалу при испытаниях на растяжение и сжатие в направлениях 0° и 90°
Номер свойства |
Характеристика сопротивления воздействию |
Метод определения внешнего воздействия |
1 |
Морозостойкость |
Марка F 300 в солях, приложение Б |
2 |
Влагостойкость |
|
3 |
Термостойкость |
|
4 |
Климатическое старение |
5.2.7 При проектировании рекомендуется использовать значения коэффициентов надежности согласно таблице 3.
Таблица 3 - Рекомендуемые значения коэффициентов надежности по материалу при испытаниях на растяжение и сжатие в направлениях 0° и 90°
Номер свойства |
Характеристика сопротивления воздействию |
Рекомендуемое значение коэффициента надежности |
1 |
Морозостойкость |
|
2 |
Влагостойкость |
|
3 |
Термостойкость |
|
4 |
Климатическое старение |
|
Примечание - Коэффициенты надежности по материалу могут быть изменены заводом-изготовителем при подтверждении протоколом испытания данного материала. |
5.2.8 Клеящие материалы, если они требуются для соединения, должны соответствовать указаниям изготовителя соединения. Изготовитель соединения должен обеспечить, чтобы клеящие материалы не оказывали какого-либо отрицательного воздействия на элементы, с которыми они используются, и не проводили к невыполнению испытываемым соединений требований по рабочим характеристикам.
5.3 Требования к условиям эксплуатации
5.3.1 Значения температур хрупкости и стеклования композитных водоотводных лотков должны находиться за пределами диапазона экстремальных температур эксплуатации мостового сооружения на величину не менее 20°С.
5.3.2 Рекомендуемая проектная продолжительность эксплуатации водоотводных лотков из полимерных композиционных материалов на мостовых сооружениях принимается равной 50 лет.
5.3.3 Лотки из ПКМ должны быть пригодны для эксплуатации в следующих условиях:
- интервал рабочих температур от минус 60°С до плюс 60°С;
- степень агрессивности наружной среды - слабоагрессивная (СП 28.13330);
- сейсмичность - не более 9 баллов;
- географическая зона от сухой до влажной.
5.4 Требования к конструкциям водоотводных лотков из композиционных материалов
5.4.1 Конструктивные размеры водоотводных лотков из композиционных материалов: L, b, h, ширина просвета СО (рисунок 6), должны обеспечивать требуемую пропускную способность, определяемую гидравлическим расчетом.
5.4.2 Значения уклонов и другие конструктивные параметры композитных водоотводных лотков, должны удовлетворять требованиям СП 35.13330.
5.4.3 В стенках лотков мостового полотна и в стенках откосных лотков следует предусматривать дренажные отверстия. Низ дренажных отверстий лотков мостового полотна должен располагаться на уровне поверхности гидроизоляции в зоне её примыкания к лотку с допуском не более 1 см. В стенках откосных лотков дренажные отверстия допускается выполнять круглого сечения диаметром до 2,7 см, или в виде крестообразных прорезей допускаемым размером 100100 мм.
В случае отсутствия в стенке лотка мостового полотна дренажных отверстий, конструкция лотка мостового полотна должна содержать дополнительный канал для отвода дренажных вод и средства доступа воды в указанный канал.
5.4.4 Подвесной лоток в основном выполняют открытого типа. Номенклатура подвесных лотков включает в себя:
- лоток прямой (рядовой) в качестве основного канала;
- заглушка на концевых частях системы водоотвода;
- лоток с выводом, устанавливаемый в зонах слива воды;
- лоток-тройник, устанавливаемый в местах соединений взаимно перпендикулярных линий водоотвода;
- лоток переходный, устанавливаемые на криволинейных участках водоотвода.
Номенклатура композитных подвесных лотков представлена на рисунке 7.
Рекомендуемые типоразмеры и характеристики подвесных лотков представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Рекомендуемые типоразмеры и характеристики подвесных лотков
Наименование параметра |
Параметры сечения |
|||
Ширина, м |
Высота, м |
Ширина, м |
Высота, м |
|
0,20 |
0,30 |
0,40 |
0,27 |
|
Длина прямого (рядового) лотка, м |
3 |
3 |
||
Площадь живого сечения, |
260 |
630 |
||
45 |
70 |
|||
Гидравлический радиус, см |
5,78 |
9,0 |
||
Примечание - Длина прямого (рядового) лотка зависит от проектного решения и может изменяться. |
5.4.5 Откосный лоток в основном выполняют открытого типа. Номенклатура откосных лотков включает в себя:
- лоток прямой (рядовой) в качестве основного канала;
- лоток приемный (с приёмным раструбом и накладкой) для сбора воды с проезжей части;
- лоток сливной закрытый или открытый, устанавливаемый у основания откоса насыпи;
- лоток переходной внутренний или наружный, устанавливаемый в местах перегиба на криволинейных участках водоотвода.
Лоток приемный в зависимости от направления уклона подразделяется на:
- лоток приемный симметричный - при разносторонних продольных уклонах;
- лоток приемный правый (левый) - при одностороннем продольном уклоне.
Номенклатура композитных откосных лотков представлена на рисунке 8.
Рекомендуемые типоразмеры и характеристики откосных лотков представлены в таблице 5.
Таблица 5 - Рекомендуемые типоразмеры и характеристики откосных лотков
Наименование параметра |
Параметры сечения |
|
Ширина, м |
Высота, м |
|
0,18 |
0,35 |
|
Длина прямого (рядового) лотка, м |
3 |
|
Площадь живого сечения, |
500 |
|
Периметр смачиваемой поверхности, см |
65 |
|
7,69 |
||
Примечание - Длина прямого (рядового) лотка зависит от проектного решения и может изменяться. |
5.4.6 Лоток мостового полотна в основном выполняют закрытого (коробчатого) типа и, при соответствующем обосновании, монолитного (щелевого) типа. Номенклатура лотков мостового полотна включает в себя:
- лоток прямой (рядовой) в качестве основного канала;
- лоток переходный, устанавливаемые на криволинейных участках водоотвода.
