Представление Счетной палаты РФ от 4 октября 2016 г. N ПР 10-234/10-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка использования бюджетных ассигнований, направленных в 2015 и истекшем периоде 2016 года на реализацию мероприятий подпрограммы "Морской транспорт" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" в федеральном государственном унитарном предприятии "Росморпорт", по результатам которого установлены следующие нарушения и недостатки.
1. По причине отсутствия соответствующей инфраструктуры, объекты морского торгового порта Усть-Луга (Ленинградская область), завершенные строительством в 2013 году в рамках подпрограммы "Морской транспорт", до настоящего времени не эксплуатируются.
Строительство гидротехнических сооружений южного района морского транспортного порта Усть-Луга в Ленинградской области (причалы N 1-4, оградительный мол с причалом N 5, берегоукрепление) завершено ФГУП "Росморпорт" в октябре 2013 года.
Вместе с тем ввиду отсутствия сформированной акватории базы обеспечивающего флота южного района морского транспортного порта Усть-Луга (дноуглубительные работы) завершенные в 2013 году строительством гидротехнические сооружения до настоящего времени в эксплуатацию не введены и не функционируют.
Работы по формированию акватории базы обеспечивающего флота южного района морского транспортного порта Усть-Луга (дноуглубительные работы) осуществлялись с 2008 года по государственному контракту от 1 января 2008 г. N 37-АД/08 между ФГУП "Росморпорт" и ООО "Северная дноуглубительная компания".
На дату завершения проверки работы по формированию акватории базы обеспечивающего флота южного района морского транспортного порта Усть-Луга не завершены. В 2015 - 2016 годах работы не принимались, подрядчик признан банкротом. В настоящее время ФГУП "Росморпорт" предъявлены требования о расторжении государственного контракта от 1 января 2008 г. N 37-АД/08 в судебном порядке и взыскании, в том числе, суммы просроченной дебиторской задолженности в размере 76,9 млн. рублей.
2. ФГУП "Росморпорт" не приняты меры по обеспечению исполнения обязательств по государственному контракту на строительство объекта "База обеспечивающего флота в МТП Усть-Луга".
В соответствии с условиями государственного контракта от 14 декабря 2012 г. N 54-ГК/12 на строительство объекта "База обеспечивающего флота в МТП Усть-Луга" стоимостью 1 634,0 млн. рублей и сроком выполнения работ - до 14 декабря 2014 года ФГУП "Росморпорт" выплатило подрядчику - ОАО "ПСТ" аванс в размере 490,2 млн. рублей.
В установленный срок работы по строительству объекта не завершены. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в обеспечение исполнения ОАО "ПСТ" принятых на себя обязательств, истек 31 декабря 2014 года.
По результатам проверки ведения претензионной работы выявлены факты, указывающие на затягивание ФГУП "Росморпорт" претензионной работы в связи с просрочкой исполнения обязательств по контракту. Обращение взыскания на обеспечение исполнения государственного контракта не осуществлялось.
Согласно статье 20.6 контракта в случае непредставления Генподрядчиком дополнительного обеспечения исполнения обязательств по контракту государственный заказчик вправе потребовать от Генподрядчика уплату неустойки в размере 10% от цены контракта, что составляет 163,4 млн. рублей. При этом ФГУП "Росморпорт" не предъявил Генподрядчику требований об уплате неустойки в размере 163,4 млн. рублей (расчетно) за непредставление Генподрядчиком дополнительного обеспечения исполнения обязательств по контракту.
По состоянию на 1 июня 2016 года сумма неотработанного аванса (просроченная дебиторская задолженность) по государственному контракту от 14 декабря 2012 г. N 54-ГК/12 составляет 118,7 млн. рублей, работы на объекте не ведутся.
Согласно определению Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 марта 2016 года в отношении ОАО "ПСТ" введена процедура наблюдения.
3. В нарушение пункта 45 Положения о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 382 (далее - Положение о проведении ТЦА), ФГУП "Росморпорт" не обеспечено проведение публичного технологического и ценового аудита по объекту "Строительство объектов морского порта в районе пос. Сабетта на полуострове Ямал, включая создание судоходного подходного канала в Обской губе" на объекте "Северо-Западное ледозащитное сооружение, Юго-Восточное ледозащитное сооружение (глубоководная часть) и площадок автоматизированного радиотехнического поста системы управления движением судов N 1-3" в установленные сроки.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2014 г. N 1042-р единственным исполнителем работ по публичному технологическому и ценовому аудиту, строительному контролю и банковскому сопровождению в отношении государственных контрактов на строительство основных объектов морского порта в районе пос. Сабетта определено ПАО "Сбербанк России".
Между ФГУП "Росморпорт" и ПАО "Сбербанк России" заключен государственный контракт от 21 января 2015 г. N 774/ДО-14 стоимостью 40,0 млн. рублей на проведение публичного технологического и ценового аудита объектов морского порта в районе пос. Сабетта. Дата окончания работ по ТЦА - дата подписания ФГУП "Росморпорт" акта сдачи-приемки услуг.
На дату завершения проверки результаты аудита отсутствуют, ФГУП "Росморпорт" выплачен аванс по контракту в размере 12,0 млн. рублей. При этом согласно пункту 45 Положения о проведении ТЦА, срок проведения ценового аудита не должен превышать 60 дней с момента подписания договора.
Вместе с тем на дату завершения проверки стоимость строительства объекта сформирована, в отсутствие результатов ТЦА на объекте велись строительно-монтажные работы, что влечет риски неприменения рекомендаций по оптимизации объемов и стоимости строительства и, как следствие, неэффективного расходования средств федерального бюджета.
4. В нарушение пункта 3.1 приказа Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" и пункта 2.2.7 Соглашения о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов от 10 февраля 2014 г. N СГ-9, согласно которому ФГУП "Росморпорт" обязан обеспечить надлежащее ведение бюджетного учета по мере утверждения Минфином России порядка ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности, ФГУП "Росморпорт" не обеспечено ведение бюджетного учета в установленном данным приказом порядке.
5. В нарушение части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и пункта 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, бюджетная отчетность ФГУП "Росморпорт" по состоянию на 1 января 2016 года и на 1 апреля 2016 года не подтверждена соответствующими регистрами бюджетного учета.
6. В нарушение пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бюджетная отчетность ФГУП "Росморпорт" за 2015 год в части дебиторской задолженности является недостоверной. Так, по данным бухгалтерского учета дебиторская задолженность по состоянию на 1 января 2015 года составила 17 912,5 млн. рублей, что на 1,0 млн. рублей больше, чем отражено в бюджетной отчетности.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному агентству морского и речного транспорта необходимо принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Организовать работу по формированию акватории базы обеспечивающего флота южного района морского транспортного порта Усть-Луга в целях ввода в эксплуатацию гидротехнических сооружений (причалы N 1-4, оградительный мол с причалом N 5, берегоукрепление), завершенных строительством в 2013 году.
2. Принять меры по завершению работ по проведению публичного технологического и ценового аудита объектов морского порта в районе пос. Сабетта.
3. Провести проверку по фактам нарушений и недостатков, установленных в ходе контрольного мероприятия, по результатам которой привлечь к ответственности виновных лиц.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 16 сентября 2016 г. N 48К (1123).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю ФГУП "Росморпорт" или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 25 декабря 2016 года.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 4 октября 2016 г. N ПР 10-234/10-03
Текст представления официально опубликован не был