Представление Счетной палаты РФ от 9 декабря 2016 г. N ПР 09-346/09-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка использования в 2013 - 2015 годах и истекшем периоде 2016 года государственных средств, направленных на организацию и функционирование комплексной системы управления водными ресурсами в рамках федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" и государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" на территории Южного федерального округа" в Администрации Волгоградской области, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Администрацией Волгоградской области объявлена закупка стоимостью 2 813 000,0 тыс. рублей ранее (на 11 дней) утверждения распределения на 2014 год субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных целевых программ по объектам капитального строительства и включения объекта "Берегоукрепление правого берега р. Волга в г. Волгограде" в ФАИП, что противоречит положениям пункта 19 Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594, согласно которому утверждение программ является основанием для объявления торгов и заключения государственных контрактов по мероприятиям программы и объектам капитального строительства.
2. Администрацией Волгоградской области нарушены сроки предоставления (не позднее 1 февраля текущего года) обосновывающих материалов для формирования бюджетных проектировок на 2015 год, установленные подпунктом "е" пункта 8 Порядка проведения конкурсного отбора региональных целевых программ в области использования и охраны водных объектов, утвержденного приказом Минприроды России от 27 июля 2012 г. N 219 (региональная программа направлена в Росводресурсы 19 февраля 2014 г., то есть с опозданием на 19 дней).
3. Администрацией Волгоградской области в нарушение требований пунктов 6.2 и 6.3 Порядка проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 13 сентября 2010 г. N 429-п при отсутствии положительного заключения о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства на откорректированный в 2015 году проект "Берегоукрепление правого берега р. Волга в г. Волгограде", согласно которому изменились параметры объекта (конструктивные характеристики и стоимость строительства) осуществлено утверждение сводного сметного расчета стоимости строительства "Берегоукрепление правого берега р. Волга в г. Волгограде" и финансирование в 2015 и в 2016 годах указанного объекта из бюджета Волгоградской области на общую сумму 216 522,1 тыс. рублей (распоряжение Губернатора Волгоградской области от 22 сентября 2015 года N 275-р).
4. Администрацией Волгоградской области в 2013 и 2014 годах в нарушение условий соглашений о предоставлении субсидий от 20 июня 2013 г. N МС-53/15 и от 5 июня 2014 г. N МТ-53/13 не в полной мере обеспечено исполнение Графика финансирования Волгоградской областью объектов капитального ремонта гидротехнических сооружений (далее - ГТС).
Так, в 2013 году средства областного бюджета перечислены с опозданием более чем на 120 дней, в 2014 году - с опозданием более чем на 90 дней.
5. Несмотря на предоставленные гарантийные обязательства генподрядчиком ООО "Трест Запсибгидрострой" по компенсации расходов, связанных с корректировкой проектной документации, Администрацией Волгоградской области согласно условиям госконтракта от 15 апреля 2015 г. N 33/2014 с ЗАО ПИИ "Гипроводстрой" были неправомерно понесены расходы бюджетных средств на сумму 90,0 тыс. рублей для осуществления корректировки проектной документации по объекту "Берегоукрепление правого берега р. Волга в г. Волгограде". Возмещено в ходе проверки.
6. Администрацией Волгоградской области не представлено в Росводресурсы при заключении соглашений о предоставлении субсидии за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства от 15 августа 2015 года N МТ-51/09 и от 4 апреля 2016 г. N МТ-51/01 на реализацию мероприятия "Берегоукрепление правого берега р. Волга в г. Волгограде" положительное заключение о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства на откорректированный в 2015 году проект (пункт 3.3.6 соглашения от 15 августа 2015 года N МТ-51/09, 3.3.8 соглашения от 4 апреля 2016 года N МТ-51/01). При этом Росводресурсы предоставили межбюджетные субсидии на общую сумму 1 820 642,3 тыс. рублей при невыполнении субъектом Российской Федерации порядка, предусмотренного подпунктом 7 пунктов 3.3.6 и 3.3.8 соглашений.