Рекомендуемые типоразмеры и характеристики лотков мостового полотна представлены в таблице 6. Схема лотка мостового полотна представлена на рисунке 9.
Таблица 6 - Рекомендуемые типоразмеры и характеристики лотков мостового полотна
Длина, прямого (рядового) лотка, мм |
Общая ширина лотка с учетом каналов для отвода дренажных вод b, мм |
Ширина основного канала , мм |
Высота лотка h, мм |
Площадь живого сечения, |
2000 |
230 |
100 |
80 |
138 |
90 |
155 |
|||
100 |
173 |
|||
110 |
190 |
|||
120 |
207 |
|||
2000 |
280 |
150 |
80 |
168 |
90 |
189 |
|||
100 |
210 |
|||
110 |
231 |
|||
120 |
252 |
|||
2000 |
330 |
200 |
80 |
198 |
90 |
223 |
|||
100 |
248 |
|||
110 |
272 |
|||
120 |
297 |
|||
2000 |
430 |
300 |
80 |
258 |
90 |
290 |
|||
100 |
323 |
|||
110 |
355 |
|||
120 |
387 |
|||
2000 |
530 |
400 |
80 |
318 |
90 |
358 |
|||
100 |
398 |
|||
110 |
437 |
|||
120 |
477 |
|||
2000 |
630 |
500 |
80 |
378 |
90 |
425 |
|||
100 |
473 |
|||
110 |
520 |
|||
120 |
567 |
|||
Примечание - Длина прямого (рядового) лотка зависит от проектного решения и может изменяться. |
Окончательные размеры конструкции лотка мостового полотна должны быть увязаны с проектным решением конструкции мостового полотна.
5.4.7 Предельные отклонения размеров длины L, ширины b и высоты h смачиваемого периметра композитных водоотводных лотков не должны превосходить значений, приведенных в таблице 7.
Таблица 7 - Предельные отклонения размеров водоотводных лотков
Вид размера |
Значение, мм |
Предельное отклонение, мм |
Длина (L) |
L<1000 |
|
L>4000 |
||
Ширина (b) |
b<500 |
|
500<b<1000 |
||
Высота (h) |
H<200 |
|
H>200 |
с максимумом |
|
Примечание - Для значения бордюрных лотков предельные отклонения не должны превышать мм. |
5.4.8 Размеры ширины просвета монолитных (щелевых) лотков принимаются от 10 до 42 мм.
5.4.9 Размеры ширины отверстия решеток закрытых (коробчатых) лотков, в зависимости от расположения продольной оси отверстия по отношению к направлению движения транспорта или пешеходов приведены в таблице 8.
Таблица 8 - Рекомендуемые размеры ширины отверстия решеток закрытых (коробчатых) лотков
Расположение по рисунку 10 |
Ширина, мм |
Длина, мм |
|
N 1 |
от 0° до 45°, от 135° до 180° |
от 10 до 18 |
Никаких ограничений |
от 18 до 32 |
<170 |
||
N 2 |
от 45° до 135° |
от 10 до 42 |
Никаких ограничений |
Примечание - На пешеходных зонах ширина щели может быть уменьшена по усмотрению проектировщика на 5,0 мм. |
5.4.10 Если элементы лотков изготавливаются с уклоном днища, то он не должен быть меньше, чем 0,5 %.
5.4.11 Переход элементов лотков в соединениях друг с другом должен быть гладким и не образовывать сужения сечения стока. Максимальный перепад высот в основании на днище лотка не должен превышать 6,0 мм.
5.4.12 Лотки из ПКМ должны иметь гладкую однородную внутреннюю поверхность без расслоений, раковин, углублений, царапин, неоднородностей и инородных включений. На внутренней поверхности не должны быть видны оголенные полосы армирующего волокна. На наружной поверхности допускается волнистость, неровности, наплывы, небольшие раковины, если они не влияют на долговечность лотков.
Поверхности и торцы лотков должны соответствовать требованиям, приведенным в Приложении И.
6 Рекомендации по проектированию на мостовых сооружениях водоотводных лотков из полимерных композиционных материалов
6.1 Проектирование композитных водоотводных лотков на мостовых сооружениях осуществляется по аналогии как для лотков, выполненных из традиционных материалов, в соответствии с действующими государственными актами, нормативными документами в данной области, в том числе СП 35.13330, а также с учетом положений настоящих Рекомендаций.
6.2 Выбор типа лотков и их конструкций производится на основании гидравлического расчета, обеспечивающего необходимую пропускную способность, и прочностных расчетов.
6.2.1 Гидравлический расчет выполняют с учётом положений СП 32.13330 и СП 40-102. Методика выполнения гидравлического расчета композитных водоотводных лотков представлена в Приложении Е.
6.3 Конструкция лотков мостового полотна рассчитывается по прочности на действие сосредоточенной нагрузки в зоне лотка в соответствии с СП 35.13330. В расчетах на прочность допускается использовать предельное значение относительное деформации полимерного композита лотков не более 3,5%.
Конструкции подвесных лотков и креплений (подвесок, хомутов) рассчитываются по прочности на действие воды (льда). Величина прогиба конструкции подвесных лотков не должна превышать 1/300 свободной длины лотка.
Расчет откосных лотков выполняется на боковое, горизонтальное давление грунта на стенки лотков.
Методика выполнения расчета лотков из композиционных материалов по прочности представлена в Приложении Ж.
6.4 Размеры подвесных лотков в том числе определяются из условия того, что вода, попадающая в лотки от водоотводных трубок и деформационных швов, не должна попадать на нижележащие конструкции, а также на проезжую часть автомобильных дорог, расположенных под путепроводами и на земельные участки, расположенные под эстакадами.
6.5 Типоразмеры для водоотводных лотков из ПКМ приведены в подразделе 5.4.
