Представление Счетной палаты РФ от 9 декабря 2016 г. N ПР 09-348/09-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка использования в 2013 - 2015 годах и истекшем периоде 2016 года государственных средств, направленных на организацию и функционирование комплексной системы управления водными ресурсами в рамках федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" на территории Южного федерального округа", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В ходе проверки Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (далее - Кубанское БВУ, БВУ) установлены нарушения Градостроительного кодекса Российской Федерации:
1.1. В нарушение подпункта 1 части 6.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также подпункта "а" пункта 4 Правил представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 г. N 822, проектную документацию в отношении объекта ("Берегоукрепительные и берегозащитные работы на р. Псоу от с. Веселое до пос. Ермоловка в Адлерском районе г. Сочи"), строительство которого предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения (Сочинский национальный парк), для проведения градостроительной экспертизы в Министерство регионального развития Российской Федерации не направляло.
1.2. В нарушение части 2 и пункта 6 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство объекта "Берегоукрепительные и берегозащитные работы на р. Псоу от с. Веселое до пос. Ермоловка в Адлерском районе г. Сочи" на особо охраняемых территориях в период с 14 сентября 2013 года по 24 декабря 2014 года осуществлялось в отсутствии разрешения на строительство, выдаваемого Минприроды России.
1.3. В нарушение частей 2 и 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство объекта "Берегоукрепительные и берегозащитные работы на р. Псоу от с. Веселое до пос. Ермоловка в Адлерском районе г. Сочи" на землях муниципалитета в период с 14 сентября 2013 года по 21 апреля 2015 года осуществлялось в отсутствии разрешения на строительство, выдаваемого Администрацией города Сочи.
1.4. Строительство объекта "Берегоукрепительные и берегозащитные работы на р. Псоу от с. Веселое до пос. Ермоловка в Адлерском районе г. Сочи" осуществлялось с 14 сентября 2013 года на земельных участках общей площадью 16,085 га (8,7773 га - земли Сочинского государственного национального парка, 1,8406 га - земли населенных пунктов муниципального образования города-курорта Сочи и 5,4671 га - земли сельскохозяйственного назначения ОАО "Сочинский деревообрабатывающий комбинат"), на которые у Кубанского БВУ отсутствовали правоустанавливающие документы, что противоречит положениям пункта 1 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
1.5. Кубанским БВУ в условия государственного контракта от 10 апреля 2012 г. N 2 на выполнение подрядных работ по объекту "Берегоукрепительные работы на реке Белая в районе с. Великовечное Белореченского района, Краснодарский край" внесены изменения в объемы выполняемых работ.
Указанные изменения в проектную документацию объекта в связи с изменением его параметров не вносились, и в нарушение пункта 2.3 приказа Росводресурсов от 11 марта 2011 г. N 64 проектная документация не переутверждалась, что противоречит положениям части 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
2. В нарушение требований статей 9 и 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" Кубанским БВУ эксплуатируется находящийся на балансе построенный объект берегоукрепления в отсутствии утвержденной декларации безопасности гидротехнического сооружения "Берегоукрепительные и берегозащитные работы на р. Псоу от с. Веселое до пос. Ермоловка в Адлерском районе г. Сочи".
3. Кубанским БВУ на момент проверки в нарушение пункта 7 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации и подпункта "б" пункта 9 Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 253, а также пункта 4.5.1 Положения о Кубанском БВУ, утвержденного приказом Росводресурсов от 11 марта 2014 г. N 66, не внесены в государственный водный реестр 4 проверенных гидротехнических сооружения (далее - ГТС): "Берегоукрепительные и берегозащитные работы на р. Псоу от с. Веселое до пос. Ермоловка в Адлерском районе г. Сочи", "Берегоукрепительные работы на реке Белая в районе с. Великовечное Белореченского района, Краснодарский край", "Неберджаевское водохранилище г. Новороссийск", "Противопаводковые и берегоукрепительные мероприятия на р. Псоу в селе Веселое Адлерского района города Сочи (1-я очередь на устьевом участке реки длиной до 4 км)", что свидетельствует о ненадлежащем исполнении БВУ возложенных на него функций.