7. Администрацией Волгоградской области в нарушение пункта 3.3.10 Соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии на софинансирование мероприятий по капитальному строительству гидротехнических сооружений от 10 апреля 2013 г. N МС-51/10 не согласовано с Росводресурсами техническое задание на корректировку проектно-сметной документации по объекту капитального строительства "Берегоукрепление правого берега р. Волга в р.п. Светлый Яр Волгоградской области".
8. Администрация Волгоградской области в нарушение пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и пункта 3.3.22 Соглашения о предоставлении субсидии на экологическую реабилитацию водных объектов от 1 апреля 2016 г. N МТ-57/03 без положительного заключения государственной экологической экспертизы осуществляло реализацию мероприятия "Экологическая реабилитация (расчистка) ерика Каширин и протоки от ерика Каширин до оз. Проклятое на территории Волго-Ахтубинской поймы в Среднеахтубинском муниципальном районе Волгоградской области" на сумму 3 235,3 тыс. рублей.
9. В ходе проверки установлено неэффективное использование ресурсов, созданных за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
Так, 4 мероприятия по расчистке водных объектов, на разработку проектов которых в 2006 - 2013 годах израсходовано 4 925,63 тыс. рублей бюджетных средств (1 016,28 тыс. рублей - федеральный бюджет; 3 909,4 тыс. рублей - областной бюджет), Волгоградской областью для включения их в перечень мероприятий, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета, не заявлялись, ввиду чего мероприятия до настоящего времени не реализуются, цели, для достижения которых разрабатывались проекты (расчистка русел рек и ерика), не достигнуты.
10. Администрацией Волгоградской области в проверяемом периоде не достигнуты значения показателей, установленные Соглашениями о предоставлении субвенций и субсидий.
Так, Администрацией Волгоградской области не обеспечено достижение в 2013, 2015 годах - 2, в 2014 - 3 из 10 целевых прогнозных показателей предоставления субвенции, а также в 2013 году из 3 установленных показателей результативности предоставления субсидий не достигнуто ни одного.
11. Администрацией Волгоградской области не в полном объеме проводились водохозяйственные и водоохранные мероприятия, предусмотренные схемой комплексного использования и охраны водных объектов (далее - СКИОВО), являющейся, в соответствии с частью 1 статьи 33 Водного кодекса Российской Федерации, основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов. Следует отметить, что в государственную программу Волгоградской области "Использование и охрана водных объектов, предотвращение негативного воздействия вод на территории Волгоградской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Волгоградской области от 30 августа 2013 г. N 453-п, из запланированных СКИОВО 67 капремонтов включены только 63 капремонта ГТС.
12. Установлено несоблюдение Администрацией Волгоградской области предусмотренных федеральной целевой программой "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N 350 сроков ввода в эксплуатацию объектов, что влечет недостижение показателей ФЦП в части повышения защищенности от негативного воздействия вод и повышения водообеспечения населения и объектов экономики.
ФЦП срок ввода в эксплуатацию объекта "Берегоукрепление правого берега р. Волга в р.п. Светлый Яр Волгоградской области" предусмотрен в 2013 году.
Однако указанный объект на момент проверки (1 сентября 2016 года) Администрацией Волгоградской области в эксплуатацию не введены.
Средства федерального бюджета, выделенные Росводресурсами Администрации Волгоградской области на софинансирование объектов капитального строительства в сумме 63 605,0 тыс. рублей согласно критериям, определяющим эффективность использования бюджетных средств, установленным пунктом 15 Методики оценки социально-экономического эффекта хода реализации программы (приложение N 13 к ФЦП), израсходованы неэффективно.
13. Контроль за выполнением мероприятий, осуществление которого предусмотрено соглашениями о предоставлении субсидий на капитальный ремонт и капитальное строительство гидротехнических сооружений, осуществлялся ненадлежащим образом, о чем свидетельствуют следующие нарушения:
13.1. В нарушение части 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственное казенное учреждение Волгоградской области "Дирекция водохозяйственного строительства" (далее - ГКУ ВО "ДВС"), подведомственное Облкомприроды, допустило отклонения параметров объекта капитального строительства "Берегоукрепление правого берега р. Волга в г. Волгограде" от проектной документации без утверждения Администрацией Волгоградской области откорректированной проектно-сметной документации.