6.6 Минимальная глубина водоотводного лотка мостового полотна назначается из условия пропуска расчётного расхода воды с заполнением его поперечного сечения не более чем на 0,7 глубины лотка (не более 0.75 глубины для прямоугольных сечений). Уровень верха лотка должен быть ниже примыкающей поверхности полотна не менее чем на 1 см согласно СП 35.13330.
6.7 Высота лотка мостового полотна должна быть согласована с толщиной покрытия проезжей (прохожей) части мостового сооружения, в том числе при применении типоразмеров водоотводных лотков, представленных в таблице 6.
6.8 Лоток мостового полотна устраивают с учетом соответствия отметки дна расположению гидроизоляции для обеспечения отвода дренажной воды через дренажные отверстия в лотке или дополнительный канал. Также учитывается положения, представленные в п. 5.4.3.
6.9 На подмостовых конусах (откосах) композитные водоотводные лотки, устраиваются с обеспечением их устойчивости в районах паводкового подтопления.
6.10 Соединения лотков следует предусматривать как разъемными, так и неразъемными. В качестве разъемных соединений следует использовать раструбные соединения, уплотняемые прокладками различного профиля. Разъемные соединения предусматриваются для возможности демонтажа элементов водоотвода из лотков в процессе эксплуатации. Данные соединения должны быть расположены в местах, доступных для осмотра и ремонта.
6.11 Вид соединения принимают из условий обеспечения герметичности и прочности лотков на весь проектируемый срок эксплуатации, а также технологичности при монтаже и возможности ремонта.
6.12 Композитные водоотводные лотки соединяются:
- на клею, в "раструб" (поливинилхлоридные, стеклопластиковые, базальтопластиковые лотки и др.);
- механическим путем, с помощью разъемных и неразъемных соединительных деталей (для лотков из разнородных несклеивающихся и не сваривающихся модифицированных и композиционных полимерных материалов, металлополимерных, из "сшитого" полиэтилена и др.).
6.13 Компенсация температурных деформаций лотков должна обеспечиваться раструбными соединениями с уплотнителями.
6.14 Конструкция и технология механических соединений устанавливаются по данным изготовителей и поставщиков для конкретного полимерного материала. При этом металлические детали соединений должны иметь защиту от коррозии по СП 28.13330.
6.15 Стыки между подвесными лотками (секциями лотков) рекомендуется устраивать с помощью заклепок с закрытым концом, по ГОСТ Р ИСО 15973, защищённым от коррозии по ГОСТ 9.307, а также с использованием термо- влагостойкого герметика. Заклепки располагаются по всей поверхности стыка между лотками в шахматном порядке, при минимальном количестве заклепок на один стык и минимальном расстоянии от заклепки до кромки материала.
При этом перепад высот поверхности днища стыкуемых секций не должен превышать 6.0 мм.
6.16 Срок службы соединений должен соответствовать сроку службы лотков.
6.17 Крепление подвесных лотков к элементам металлоконструкций мостового сооружения или к подвескам, хомутам, закрепленным, в свою очередь, к конструктивным элементам мостового сооружения осуществляется с помощью болтовых соединений. Монтажные отверстия в лотках под болтовые соединения просверливаются в процессе монтажа.
6.18 В необходимых случаях назначать устройство дополнительного защитного покрытия в зависимости от степени воздействия агрессивности среды.
6.19 Требования к проектированию фундаментов и оснований под водоотводные лотки из композиционных материалов не отличаются от требований для водоотводных лотков из традиционных материалов, представленных в соответствующих нормативных документах, за исключением требований к устройству откосных лотков, изложенных в п. 6.20.
6.20 Для устройства основания под откосные водоотводные лотки из композиционных материалов допускается применять следующие материалы:
- пески средней крупности, крупные и очень крупные по ГОСТ 8736;
- песчано-гравийные смеси С1-С3 по ГОСТ 25607;
- щебень и гравий фракций от 5 до 40 мм по ГОСТ 8267;
- щебеночно-галечниковые и дресвяно-гравийные грунты, не содержащие обломков размером более 50 мм.
Перечисленные материалы не должны содержать более 10% частиц размером 0,1 мм, в том числе более 2% глинистых размером менее 0,005. Допускается применять пески мелкие, содержащие не более 10% частиц размером менее 0,1 мм, в том числе не более 2% глинистых размером менее 0,005.
6.21 Технико-экономический расчет выполняется для обоснования проектного решения по применению водоотводных лотков из ПКМ на мостовом сооружении.
Методика технико-экономического расчета приведена в разделе 11.
7 Правила производства работ по монтажу водоотводных лотков из полимерных композиционных материалов на мостовых сооружениях
7.1 Общие положения
7.1.1 Монтаж системы водоотвода мостового сооружения с применением водоотводных лотков из композиционных материалов следует производить по аналогии как для лотков, выполненных из традиционных материалов, в соответствии с действующими государственными актами, нормативными документами в данной области, в том числе СП 46.13330, а также с учетом положений настоящих Рекомендаций.
7.1.2 Строительно-монтажные работы по установке водоотводных лотков из композиционных материалов должны производиться по утвержденному проекту производства работ, составленному на основании рабочих чертежей, специализированными организациями, имеющими разрешительные документы на выполнение такого рода деятельности.
7.1.3 До начала производства работ строительная организация должна получить от заказчика техническую документацию на водоотводную систему, в том числе рабочие чертежи.
Рабочие чертежи должны содержать:
- данные по основанию в месте планируемого монтажа водоотвода;
- физико-механические характеристики композитных лотков и их соединений;
- геометрические размеры лотков и их раскладку по мостовому сооружению;
- указания по технологии монтажа, включая устройство основания и дренажа.
7.1.4 До начала монтажа секций лотков необходимо проверить отсутствие различных механических повреждений.
7.1.5 Доставленные на строительную площадку лотки раскладываются в зоне монтажа. Возможно, производить монтаж непосредственно с транспортных средств согласно часовому графику доставки, увязанному с общим графиком монтажных работ.
7.1.6 Укладка лотков производится с применением геодезических приборов с проверкой соблюдения проектного уклона и выравниванием по оси системы водоотвода.