4. В проверяемом периоде Кубанским БВУ допускались нарушения природоохранного законодательства:
4.1. Кубанским БВУ в нарушение условий государственных контрактов на выполнение подрядных работ по объектам (расчистка русел рек) осуществило оплату мероприятий по компенсации ущерба причиненного водным биологическим ресурсам, которые по условиям государственных контрактов были возложены на подрядные организации на общую сумму 1 525,3 тыс. рублей.
4.2. Кубанское БВУ при выполнении работ по объекту "Берегоукрепительные и берегозащитные работы на р. Псоу от с. Веселое до пос. Ермоловка в Адлерском районе г. Сочи" в нарушение статьи 27 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" не обеспечен выпуск в реки бассейна р. Кубань 43 168 шт. молоди стерляди, что не соответствует положительному заключению государственной экологической экспертизы от 28.11.2012 г. N 84, утвержденному приказом Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 28.11.2012 г. N 01.04/1672.
Нарушение устранено в ходе контрольного мероприятия.
4.3. В нарушение требований пункта 1 статьи 42 Водного кодекса Российской Федерации, статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Кубанское БВУ по объекту "Берегоукрепительные работы на реке Белая в районе с. Великовечное Белореченского района Краснодарский край" не осуществило возмещение вреда окружающей среды (водным биологическим ресурсам) в сумме 0,7 тыс. рублей.
4.4. В нарушение статей 9 и 11 Водного кодекса Российской Федерации, согласно которым право пользования водными объектами возникает на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование, пользование водными объектами при выполнении работ по 2 мероприятиям "Берегоукрепительные работы на реке Белая в районе с. Великовечное Белореченского района Краснодарский край", "Берегоукрепительные и берегозащитные работы на р. Псоу от с. Веселое до пос. Ермоловка в Адлерском районе г. Сочи" (заказчик-Кубанское БВУ) осуществлялось без оформленного в установленном порядке решения о предоставлении водного объекта в пользование.
5. Кубанским БВУ на момент проверки не обеспечена государственная регистрация права оперативного управления на завершенный в 2015 году объект капитального строительства "Берегоукрепительные и берегозащитные работы на р. Псоу от с. Веселое до пос. Ермоловка в Адлерском районе г. Сочи", что является нарушением части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.
6. В ходе проверки Кубанского БВУ выявлены нарушения и недостатки в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
6.1. В нарушение требований пункта 5 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" внесены изменения в условия государственного контракта от 10 апреля 2012 г. N 2 на выполнение подрядных работ по объекту "Берегоукрепительные работы на реке Белая в районе с. Великовечное Белореченского района, Краснодарский край" путем изменения объема выполняемых работ на сумму 9 519,7 тыс. рублей.
6.2. Кубанским БВУ принята банковская гарантия, представленная подрядчиком (ООО "Гидротехпроект") в качестве обеспечения исполнения государственного контракта от 30 мая 2014 г. N 8.5 на выполнение подрядных работ, не соответствующая требованиям статьи 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, ответственность гаранта (банка) ограничена размером суммы ущерба по контракту.
6.3. Установлен факт заключения Кубанским БВУ по результатам торгов контрактов с одним и тем же лицом на выполнение подрядных работ и строительного контроля от имени заказчика за ходом выполняемых им же подрядных работ, то есть фактически контроля "над самим собой", что противоречит целям и задачам строительного контроля, определенным статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Порядком проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 и в целом результативности осуществления закупок и влечет риски коррупционных проявлений.
Кроме того, исходя из положений статей 748, 749 Гражданского кодекса Российской Федерации, которыми установлены полномочия по осуществлению контроля и надзора за выполнением подрядчиком строительных работ, следует, что лицо, осуществляющее строительный контроль от имени заказчика, и подрядчик не могут быть одним лицом.
