Представление Счетной палаты РФ от 10 октября 2016 г. N ПР 10-239/10-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого и эффективного расходования средств федерального бюджета и внебюджетных средств, направленных в 2014-2015 годах и за истекший период 2016 года на рекламу и информационное сопровождение деятельности" в ОАО "РЖД" и АО "ФПК", по результатам которого установлены следующие нарушения и недостатки.
1. Низкий уровень планирования и освоения средств федерального бюджета в виде взносов в уставный капитал ОАО "РЖД" в проверяемом периоде повлек за собой образование значительных объемов неиспользованных остатков. Так, на начало 2014 года неиспользованный остаток средств федерального бюджета в виде взносов в уставный капитал составил 64 193,0 млн. рублей, на начало 2015 года - 50 795,0 млн. рублей, на начало 2016 года - 53 787,0 млн. рублей.
В 2015 году на остатки бюджетных средств в виде взносов в уставный капитал ОАО "РЖД", находящиеся на специальных расчетных счетах, начислены проценты в сумме 1 646,9 млн. рублей, за истекший период 2016 года - 1 815,5 млн. рублей.
Формирование бюджетных заявок на средства федерального бюджета в виде взносов в уставный капитал, финансового плана и инвестиционной программы Общества на очередной финансовый год, осуществляется без учета фактической потребности в финансировании инвестиционных проектов и наличия возможности их освоения.
Например, по состоянию на 1 января 2014 года неиспользованный остаток средств федерального бюджета, направленных в виде взносов в уставный капитал ОАО "РЖД" на цели развития железнодорожной инфраструктуры общего пользования на участке Междуреченск-Тайшет, составил 15 522,0 млн. рублей. В 2014 году на цели реализации указанного проекта ОАО "РЖД" дополнительно получено 8 452,9 млн. рублей. В результате объем средств федерального бюджета на реализацию указанного проекта в 2014 году составлял 23 974,9 млн. рублей, из которых по итогам 2014 года освоено 4 222,0 млн. рублей или 17,6%.
По итогам 2014 года остаток неосвоенных средств федерального бюджета, направленных в виде взносов в уставный капитал ОАО "РЖД", составил 19 753,0 млн. рублей. В 2015 году на реализацию указанного проекта направлены средства федерального бюджета в размере 11 053,0 млн. рублей.
В результате объем средств федерального бюджета на реализацию указанного проекта в 2015 году составил 30 806,0 млн. рублей, из которых по итогам 2015 года освоено 5 788,0 млн. рублей или 18,7%.
2. Выборочная проверка расходов ОАО "РЖД" на проектно-изыскательские работы показала, что в рамках договора от 1 февраля 2013 г. N 34 с ОАО "Росжелдорпроект" за счет средств федерального бюджета оплачены проектно-изыскательские работы по объекту "Строительство вторых железнодорожных путей и электрификация участка "Выборог-Приморск-Ермилово Октябрьской железной дороги" Строительство второго главного пути с электрификацией участка Выборог (БП 160км) (вкл.) - Пихтовая (парк Попово (вкл)" в сумме 521,2 млн. рублей.
Вместе с тем, согласно заключению ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 28 сентября 2015 г. N 1334-15/ГТЭ-9763/10 сметная стоимость проектно-изыскательских работ по указанному проекту в текущем уровне цен 2 квартала 2015 года составляет 203,5 млн. рублей. Таким образом, стоимость проектно-изыскательских работ оплаченных ОАО "РЖД" за счет средств федерального бюджета по данному объекту превышает стоимость работ, утвержденных государственной экспертизой на 317,7 млн. рублей, что свидетельствует о неэффективном расходовании средств федерального бюджета.
3. В нарушение части 3 статьи 14 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", в соответствии с которой сметная стоимость инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета Российской Федерации подлежит проверке на предмет достоверности использования направляемых на капитальные вложения средств, а также части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации ОАО "РЖД", согласно которой государственной экспертизе подлежит проектная документация объектов, строительство и реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации ОАО "РДЖ" без проведения проверки достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства, а также в отсутствие государственной экспертизы проектной документации заключен договор строительного подряда с АО "РЖДстрой" от 9 апреля 2014 N РЖДС-140833 на реализацию объекта капитального строительства "Комплексное развитие участка Междуреченск-Тайшет Красноярской железной дороги. 2-й Джебский тоннель на перегоне Джебь-Щетинкино".