7.1.7 Не допускаются удары по лоткам молотком, а также механические воздействия, которые могут привести к повреждению лотка. Запрещается забивать откосные лотки в грунт с целью получения необходимых высотных отметок.
7.2 Погрузка, транспортировка, разгрузка, складирование и хранение водоотводных лотков из ПКМ
7.2.1 Лотки из ПКМ транспортируются любым видом транспорта (автомобильным, железнодорожным, водным, авиационным или специальным транспортом), принятым в проекте производства работ. Лотки должны находиться в закрепленном состоянии, препятствующим их перемещению, в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на соответствующем виде транспорта.
7.2.2 Транспортировку следует осуществлять с максимальным использованием вместимости транспортного средства, с учетом размещения перевозимых грузов транспортными средствами, в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на соответствующем виде транспорта.
7.2.3 Отгруженные лотки из ПКМ сопровождаются паспортом. В паспорте указывают:
- данные о соответствии лотков требованиям нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке;
- номер партии;
- количество лотков в партии;
- тип лотков.
7.2.4 Лотки следует оберегать от столкновения, падения, ударов и нанесения механических повреждений на их поверхность.
7.2.5 При перевозке лотков их необходимо укладывать на ровную поверхность транспортных средств, предохраняя от острых металлических углов и ребер платформы.
7.2.6 При перевозке лотков одной длины допускается помещать их друг в друга с обязательной защитой внутренней поверхности от повреждений. В качестве защитных материалов следует использовать различные мягкие материалы: резиновые жгуты и кольца, ткань, пленку из поливинилхлорида, полиэтилена или полипропилена и т.п.
7.2.7 При разгрузке лотков с автомобильного, железнодорожного, водного или другого транспорта лотки следует избегать их механического повреждения. Сбрасывание лотков с транспортных средств не допускается.
7.2.8 Лотки могут храниться под навесом или на открытых площадках на ровном месте на подкладках из брусьев или досок.
Площадь склада должна предусматривать размещение лотков, проход людей и проезд транспортных и грузоподъемных средств. На площадке должен быть предусмотрен отвод атмосферных осадков и грунтовых вод.
7.2.9 Запрещается волочение лотков по грунту до места складирования и монтажа.
7.2.10 Температурный диапазон хранения лотков - от минус 60°С до плюс 60°С.
7.2.11 Лотки из ПКМ нельзя подвергать открытому пламени, длительному интенсивному воздействию тепла (нагревательные приборы не ближе 1,0 м), различным жидким растворителям и т.д.
7.2.12 В случае длительного хранения (более 1 года) лотки необходимо рассортировать по размерам и маркам, разместить на ровной поверхности или под навесом, а резиновые изделия необходимо защитить от прямых солнечных лучей путем покрытия их плотным материалом.
7.2.13 Лотки, находящиеся на длительном хранении, более 1 года, перед монтажом должны пройти повторный входной контроль согласно п. 7.3.1 и Приложения И на предмет возможных механических повреждений, полученных за период хранения.
7.3 Приемка водоотводных лотков из полимерных композиционных материалов
7.3.1 Приемка лотков из ПКМ, поступивших на строительную площадку, осуществляется в виде входного контроля организацией (подрядчиком), осуществляющей монтаж системы водоотведения, совместно с представителем технического надзора заказчика.
Входной контроль включает в себя:
- проверка паспорта качества поступивших конструкций лотков из ПКМ, сопроводительных документов;
- проверка комплектности конструкций лотков из ПКМ;
- проверка сохранности конструкций лотков из ПКМ после транспортировки на предмет выявления внешних повреждений (Приложение И).
7.3.2 Документ (паспорт) о качестве должен содержать:
- товарный знак;
- номер партии и дату изготовления;
- наименование и условное обозначение продукции;
- размер партии лотков в метрах;
- подпись лица, ответственного за приемку;
- штамп ОТК;
- номер стандарта организации.
7.3.3 По требованию заказчика в комплект сопроводительной документации может включаться:
- техническое свидетельство на изделие;
- документ, подтверждающий соответствие данной продукции требованиям (сертификат соответствия);
- протокол приемо-сдаточных испытаний изделия завода - производителя.
7.3.4 Входной контроль партии лотков из ПКМ оформляется "Актом входного контроля", образец которого приводиться в Приложении К и сдается Заказчику в составе исполнительной документации.
7.4 Геодезические и разбивочные работы
7.4.1 Геодезические и разбивочные работы должны обеспечить точное расположение секций лотков в плане и профиле и включать:
- привязку элементов системы водоотвода;
- разбивку элементов системы водоотвода в плане;
- контроль отметок дна и верха лотков;
- нивелирование продольного профиля секций лотков.
7.4.2 Работы должны выполняться в соответствии с требованиями СП 126.13330 и оформляться актом (Приложении Л).
7.5 Подготовка фундаментов и оснований для устройства водоотводных лотков из композиционных материалов производится по аналогии как для лотков из традиционных материалов.
7.6 Монтаж водоотводных лотков из полимерных композиционных материалов
7.6.1 Подготовительные работы включают в себя:
- ознакомление с проектными решениями системы водоотведения;
- проверка состояния основания и его проектной несущей способности в месте планируемой установки секций откосных и лотков мостового полотна;
- разбивка трассы системы водоотвода с разметкой мест установки водоотводных лотков;
- перед монтажом откосных лотков нивелированием проверяют проектное положение отметок основания.
7.6.2 Монтаж подвесных лотков рекомендуется начинать с опорных точек трассы, то есть, с мест подключения к организованным выпускам и далее по размеченной трассе.
7.6.3 Укладку откосных лотков производят от нижней высотной отметки вверх. В случае несовпадения секций лотков по высотному положению, последующая секция вынимается из канала и производится планировка основания.
7.6.4 Укладка откосных лотков мостового полотна производиться на заранее подготовленное уплотненное выровненное по уклону основание.
