Представление Счетной палаты РФ от 10 октября 2016 г. N ПР 03-240/03-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективности использования лесных ресурсов и средств федерального бюджета, направленных на исполнение переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в 2014 - 2015 годах и истекшем периоде 2016 года" (совместно со Счетной палатой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) в Федеральном агентстве лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), Департаменте лесного хозяйства Приморского края и Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. В нарушение пункта 4 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации Департаментом лесного хозяйства Приморского края и Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за счет субвенций на исполнение переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений произведены выплаты повышенных районных коэффициентов к заработной плате работников лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Приморского края в размере, превышающем норматив, используемый при расчете субвенций в соответствии с действующими федеральными нормативными правовыми актами, что содержит признаки нецелевого использования средств федерального бюджета.
1.1 Департаментом лесного хозяйства Приморского края произведены выплаты повышенного районного коэффициента к заработной плате в размере 1,3, установленном решением исполкома Приморского краевого СНД от 13 сентября 1991 г. N 263 "О районных коэффициентах", превышающем размер коэффициента 1,2, установленного постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20 ноября 1967 г. N 512/п-28, на 10% - в 2014 году на сумму 1 664,2 тыс. рублей, в 2015 году - 1 727,8 тыс. рублей, в 2016 году - 936,9 тыс. рублей.
1.2. Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за счет субвенций из федерального бюджета произведены выплаты повышенного районного коэффициента к заработной плате в размере 1,5, предусмотренного информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 9 июня 2003 г. N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19 мая 2003 г. N 670-9 и Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 июня 2003 г. N 25-23/5995, превышающего коэффициент в размере 1,3, установленный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 8 октября 1960 г. N 1167/26 "О районных коэффициентах к заработной плате работников государственных предприятий и организаций сельского и лесного хозяйства" на 20% - в 2014 году на сумму 626,4 тыс. рублей, в 2015 году - 663,0 тыс. рублей.
2. В соответствии с пунктом 197 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее - Инструкция), утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, счет 20500 "Расчеты по доходам" предназначен для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам, возникающих в силу договоров, соглашений, а также при выполнении субъектом учета возложенных согласно законодательству Российской Федерации на него функций, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат. Проверкой установлено, что центральным аппаратом Рослесхоза операции по начислению поступлений администрируемых доходов осуществлялись только по их фактическому поступлению, что не соответствует требованиям пункта 197 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н.
Пунктом 2 Правил осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995 (далее - Правила осуществления полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), установлены требования к содержанию правовых актов главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что приказ Рослесхоза от 15 апреля 2015 года N 114 "О бюджетных полномочиях администраторов доходов федерального бюджета и главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства" не содержит положений об определении порядка действий администраторов доходов бюджетов при уточнении невыясненных поступлений, при принудительном взыскании администраторами доходов бюджетов с плательщика платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним через судебные органы или через судебных приставов, что не соответствует требованиям пункта 2 Правил осуществления полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Указанные нарушения и недостатки приводят к несвоевременному отражению в бюджетной отчетности сумм дебиторской задолженности, несвоевременному уточнению невыясненных поступлений, способствуют снижению доходов федерального бюджета, что свидетельствует о необходимости повышения качества исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета.
3. В соответствии с пунктом 167 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, в разделе 1 Приложения (ф. 0503169) отражаются суммы дебиторской и кредиторской задолженности учреждения с выделением сумм, по которым в срок, предусмотренный правовым основанием возникновения задолженности, обязательства кредитором (дебитором) не исполнены (просроченная кредиторская, дебиторская задолженность). В ходе проверки установлено, что при формировании сводной бюджетной отчетности Рослесхоз использовал бюджетную отчетность администраторов доходов бюджета, в которой вместо отражения просроченной дебиторской задолженности выделялась сумма нереальной к взысканию дебиторской задолженности.
4. Согласно пункту 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в местные бюджеты. В ходе проверки установлено, что в соответствии с приказами Рослесхоза от 26 декабря 2013 г. N 419 (утратил силу с апреля 2015 года) и от 10 апреля 2015 г. N 108 "Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов федерального бюджета" суммы, начисленные в целях возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства (в том числе, по искам о возмещении вреда), администраторами доходов бюджетов, подведомственными Рослесхозу, направлялись в федеральный бюджет, что не соответствует требованиям пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
5. Пунктом 1 приказа Рослесхоза от 27 июня 2011 г. N 245 (утратил силу в связи с изданием приказа Рослесхоза от 29 февраля 2016 г. N 59) утверждены формы отраслевой отчетности, в том числе форма 16-ОИП "Сведения о доходах лесного хозяйства и их распределении по получателям", которая содержит показатель "Сведения о доходах от реализации древесины, полученной при проведении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов при размещении государственного заказа на их выполнение без продажи лесных насаждений для заготовки древесины, а также древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации".
Проверкой установлено, что доходы от реализации древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации в 2014 и 2015 годах не отражались Рослесхозом в указанной форме отчета, что не соответствует приказу Рослесхоза от 27 июня 2011 г. N 245. Кроме того, указанные доходы от реализации древесины не участвовали в расчете целевого индикатора (показателя), отражающего объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда, утвержденного государственной программой Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы.
6. Выборочная проверка информации об объемах реализованной древесины в 1 полугодии 2016 года в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2009 г. N 604 показала, что показатели объемов реализованной древесины территориальными органами Росимущества не соответствуют данным, внесенным в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней, что свидетельствует о необходимости повышения качества ведения единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней, в том числе, в части привлечения к административной ответственности лиц за нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней на основании статьи 8.28.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" Рослесхозу необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений, недостатков и предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Привести ведомственные правовые акты о наделении территориальных органов Рослесхоза полномочиями администратора доходов бюджета в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995, определив порядок действий при уточнении невыясненных поступлений, принудительном взыскании с плательщика платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним через судебные органы или через судебных приставов;
2. Обеспечить, в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, перечисление в местный бюджет сумм, начисленных в целях возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства (в том числе, по искам о возмещении вреда), администраторами доходов бюджетов, подведомственными Рослесхозу;
3. При формировании отчетности за 2016 год по форме 1-ОИП "Сведения о доходах лесного хозяйства и их распределении по получателям", утвержденной приказом Минприроды России от 28 декабря 2015 г. N 565 "Об утверждении форм, содержания и порядка представления отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений", учитывать доходы от реализации древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации;
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 сентября 2016 г. N 49К (1124).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" заместителю Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководителю Федерального агентства лесного хозяйства, или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 февраля 2017 г.
Аудитор |
С.И. Штогрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 10 октября 2016 г. N ПР 03-240/03-04
Текст представления официально опубликован не был