7. Декларация безопасности проектируемого гидротехнического сооружения по объекту "Берегоукрепительные работы на реке Белая в районе с. Великовечное Белореченского района Краснодарский край" не разрабатывалась, что не соответствует требованиям статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", согласно которой на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.
8. Установлено неэффективное использование ресурсов, созданных за счет средств федерального бюджета.
Так, Правила использования водохранилищ (7 штук) и Правила использования водных ресурсов водохранилищ (2 штуки), на разработку которых израсходовано 53 100,0 тыс. рублей, Кубанским БВУ в нарушение приказа Росводресурсов от 21 апреля 2015 г. N 64 в установленные сроки (со 2 кв. 2015 г. по 2 кв. 2016 г.) не утверждены. В результате не определены режимы использования 7 водохранилищ и 3 гидроузлов.
9. В нарушение статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ, пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 1998 г. N 490 Кубанским БВУ гидротехническое сооружение "Берегоукрепительные и берегозащитные работы на р. Псоу от с. Веселое до пос. Ермоловка в Адлерском районе г. Сочи" в Российский регистр гидротехнических сооружений не внесено, разрешение на эксплуатацию не получено.
10. Количество бесхозяйных гидротехнических сооружений на территории Краснодарского края, по данным Кубанского БВУ, составляет 762 ГТС, а по данным Кавказского управления Ростехнадзора - 9 ГТС, что свидетельствует об отсутствии должного взаимодействия между уполномоченными органами исполнительной власти по повышению эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) путем их приведения к безопасному техническому состоянию.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Кубанскому БВУ необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, в том числе:
1. Принять меры по проведению преддекларационного обследования гидротехнического сооружения "Берегоукрепительные и берегозащитные работы на р. Псоу от с. Веселое до пос. Ермоловка в Адлерском районе г. Сочи" с целью последующего оформления декларации безопасности гидротехнического сооружения в соответствии с Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. N 1303.
2. Обеспечить внесение сведений о 4 ГТС "Берегоукрепительные и берегозащитные работы на р. Псоу от с. Веселое до пос. Ермоловка в Адлерском районе г. Сочи", "Берегоукрепительные работы на реке Белая в районе с. Великовечное Белореченского района, Краснодарский край", "Неберджаевское водохранилище г. Новороссийск", "Противопаводковые и берегоукрепительные мероприятия на р. Псоу в селе Веселое Адлерского района города Сочи (1-я очередь на устьевом участке реки длиной до 4 км)", в государственный водный реестр.
3. Принять меры по возмещению подрядчиками средств, направленных Кубанским БВУ на оплату мероприятий по компенсации ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам в период реализации водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, в сумме 1 525,3 тыс. рублей.
4. Обеспечить возмещение вреда окружающей среде (водным биоресурсам), причиненного в результате проведения мероприятий по капитальному строительству объекта "Берегоукрепительные работы на реке Белая в районе с. Великовечное Белореченского района Краснодарский край", в сумме 0,7 тыс. рублей.
5. Обеспечить государственную регистрацию права оперативного управления на объект капитального строительства "Берегоукрепительные и берегозащитные работы на р. Псоу от с. Веселое до пос. Ермоловка в Адлерском районе г. Сочи".
6. Утвердить разработанные правила использования водохранилищ.
7. Обеспечить ведомственное взаимодействие, в том числе проведение сверки данных о количестве бесхозяйных ГТС, расположенных на территории Краснодарского края, в целях определения их собственника.
8. Провести проверку по фактам выявленных нарушений, по результатам которой привлечь к ответственности лиц, допустивших нарушения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 24 ноября 2016 г. N 61К (1136).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Кубанского БВУ или лицу, исполняющему его обязанности, надлежит уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения представления в срок до 1 июля 2017 года с предоставлением копий подтверждающих документов.
В рамках контроля исполнения представления прошу ежеквартально (в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным) информировать Счетную палату Российской Федерации о степени устранения выявленных нарушений и недостатков.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 9 декабря 2016 г. N ПР 09-348/09-03
Текст представления официально опубликован не был