7.6.5 Опускание откосных лотков мостового полотна на основание и подъем подвесных лотков допускается выполнять вручную.
7.6.6 Ширина канала, подготовленного для установки откосных лотков, должна обеспечивать свободную их укладку с обеспечением по всей длине зазоров не менее 50 мм от габаритной ширины лотка. Зоны между стенками откосных лотков и траншеей засыпаются материалов в соответствии с проектными данными, в основном это гравием или щебнем фракцией 25-40 мм либо дренирующим грунтом. При этом не допускается усиленное трамбование материала засыпки, приводящее к сужению верхней части лотка более расчетной величины.
7.6.7 В процессе монтажа секций лотков необходимо зафиксировать их от смещения и исключить попадание внутрь лотков грязи, воды или посторонних предметов.
7.6.8 Закрепление подвесных лотков на пролётном строении осуществляется в следующей последовательности:
- просверливаются монтажные отверстия на обоих торцах первой (начальной) секции лотка с учетом направления монтажа (вниз по уклону);
- производится закрепление первой секции лотка к пролётному строению с помощью анкерных соединений;
- просверливаются монтажные отверстия с обоих торцов следующей секции лотка с нанесением герметика на внутреннюю поверхность торцевой части лотка. Рассматриваемая секция лотка закрепляется на пролётном строении внахлёст к предыдущей секции лотка с помощью анкерных закреплений;
- просверливаются по всей поверхности стыка двух секций (в шахматном порядке с шагом 50 мм) отверстия диаметром 5 мм под монтажные (вытяжные) заклепки;
- в просверленные отверстия в стыке между лотками устанавливаются вытяжные заклепки при количестве заклепок на один стык не менее 15 шт. и минимальном расстоянии от заклепки до кромки материала - 20 мм.
При этом используются так называемые "слепые" заклепки с закрытым концом, разрывающимся вытяжным сердечником и выступающей головкой по ГОСТ Р ИСО 15973.
7.6.9 Соединение лотков между собой допускается осуществлять встык с помощью крепления "шпунт-паз". Для этого лотки выполняются с пазом с одной стороны и шпунтом с другой. В этом случае дополнительной герметизации стыков не требуется.
7.6.10 В случае соединения лотков встык без сопряжения типа "шпунт-паз", должна производиться герметизация стыков. Материал для заделки стыков в сопряжении лотков должен быть водостойким и морозостойким, а при эксплуатации лотков в агрессивных средах стоек к воздействию этих сред. Рекомендуется применять герметизирующие уплотнители и мастики.
7.6.11 Герметики следует наносить при температуре не ниже 0°С. Оптимальная температура применения от 5°С до 40°С. Если температура окружающей среды ниже требуемой, следует обеспечить тепло, накрыв обрабатываемую поверхность защитной пленкой с увеличением температуры методом подогрева, которая обеспечит необходимый микроклимат при нанесении герметика и его твердения по всей площади шва. Время полного затвердевания зависит от температуры и влажности. Средняя скорость твердения в рекомендуемых условиях 2 мм/24 ч.
7.6.12 Соединение откосных лотков может также производится внахлест, на величину 80 мм.
7.6.13 Осевое усилие при стыковке секций лотков должно прикладываться равномерно и симметрично. Перекосы секций лотков в ходе стыковки и соединения не допускаются. После выполнения стыковки и соединения очередной секции лотков механические осевые усилия и продольные перемещения секции не допускаются.
7.6.14 В случае соединения лотков под углом их необходимо распилить и стыковать "в ус". Распиливать лотки следует ручной пилой с алмазным диском, перпендикулярно продольному направлению, захватывая одновременно обе стенки. При устройстве поворота поверхностного водоотвода под определенным углом выпиливается боковой разъем, куда устанавливается поворотный лоток. При резке лотков необходимо, чтобы диаметр алмазного диска обеспечивал распил лотка на полную толщину отрезаемого фрагмента (стенки, основания) за один проход.
7.6.15 При необходимости получения требуемой длины водостока, не кратной длине лотков, допускается укорачивать лотки путем обрезки лотков ножовкой или ручной пилой.
7.6.16 Перед укладкой асфальтобетонной смеси, примыкающей к лоткам мостового полотна, должны быть установлены решетки.
7.6.17 С целью предотвращения засорения дренажных отверстий откосных и лотков мостового полотна следует осуществить защиту отверстий синтетической сеткой с размером ячейки не более 2 мм, которую рекомендуется закреплять на боковых стенках лотка.
7.6.18 В период монтажа водоотводных лотков из полимерных композиционных материалов составляют акты приемки работ. Образец акта освидетельствования скрытых работ представлен в Приложении М.
7.6.19 Перечень скрытых работ при устройстве водоотводных лотков из полимерных композиционных материалов, подлежащих освидетельствованию после завершения их устройства с составлением актов скрытых работ представлен в Приложении Н.
8 Контроль качества работ
8.1 При выполнении работ по устройству системы водоотведения мостового сооружения с применением водоотводных лотков из композиционных материалов должен осуществляться:
- входной контроль;
- операционный контроль;
- оценка соответствия выполненных работ, конструкций совместно с заказчиком.
8.2 При входном контроле осуществляется:
- проверка полноты и качества проектной документации;
- контроль качества применяемых строительных материалов, конструкций и изделий;
- освидетельствование геодезической разбивочной основы.
8.3 При осуществлении контроля качества строительных материалов и изделий (конструкции водоотводных лотков) проверяется наличие маркировки, паспортов и сертификатов качества. Все поступающие на строительную площадку материалы и изделия должны соответствовать требованиям раздела 5. Соответствие применяемых материалов и изделий указанным требованиям подтверждается наличием на них паспортов, а качество - результатами лабораторных испытаний (п. 8.4).
