Представление Счетной палаты РФ от 6 октября 2016 г. N ПР 05-236/05-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого и эффективного использования средств займа Международного банка реконструкции и развития на реализацию проекта N 4849-0-RU "Поддержка судебной реформы", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В ходе проверки установлено, что Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации не обеспечена передача и учет имущества, приобретенного за счет средств проекта "Поддержка судебной реформы" (далее - Проект) на общую сумму 380,7 млн. рублей.
Так, по контракту от 30 октября 2015 г. N JRSP/1/B.3.1.2 "Создание комплексной информационной системы судов общей юрисдикции г. Москвы "под ключ", заключенному между ФРП и Консорциумом в составе ЗАО "КРОК инкорпорейтед" и ООО "Промнет", поставлено 25 ноября 2015 года в 35 районных судов г. Москвы оборудование и программное обеспечение на общую сумму 318,1 млн. рублей. Однако, по информации Управления Судебного департамента в г. Москве, указанное имущество до настоящего времени не оформлено первичными учетными документами и на забалансовых счетах не учитывается, что является нарушением пунктов 332, 375 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, согласно которым на забалансовых счетах учреждением учитываются ценности, находящиеся у учреждения, но не закрепленные за ним на праве оперативного управления, а также является несоблюдением части 1 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", согласно которой каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Кроме того, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации не обеспечена передача в Суд по интеллектуальным правам для постановки на учет оборудования и программного обеспечения на сумму 56,4 млн. рублей, поставленного в Суд по интеллектуальным правам по контракту от 14 октября 2015 г. N JRSP/SH/B.4.1.9.1, заключенному между Некоммерческим фондом реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов и ООО "Артекс Технолоджи", а также программного обеспечения на сумму 6,2 млн. рублей по контракту от 25 января 2016 г. N JRSP/SH/B.4.1.9.3 с ЗАО "Компания "ИнтерТраст". В ходе проверки установлено, что приобретенное по указанным контрактам за счет средств Проекта полученное оборудование и программное обеспечение и введенное в эксплуатацию 30 декабря 2015 года и 19 февраля 2016 года соответственно не поставлено на балансовый учет и учитывается Судом по интеллектуальным правам на забалансовом счете 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению", в связи с чем амортизация на поставленные основные средства не начисляется, инвентарные карточки учета основных средств не оформлялись.
Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" Судебной департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим, в том числе организационное обеспечение (мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера) деятельности судов городов федерального значения, арбитражных судов городов федерального значения, районных, городских и межрайонных судов.
2. В ходе проверки выявлены факты неэффективного использования ресурсов, созданных за счет средств федерального бюджета на сумму 66,2 млн. рублей.
Так, контракт от 18 сентября 2009 г. N JRSP/2/D.4 на сумму 114,1 млн. рублей заключен между ГРП и ФГУП НИИ "Восход" на подготовку технических спецификаций, пообъектных разнарядок на поставку аппаратно-технических средств и общего программного обеспечения, технических заданий на их установку для введения в постоянную эксплуатацию элементов специального программного обеспечения ГАС "Правосудие" для создания материально-технической платформы внедрения основных подсистем ГАС "Правосудие" в 900 малосоставных судах общей юрисдикции.
При этом поставка и установка аппаратно-технических средств и общего программного обеспечения планировалась по отдельному контракту (далее - Контракт JRSP/B.3.1.1). Контракт JRSP/B.3.1.1 планировался к заключению и реализации в интересах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, с предполагаемым бюджетом 44,6 млн. долларов США, что составляло около 26% общего объема закупок по Проекту.
Для реализации указанного решения рабочей группой Судебного департамента разработан проект контракта N В.3.1.1 по приобретению соответствующего оборудования (процессоров, системных блоков, аудио и видео аппаратуры, вспомогательные технические устройства и др.) за счет средств Проекта. Отчет об оценке предложений по проекту контракта N В.3.1.1 был направлен ФРП в установленном порядке МБРР и согласовывался МБРР в течение 276 дней в связи с необходимостью доработки отчета об оценке предложений и уточнением документов по техническому заданию Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в соответствии с требованиями МБРР. Доработанный отчет МБРР в целом согласовал 10 сентября 2013 года.
Вместе с тем Минэкономразвития России обратился письмом от 16 октября 2013 г. N 22275/-ОС/Д14и в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации с требованием в кратчайшие сроки доработать технические требования для повторного проведения конкурса, в связи с тем, что представленные участниками конкурса цены существенно превышают актуальные рыночные цены. Кроме того, установлено, что технические требования были сформированы Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации более 3-х лет назад. В этой связи Минэкономразвития России запросило у Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации представить дополнительную информацию, подтверждающую экономическую целесообразность осуществления закупки аппаратно-программных средств.
Однако Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации заявил о выходе из Проекта 31 октября 2013 года, указав на низкую эффективность Проекта в интересах федеральных судов общей юрисдикции (письмо Судебного департамента от 31.10.2013 г. N СД-ТШ/1535) и контракт от 18 сентября 2009 г. N JRSP/2/D.4 был расторгнут.
Выполненные и оплаченные в размере 66,2 млн. рублей по контракту от 18 сентября 2009 г. N JRSP/2/D.4 работы фактически не были востребованы и использованы в рамках реализации Проекта в связи с отказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от продолжения контракта и участия в Проекте, что свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов, созданных за счет средств федерального бюджета на сумму 66,2 млн. рублей.
Согласно сообщению заместителя председателя Московского городского суда на заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации постановлением Президиума Совета Судей Российской Федерации от 1 июня 2015 года Мосгорсуд определен в рамках Проекта пилотной зоной для последующего тиражирования и интеграции в единую судебную систему Российской Федерации - ГАС "Правосудие". Однако Судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации не ведутся соответствующие мероприятия по синхронизации действующей системы ГАС "Правосудие" и приобретённого в рамках Проекта для Мосгорсуда и районных судов г. Москвы программного обеспечения и оборудования.
Таким образом, программные продукты, приобретённые за счет средств займа МБРР, не интегрированы в единую судебную систему Российской Федерации.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Обеспечить передачу Суду по интеллектуальным правам вложений в нефинансовые активы в соответствии с требованиями действующего бюджетного законодательства для осуществления Судом по интеллектуальным правам надлежащего учета оборудования и программного обеспечения, поставленного по контракту от 14 октября 2015 г. N JRSP/SH/B.4.1.9.1 на сумму 56,4 млн. рублей, а также программного обеспечения, поставленного по контракту от 25 января 2016 г. N JRSP/SH/B.4.1.9.3 на сумму 6,2 млн. рублей.
2. Обеспечить постановку на учет оборудования и программного обеспечения, поставленного в 35 районных судов г. Москвы по контракту от 30 октября 2015 г. N JRSP/1/B.3.1.2 на общую сумму 318,1 млн. рублей.
3. Провести проверку по выявленным в ходе контрольного мероприятия фактам нарушений законодательства Российской Федерации, касающихся вопросов учета в установленном порядке имущества, приобретенного за счет средств проекта "Поддержка судебной реформы" на общую сумму 380,7 млн. рублей, по результатам которой рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 сентября 2016 г. N 49К (1124).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 декабря 2016 года.
Аудитор |
Т.Н. Мануйлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 6 октября 2016 г. N ПР 05-236/05-02
Текст представления официально опубликован не был