13.2. ГКУ ВО "ДВС" по дополнительному соглашению от 31 июля 2015 г. N 3 к госконтракту от 30 декабря 2014 г. N 17150-14 допустило отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации без утверждения Администрацией Волгоградской области откорректированной проектно-сметной документации, что противоречит положениям части 7 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
13.3. В нарушение пункта 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктов 1.2 и 5.1.10 государственного контракта от 15 апреля 2015 г. N 33/2014, предусматривающих оплату выполненных работ, Комитетом природных ресурсов и экологии Волгоградской области оплачены невыполненные работы по получению положительного заключения по проверке достоверности сметной стоимости на откорректированную проектную документацию в сумме 11,3 тыс. рублей.
13.4. Комитетом природных ресурсов и экологии Волгоградской области в нарушение статей 34 и 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ дополнительным соглашением от 31 июля 2015 г. N 3 изменены условия государственного контракта от 30 декабря 2014 г. N 17150/14 на выполнение работ по строительству объекта "Берегоукрепление правого берега р. Волга в г. Волгограде": состав и объем выполняемых работ.
Государственным казенным учреждением Волгоградской области "Дирекция водохозяйственного строительства" (далее - ГКУ ВО "ДВС") не соблюден пункт 12.2. государственного контракта, согласно которому при сокращении потребности в выполнении части работ, предусмотренных контрактом, стороны обязаны изменить цену контракта, поскольку при исключении ряда работ (в том числе противопаводковых мероприятий для всего объекта на сумму 24 311,63 тыс. рублей) цена контракта не изменилась.
13.5. Проектом строительства объекта капитального строительства "Берегоукрепление правого берега р. Волга в г. Волгограде" предусмотрены элементы, не относящиеся к определению гидротехнического сооружения, предусмотренного статьей 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", и не обеспечивающие защиту от негативного воздействия вод, а именно: видовые площадки общей стоимостью 10 958,51 тыс. рублей, софинансирование которых осуществлялось Росводресурсами в 2015 - 2016 годах в рамках заключенных с Администрацией Волгоградской области соглашений о предоставлении субсидий.
В ходе проверки Администрацией Волгоградской области представлены гарантийные обязательства в адрес Росводресурсов на возмещение стоимости видовых площадок в сумме 10 958,5 тыс. рублей за счет бюджета Волгоградской области в 2017 году.
13.6. Должностные лица госзаказчика (ГКУ ВО "ДВС"), не выполнившие обязанности по осуществлению контроля и надзора за ходом и качеством выполняемых работ, предусмотренной пунктом 1 статьи 748 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 6.1.7 госконтракта от 30.12.2014 г. N 17150-14, приняли и оплатили фактически невыполненные работы по строительству титульного временного сооружения объекта "Берегоукрепление правого берега р. Волга в г. Волгограде" на общую сумму 33 855,5 тыс. рублей, тем самым причинив прямой действительный ущерб государству.
13.7. ГКУ ВО "ДВС" в нарушение требований пункта 3.1.8 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160 и пункта 3.4 ГСН 81-05-01-2001, возведенные генподрядчиком титульные временные здания при строительстве "Берегоукрепление правого берега р. Волга в г. Волгограде" в количестве 10 объектов не зачислялись в состав основных средств на баланс Учреждения на общую сумму 6 010,76 тыс. рублей и не учитывались обособлено по стоимости работ, оплаченных генподрядной организации и не оформлялась их передача от госзаказчика к генподрядчику. Устранено в ходе проверки.