8.4 Рекомендуются следующие виды и методы контроля качества конструкций водоотводных лотков из ПКМ:
- проверка формы, размеров и массы лотков. Осуществляется внешним осмотром и с помощью измерительного инструмента, обеспечивающего требуемую чертежами точность. Шаблоны для контроля профиля поперечного сечения лотка изготавливают из ПКМ;
- контроль толщины конструкции лотков. Осуществляется при помощи штангенциркуля с глубиномером. Толщина должна быть не менее 3 мм. Контроль производится на расстоянии 25-30 мм от края лотка в середине каждой из его сторон;
- проверка показателей внешнего вида. Должна производиться визуальным осмотром без увеличительных приборов при дневном или искусственным рассеянном свете, расстояние от наблюдателя до поверхности лотка должна составлять от 0,4 до 0,5 м [п.6.1.5, [1]];
- проверка водопоглощения материала лотков. Производится по ГОСТ 4650;
- проверка устойчивости к воздействию климатических факторов внешней среды. Осуществляется путем проведения испытаний, в процессе которых фрагмент изделия помещают в термобарокамеру и выдерживают в течение 3 часов при температуре +45°С и -45°С соответственно. После извлечения изделия из термобарокамеры его подвергают внешнему осмотру. Изделие считается выдержавшим испытание, если после воздействия указанных температур не имеется видимых дефектов;
- контроль предела прочности при растяжении, ударной вязкости, модуля упругости и горючести материала лотков. Определяют по действующим национальным стандартам.
- статические испытания, проводимые по отдельным программам на действие сосредоточенной и распределённой временных нагрузок в соответствие с указаниями СП 35.13330.
8.4.1 Положения по геодезической разбивочной основы представлены в п. 7.4.
8.5 При операционном контроле осуществляется освидетельствование скрытых работ, контроль выполнения и завершения следующих работ:
- устройство фундаментов и оснований (п. 7.5);
- монтаж водоотводных лотков (п. 7.6).
Образец акта освидетельствования скрытых работ представлен в Приложении М. Перечень скрытых работ при устройстве водоотводных лотков из полимерных композиционных материалов, подлежащих освидетельствованию после завершения их устройства с составлением актов скрытых работ представлен в Приложении Н. Форма общего журнала работ приведена в приложении О.
8.6 Оценка соответствия выполненных работ, конструкций совместно с заказчиком выполняется при:
- промежуточной приемке этапов выполненных работ;
- на заключительном этапе при приемке законченных строительством объектов.
8.7 При заключительной оценке соответствия законченной строительством системы водоотведения мостового сооружения контролю подлежат:
- соответствие системы водоотведения мостового сооружения проектной документации;
- соответствие применяемых материалов, конструкций и изделий требованиям проекта, стандартов и других нормативных документов;
- соответствие объемов работ по отдельным видам требованиям проектной и исполнительной документации;
- полнота и качество освидетельствования скрытых работ и ведение исполн
ительной производственно-технической документации.
Примечание - Исполнительная производственно-техническая документация включает:
- исполнительные чертежи, общие журналы работ и журналы авторского надзора;
- акты освидетельствования скрытых работ;
- журналы лабораторного контроля, акты испытаний строительных материалов и контрольных образцов, паспорта, сертификаты на материалы и изделия.
8.7.1 По требованию заказчика в случае выявления несоответствия выполненных работ проектным решениям и требованиям нормативных документов, работы подлежат переделке.
Примечание - Выполнение работ, связанных с определением несоответствия, во всех случаях производится за счет заказчика, а выявленные дефекты и брак устраняются подрядной строительной организацией.
9 Требования безопасности и охраны окружающей среды
9.1 Готовые конструкции водоотводных лотков из полимерных композиционных материалов, при контакте с ними не представляют опасности для человека, и работа с ними не требует специальных мер безопасности.
9.2 Класс пожарной опасности конструкций водоотводных лотков из полимерных композиционных материалов должен соответствовать значениям, установленным в проектной документации.
9.3 При производстве работ по монтажу водоотводных лотков из полимерных композиционных материалов должны соблюдаться требования СНиП 12-03 по безопасности труда в строительстве и требования следующих стандартов: ГОСТ 12.3.005, ГОСТ 12.4.011, ГОСТ 12.4.068, ГОСТ 15150.
9.4 При транспортировке, монтаже и эксплуатации водоотводных лотков из полимерных композиционных материалов специальные требования к охране окружающей среды не предъявляют.
Общие требования к охране окружающей среды при производстве конструкций водоотводных лотков из полимерных композиционных материалов представлены в ГОСТ 17.2.3.02.
10 Рекомендации по ремонту и содержанию водоотводных лотков из полимерных композиционных материалов
10.1 Общие положения
10.1.1 Общие положения по ремонту и содержанию системы водоотвода на мостовых сооружениях отражены в "Методических рекомендациях по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах" [2] и "Методических рекомендациях по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования" [3].
10.1.2 Под содержанием водоотводных лотков мостового сооружения понимается осуществляемый в течение всего года (с учетом сезона) комплекс работ, в результате которого обеспечивается необходимая надежность и поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние сооружения в соответствии с требованиями ГОСТ P 50597.
10.1.3 Уровень содержания водоотводных лотков на мостовых сооружениях - комплекс показателей, отражающих определенное техническое состояние конструктивных элементов и общий вид сооружений. Требуемый уровень содержания водоотводных лотков устанавливается Заказчиком в договоре с Исполнителем.
10.1.4 При эксплуатации и обслуживании систем водоотведения мостового сооружения следует обращать внимание на то, что основными периодами, когда в лотках скапливается грязь и мусор, является весенний период. В период таяния снега талые воды переносят с собой большое количество грунта и мусора, который оседает на стенках лотков и снижает их водопропускные свойства.
В связи с этим рекомендуется в этот период времени проводить работы с целью восстановления пропускной способности системы поверхностного водоотведения с мостового сооружения.
10.2 Рекомендации по ремонту и содержанию водоотводных лотков из ПКМ на мостовых сооружениях
10.2.1 Состав работ по содержанию водоотводных лотков представлен в "Классификации работ" [4] и "Методических рекомендациях по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах" [2].