Положительное заключение получено только от 15 апреля 2016 г. N 124-16/КРЭ-2296/05, согласно которому расходы по добровольному страхованию строительных рисков, в соответствии с приказом Минстроя России от 16 июля 2014 г. N 294/пр., из сметной стоимости работ исключены.
В результате заключения и исполнения указанного договора без проведения проверки достоверности сметной стоимости объекта и в отсутствие государственной экспертизы проектной документации привело к дополнительным расходам средств федерального бюджета, поскольку ОАО "РЖД" расходы по добровольному страхованию строительных рисков в сумме 7,1 млн. рублей были уже оплачены, которые являются неэффективными расходами.
Кроме того, в нарушение части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство указанного объекта осуществлялось в отсутствие проектной документации получившей положительное заключение экспертизы.
Всего, по результатам государственной экспертизы сметная стоимость объекта "Комплексное развитие участка Междуреченск-Тайшет Красноярской железной дороги. 2-й Джебский тоннель на перегоне Джебь-Щетинкино" сократилась на 111,1 млн. рублей. Вместе с тем соответствующие изменения в договоры, заключенные в целях строительства указанного объекта, не внесены.
4. ОАО "РЖД" в нарушение 3 статьи 14 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, части 3.4 статьи 49, части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации ОАО РЖД в 2014-2016 гг. в рамках реализации инвестиционного проекта "Развитие железнодорожной инфраструктуры общего пользования на участке Междуреченск-Тайшет" ОАО "РЖД" без проведения проверки достоверности сметной стоимости объекта и в отсутствие государственной экспертизы проектной документации (за исключением объекта 2-й Джебский тоннель на перегоне Джебь-Щетинкино) заключены договоры на строительно-монтажные работы, по которым осуществляются работы и произведена оплата на сумму 11 953,0 млн. рублей.
На дату завершения проверки ОАО "РДЖ" проектная документация по указанному инвестиционному проекту (за исключением объекта 2-й Джебский тоннель на перегоне Джебь-Щетинкино) для проведения государственной экспертизы не представлялась.
5. Привлечение ОАО "РЖД" средств федерального бюджета на реализацию инвестиционных проектов без наличия утвержденной проектно-сметной документации является одной из причин низкого уровня освоения взносов в уставный капитал и образования значительных остатков.
Например, остаток средств федерального бюджета в виде взносов в уставный капитал ОАО "РЖД" на реализацию проекта "Строительство вторых железнодорожных путей и электрификация участка "Выборог-Приморск-Ермилово" на 1 января 2014 года составил 7 067,0 млн. рублей, из которого в 2014 году освоено 534,0 млн. рублей или 7,6%, в 2015 году - 3 769,0 млн. рублей. По состоянию на 1 января 2016 года неиспользованный остаток составил 2 764,0 млн. рублей.
6. В нарушение Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного приказом Минтранса России от 12 августа 2014 г. N 225, регламент по ведению раздельного учета по доходам ОАО "РЖД" до настоящего времени не утвержден.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" ОАО "РЖД" необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Рассмотреть вопрос о возможности расходования процентов, начисляемых на остатки взносов Российской Федерации в уставный капитал ОАО "РЖД", на финансирование инвестиционных проектов.
2. Принять меры по приведению договоров, заключенных в целях реализации инвестиционного проекта "Комплексное развитие участка Междуреченск-Тайшет Красноярской железной дороги. 2-й Джебский тоннель на перегоне Джебь-Щетинкино", в соответствие с проектно-сметной документацией, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы от 15 апреля 2016 г. N 124-16/КРЭ-2296/05.
3. Утвердить регламент по ведению раздельного учета по доходам ОАО "РЖД" в соответствии с приказом Минтранса России от 12 августа 2014 г. N 225.
4. Провести проверку по фактам нарушений и недостатков, установленных в ходе контрольного мероприятия, по результатам которой привлечь к ответственности виновных лиц.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 26 сентября 2016 г. N 50К (1125).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Президенту ОАО "РЖД" или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 15 декабря 2016 года.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 10 октября 2016 г. N ПР 10-239/10-03
Текст представления официально опубликован не был