13.8. ГКУ ВО "ДВС" в нарушение пункта 5.11 госконтракта от 30 декабря 2014 года N 17150-14, положений приложения N 6 МДС 81-33.2004, приложения N 3 ГСН 81-05-01-2001 неправомерно возмещены расходы подрядчика в сумме 100,8 тыс. рублей на возведение временных зданий и сооружений при осуществлении подрядчиком затрат, связанных с нетитульными сооружениям (плакаты предупредительные, сигнальные знаки, флагштоки, флаги, пожарные шкафы и др.), которые подлежат учету в составе накладных расходов подрядчика. Устранено в ходе проверки.
13.9. ГКУ ВО "ДВС", осуществляющее функции застройщика объекта капитального строительства "Берегоукрепление правого берега р. Волга в г. Волгограде", в нарушение статьи 48 и пункта 19 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ при выборе исполнителя нарушен способ определения поставщика по 2 контрактам в 2015 году на оказание услуг авторского надзора общей стоимостью 1 355,8 тыс. рублей, которые заключены как с единственным поставщиком без проведения конкурентных процедур с ЗАО "Проектно-изыскательский институт "Гипроводстрой", не являющимся автором проектной документации.
13.10. Облкомприроды в нарушение части 5 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ по соглашению сторон в государственный контракт от 13 сентября 2011 г. N 1289/11 на выполнение работ по строительству объекта "Берегоукрепление правого берега р. Волга в р.п. Светлый Яр Волгоградской области" внесены изменения в части состава и объемов выполняемых работ на общую сумму 2 000,0 тыс. рублей, путем заключения дополнительного соглашения N 8 в 2014 году, согласно которому была исключена локальная смета N 1-01 на снос существующих строений из пункта 15.4 раздела 15 контракта.
13.11. Облкомприроды в нарушение части 6 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в период действия договора поручительства от 11 августа 2011 г. N 138-АТ/2011, требования к ООО "Ал Транс" по компенсации ущерба в связи с уклонением подрядчика - ООО МПП "Корунд" от исполнения обязательств по государственному контракту от 13 сентября 2011 г. N 1289/11 на выполнение работ по строительству объекта "Берегоукрепление правого берега р. Волга в р.п. Светлый Яр Волгоградской области" в период с 2013 по 2014 год на сумму 25 683,7 тыс. рублей не предъявлялись.
13.12. Облкомприроды в нарушение требований части 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации не обеспечил принятия решения о консервации капитального строительства и не провел инвентаризацию выполненных работ по объекту "Берегоукрепление правого берега р. Волга в р.п. Светлый Яр Волгоградской области" Облкомприроды, на котором работы не велись более чем 6 месяцев.
13.13. Облкомприроды заключил дополнительные соглашения, которыми увеличен срок выполнения работ (в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств) в отсутствие обеспечения исполнения контрактов в виде банковской гарантии, соответствующего установленным дополнительными соглашениями срокам работ по 5 контрактам на выполнение работ по капитальному ремонту гидротехнических сооружений в 2014 - 2015 гг. и работ по экологической реабилитации (расчистке) ерика Каширин и протоки от ерика Каширин до оз. Проклятое на территории Волго-Ахтубинской поймы в Среднеахтубинском муниципальном районе Волгоградской области общей стоимостью 135 994,9 тыс. рублей, то есть обеспечение исполнения контрактов не соответствовало требованиям части 3 статьи 96 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, согласно которой срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, поскольку срок действия банковских гарантий меньше пролонгированного срока контрактов.
13.14. В нарушение статей 9 и 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" Облкомприроды эксплуатируются 2 находящихся на балансе построенных объекта берегоукрепления в отсутствии утвержденной декларации безопасности гидротехнических сооружений "Берегоукрепление Волгоградского водохранилища в г. Николаевске Волгоградской области" и "Берегоукрепление р. Ахтуба на участке пос. Металлургов в г. Волжский Волгоградской области", а также в нарушение пункта 7 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации не внесены в государственный водный реестр.
Вышеуказанное свидетельствует о невыполнении Администрацией Волгоградской области требований пункта 23 Плана мероприятий по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года и задачи федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 N 1235-р в части реализации мероприятий по обеспечению эксплуатационной надежности и безопасности гидротехнических сооружений.