10.2.2 В состав работ по содержанию водоотводных лотков входят работы по уходу, надзору и сверхнормативные работы (профилактика и планово-предупредительные работы).
10.2.3 Работы по уходу выполняются постоянно в течении года, подразделяются на весенне-летне-осенние и зимние, и включают в себя:
Работы в весенне-летне-осенний период:
- очистка от грязи, мусора, посторонних предметов.
Работы в зимний период:
- очистка от снега и льда.
10.2.4 Рекомендуются следующие способов очистки водоотводных лотков:
- механический;
- аэродинамический;
- гидродинамический.
10.2.5 Механический основан на применении рабочими ручных инструментов (щеток, лопат и т.п.). При выполнении работ по очистке конструкций от снега льда запрещается применять технологии, подвергающие данные конструкции ударным воздействиям.
10.2.6 Аэродинамических способ очищения основан на продувке лотков сжатым воздухом. Продувку производят мобильными компрессорными установками. Преимуществом данного способа является возможность очистки труднодоступных мест.
10.2.7 Гидродинамический способ очищения основан на применении аппаратов высокого давления, каналопромывочных дорожных машин путём размыва и подачи воды в систему водоотвода под высоким давлением (более 10 атм.). Наиболее эффективен для очистки закрытых (решетками) лотков мостового полотна, которые промываются при демонтаже минимального количества решеток.
10.2.8 Способ очистки водоотводных лотков определяется в зависимости от типа лотка, местоположения и степени загрязнения.
10.2.9 Периодичность работ по уходу за водоотводными лотками мостовых сооружений действительными условиями эксплуатации и состоянием элементов конструкций.
Периодичность выполнения работ регламентируется Приказом Минтранса РФ N 157 от 01.11.2007 г. [5].
За счет пониженного коэффициента шероховатости внутренней поверхности периодичность очистки водоотводных лотков из полимерных композиционных материалов понижена, чем для лотков из традиционных материалов.
10.2.10 Для поддержания надлежащего состояния и обеспечения бесперебойной и эффективной работы системы водоотвода с мостового сооружения необходим своевременный визуальный осмотр и контроль за уровнем засорения системы водоотвода, который должен периодически осуществляться соответствующими службами эксплуатации и контроля. В ходе визуального осмотра необходимо проводить также периодический осмотр мест соединения лотков и выпусков к ним.
10.2.11 В состав работ по надзору за состоянием системы водоотвода мостового сооружения входят:
- визуальный осмотр и контроль за уровнем засорения системы водоотвода;
- контроль затяжки болтовых соединений. Первый контроль должен быть проведен через 4-8 недель после первичного монтажа. Затем важно контролировать болтовые соединения на каждой решетке и не реже 1 раза в год болты следует затягивать.
- наблюдения за состоянием решеток лотков (решетки должны находиться в рабочем положении, без перекосов и западаний);
- наблюдения за соответствием расположения лотков по высоте (соседние секции лотков одинаковой высоты не должны быть приподняты или опущены относительно друг друга);
- наблюдения за шириной лотков, влияющей на площадь живого сечения, которая в случае заметного уменьшения определяется в месте максимальной деформации стенки.
10.2.12 Уменьшение площади живого сечения водоотводных лотков не должно превышать более 20% при условии, что система водоотвода пропускает требуемый расход.
При большем уменьшении площади живого сечения водоотводные лотки подлежат замене.
10.2.13 Работы по сверхнормативному содержанию включаются в себя восстановление конструкций водоотводных лотков.
10.2.14 Восстановлению подлежат секции лотков, имеющие следующие повреждения:
- пробоины в стенках лотка не более 200 мм, без повреждения ребер;
- пробоины в днище лотка не более 100 мм, не нарушающие целостности ребер.
10.2.15 Ремонт лотков производится следующим образом:
- пробоины в стенках откосного лотка устраняются путем установки пластины из полиэтилена, водостойкой фанеры, шифера с наружной стороны лотка, перекрывающей пробоину не менее 80 мм с каждой стороны;
- пробоины в днище откосного лотка заливаются цементным раствором заподлицо с днищем лотка, предварительно выбрав грунт в пробоине на глубину не менее ее максимального размера.
10.2.16 Требования к качеству выполнения работ по содержанию водоотводных лотков в зависимости от заданного уровня содержания представлены в "Порядке проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения" [6].
10.2.17 Состав работ по ремонту водоотводных лотков представлен в "Классификации работ", утвержденной Приказом Минтранса РФ N 402 от 16.11.2012 г. [4].
10.2.18 В соответствии с "Классификацией работ" [4] при выполнении работ по ремонту мостового сооружения при необходимости возможна полная замена системы водоотвода.
10.2.19 Замене подлежат водоотводные лотки, имеющие следующие повреждения и условия:
- повреждения конструкций, приведшие к уменьшению ширины секции лотка до размеров меньше допустимых;
- иные виды повреждения лотков, нарушающие работу систему водоотвода;
- при невозможности системы водоотвода пропускать требуемый расход воды.
10.2.20 При демонтаже секций водоотводных лотков руководствуются следующими правилами:
- демонтаж ведется от верхней высотной отметки до нижней;
- при демонтаже секций откосных лотков с удалением окружающего грунта не допускается использовать кирку или лом на расстоянии ближе, чем 10-15 см от лотка. Направление воздействия шанцевого инструмента при раскопке секций лотка должно быть вертикальным, не допускающим повреждения стенок и ребер секции;
- демонтаж поврежденной секции лотка должен производиться вертикально, предварительно произведя разъединение и поднимая секцию лотка со стороны противоположной подсечке грунта и, не нарушая целостности соседних лотков.
11 Рекомендации по расчету экономической эффективности применения водоотводных лотков из полимерных композиционных материалов на мостовых сооружениях
11.1 Основные положения
11.1.1 Для оценки экономической эффективности применения водоотводных лотков из полимерных композиционных материалов на мостовых сооружениях применяются основные положения "Руководства по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса" утвержденного распоряжением Минтранса России от 10.12.2002 N ОС-1109-р [7].
Методика предназначена для обоснования целесообразности применения изделий из полимерных композиционных материалов на мостовых сооружениях.
11.1.2 При расчете экономической эффективности выполняется вариантное сравнение. Сравниваются 2 или 3 варианта проекта реализации водоотводных лотков мостовых сооружений из различных материалов. Первый вариант - типовые железобетонные или металлические водоотводные лотки мостовых сооружений, второй вариант - водоотводные лотки из полимерных композиционных материалов. В процессе сравнения определяются следующие структурные элементы единовременных и текущих (годовых) затрат:
- единовременные затраты на изготовление;
- единовременные затраты на транспортировку;
- единовременные затраты на заготовку, складирование;
- единовременные затраты на монтаж (установку);
- текущие затраты на эксплуатацию и ремонт водоотводных лотков на мостовых сооружениях.
11.1.3 Затраты на изготовление водоотводных лотков определяются по прайс-листам предприятий-изготовителей, а также согласно действующим "Сборникам сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве".
11.1.4 Затраты на монтаж (установку) и текущие затраты на ремонт водоотводных лотков как из традиционных материалов, так и из ПКМ определяются в соответствии с "Методикой определения стоимости строительных продукций на территории Российской Федерации" [9].
11.1.5 Текущие затраты на эксплуатацию водоотводных лотков как из традиционных материалов, так и из ПКМ определяются в соответствии с "Методическими рекомендациями по определению стоимости работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения" [10].
11.1.6 Затраты на транспортировку по данным экспертных оценок принимают 3%, затраты на заготовку и складирование - 2% от стоимости водоотводных лотков. При этом, при определении затрат на транспортировку водоотводных лотков из ПКМ рекомендуется учитывать их более высокую норму загрузки (без использования специального грузоподъемного оборудования), обусловленную значительно меньшим весом.
11.2 Оценка экономической эффективности по приведенным затратам
11.2.1 Для оценки экономической эффективности используется интегральный показатель годового экономического эффекта, который учитывает долговечность конструкции и отражает результат применения продукции с улучшенными, по сравнению с базовой конструкцией, параметрами.
11.2.2 Годовой экономический эффект от внедрения новых технических решений определяется как разность затрат на строительство и эксплуатацию базовой и оцениваемой конструкции с учетом отдаленности затрат во времени, а также надежности и долговечности конструкций по формуле:
(1)
где: и - расчетные коэффициенты эффективности, соответственно для базовой и оцениваемой конструкции, исходя из срока службы конструкции, определяемые по формулам:
(2)
(3)
Указанные коэффициенты являются также показателями накопления повреждений в конструкции и учитывают дисконтирование затрат.
- годовые эксплуатационные затраты оцениваемой конструкции;
- годовые эксплуатационные затраты базовой конструкции;
- стоимость оцениваемой конструкции, включая стоимость материала и строительства;
- стоимость базовой конструкции, включая стоимость материала и строительства;
- срок службы до капитального ремонта оцениваемой конструкции;
- срок службы до капитального ремонта базовой конструкции;
- показатель надежности (вероятность отказа) оцениваемой конструкции;
- показатель надежности (вероятность отказа) базовой конструкции.
В Приложении П приведен пример расчета экономического эффекта от применения водоотводных лотков из полимерных композиционных материалов взамен железобетонных.
Библиография
[1] РД 03-606-03 |
Инструкция по визуальному и измерительному контролю. Госгортехнадзор России |
[2] |
Методические рекомендации по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах, М., 1999 г. |
[3] |
Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, М., 2004 г. |
[4] Приказ Минтранса РФ N 402 от 16 ноября 2012 г. |
Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог |
[5] Приказ Минтранса РФ N 157 от 01 ноября 2007 г. |
О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. N 539 "О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета" |
[6] Приказ Минтранса РФ N 163 от 08 июня 2012 г. |
Об утверждении порядка проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения |
[7] Распоряжение Минтранса России от 10.12.2002 г. N ОС-1109-р |
Руководство по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса |
[8] |
Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов (2-ая редакция), М., 2000 г. |
[9] МДС 81-35.2004 |
Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, М., 2004 г. |
[10] |
Методические рекомендациями по определению стоимости работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения, М., 2014 г. |
[11] Письмо Минэкономразвития РФ N 21790-АК/Д03 от 05.10.2011 г. |
Временно определенные показатели долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ до 2030 года |
[12] BD 90/05 |
Проектирование конструкций мостов автомагистралей из полимеров, армированных стекловолокном (Великобритания) |
[13] |
Пособие по гидравлическим расчетам малых водопропускных сооружений, М., 1992 г. |
[14] Распоряжение Росавтодора N ИС-478-р от 23.05.2002 г. |
Сборник форм исполнительной производственно-технической документации при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них |
[15] ФЕР 81-02-27-2001 |
Федеральные единичные расценки на строительные работы. Сборник N 27 Автомобильные дороги, М., 2003 г. |
[16] Письмо Минрегиона N 8367-ЕС/08 от 15.05.2014 г. |
Индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объектам строительства, определяемых с применением федеральных и территориальных единичных расценок, на II квартал 2014 года |
[17] ФССЦ - 2001 |
Федеральный сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве, М. 2003 г. |
[18] Приказ Минтранса России от 20.06.2011 г. N 165 |
Отраслевые сметные нормативы, применяемые при проведении работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения и дорожных сооружений, являющихся технологической частью этих дорог |
[19] Транспортное строительство, 2004 г., N 10 |
Цернант А.А., Антропова Е.А., Бегун И.А. Оценка эффективности сталефибробетонных конструкций в эксплуатационный период |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.2.057-2015 "Рекомендации по применению на мостовых сооружениях водоотводных лотков из полимерных композиционных материалов" (рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 4 апреля 2017 г. N 587-р)
Текст ОДМ (отраслевой дорожной методики) официально опубликован не был