13.15. Облкомприроды в нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и пункта 4 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" Облкомприроды Волгоградской области в бухгалтерском учете не отражена проектная документация (4 единицы), на разработку которой израсходованы бюджетные средства в объеме 4 925,63 тыс. рублей. Устранено в ходе проверки.
13.16. Облкомприроды в нарушение статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ, пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 1998 г. N 490 разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений "Берегоукрепление р. Ахтуба на участке пос. Металлургов в г. Волжский Волгоградской области" и "Берегоукрепление Волгоградского водохранилища в г. Николаевске Волгоградской области" не получены, а объект "Берегоукрепление р. Ахтуба на участке пос. Металлургов в г. Волжский Волгоградской области" в Российский регистр гидротехнических сооружений не внесен.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Администрации Волгоградской области необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Обратиться в Росводресурсы с предложением о реализации 4 мероприятий, в отношении которых разработаны проектные документации (увеличение пропускной способности участков русел рек и ерика Волгоградской области) с целью выполнения указанных мероприятий в рамках переданных полномочий Российской Федерации Администрации Волгоградской области по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, согласно статье 26 Водного кодекса Российской Федерации.
2. Привести показатели государственной программы Волгоградской области "Использование и охрана водных объектов, предотвращение негативного воздействия вод на территории Волгоградской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области от 30 августа 2013 г. N 453-п в соответствие с показателями СКИОВО по бассейну реки Волга, являющимися согласно статье 33 Водного кодекса Российской Федерации основой осуществления водоохранных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, в части капитального ремонта гидротехнических сооружений.
3. Обеспечить контроль за завершением строительства и вводом в эксплуатацию объекта "Берегоукрепление правого берега р. Волга в р.п. Светлый Яр Волгоградской области" в сроки, предусмотренные государственной программой Волгоградской области "Использование и охрана водных объектов, предотвращение негативного воздействия вод на территории Волгоградской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области от 30 августа 2013 г. N 453-п.
4. Обеспечить в 2017 году направление средств в сумме 10 958,51 тыс. рублей на выполнение работ по устройству видовых площадок объекта капитального строительства "Берегоукрепление правого берега р. Волга в г. Волгограде" за счет бюджета Волгоградской области согласно гарантийным обязательствам субъекта Российской Федерации (письмо от 6 сентября 2016 г. N 02а-9м-14493).
5. Поручить Облкомприроды обеспечить представление подрядными организациями надлежащего обеспечения исполнения государственных контрактов - банковских гарантий по 5 водохозяйственным мероприятиям и мероприятиям по охране водных объектов, со сроком действия, превышающего срок действия соответствующего контракта не менее чем на один месяц, согласно требованиям части 3 статьи 96 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ.
6. Принять меры по проведению преддекларационного обследования гидротехнических сооружений "Берегоукрепление Волгоградского водохранилища в г. Николаевске Волгоградской области" и "Берегоукрепление р. Ахтуба на участке пос. Металлургов в г. Волжский Волгоградской области" с целью последующего оформления деклараций безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. N 1303.
7. Поручить Облкомприроды представить в Нижне-Волжское бассейновое водное управление сведения об объектах ГТС "Берегоукрепление Волгоградского водохранилища в г. Николаевске Волгоградской области" и "Берегоукрепление р. Ахтуба на участке пос. Металлургов в г. Волжский Волгоградской области" для внесения в государственный водный реестр.
8. Провести проверку по фактам выявленных нарушений, по результатам которой привлечь к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 24 ноября 2016 г. N 61К (1136).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Губернатору Волгоградской области или лицу, исполняющему его обязанности, надлежит уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения представления в срок до 1 июля 2017 года с предоставлением копий подтверждающих документов.
В рамках контроля исполнения представления прошу ежеквартально (в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным) информировать Счетную палату Российской Федерации о степени устранения выявленных нарушений и недостатков.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 9 декабря 2016 г. N ПР 09-346/09-03
Текст представления официально опубликован не был